Газета Заря

Главная Здоровье Часто болеющие дети

Часто болеющие дети

Автор editor

Быстро пролетают летние каникулы, не за горами первое сентября. Для многих родителей встает вопрос, как подготовить ребенка к школе? Особую тревогу перед началом учебного года испытывают родители часто и длительно болеющих детей. И не напрасно, ведь именно эти дети тяжелее переносят процесс адаптации к образовательному процессу, нуждаются в постоянном внимании врачей, психологов и педагогов.

Отмечено, что в настоящее время число абсолютно здоровых школьников снизилось до 10%, число детей с хроническими заболеваниями достигает 20%, а остальные 70% — часто болеющие дети. В основном это учащиеся начальных классов.

После семи лет часто и длительно болеющими считаются дети, перенесшие более четырех эпизодов ОРЗ в год, длительностью более 14 дней.

Доказано, что у большинства таких детей повышенная заболеваемость ОРЗ не связана с наследственными болезнями и приобретенными патологиями, а сопряжена с изменением иммунной защиты организма.

Как правило, часто болеющий ребенок попадает в «порочный круг» на фоне ослабленного иммунитета, он переносит ОРЗ, которые, в свою очередь, еще больше ослабляют иммунитет.

Среди основных факторов, способствующих частым ОРЗ, можно выделить три группы:

Связанные с состоянием здоровья – это проблемы беременности и родов, недоношенность, анемия, раннее искусственное вскармливание, нарушения со стороны нервной системы, различные виды диатезов, заболевания органов дыхания, дисбактериозы, очаги хронической инфекции носоглотки и полости рта, глистные инвазии и др.

Большую роль в повышенной заболеваемости играют провоцирующие факторы, связанные с уходом за ребенком: низкая медицинская активность семьи, пассивное курение, пренебрежение закаливанием, физической культурой, нерациональное питание (на фоне избытка углеводов, дефицита белка, витаминов и минералов), неблагоприятные социально-бытовые условия, самолечение, частое и длительное применение антибиотиков и других лекарственных препаратов.

Особое значение играют социально-психологические причины, которые определяют психоэмоциональное состояние школьника: хроническая психотравмирующая ситуация в семье, отсутствие отца или матери, конфликтные отношения между родителями и другими членами семьи, стрессы, вызванные педагогическими просчетами учителя.

Стрессовые ситуации в семье и школе приводят к возникновению у ребенка устойчивого астенического синдрома, который характеризуется истощением психических процессов, снижением работоспособности и познавательной деятельности, повышенной раздражительностью. У ребенка формируется готовность к вспышкам гнева и агрессии.

Астения не только играет значительную роль в снижении иммунитета и возникновении частых ОРЗ, но и формирует стойкие трудности в обучении школьника.

К сожалению, у часто и длительно болеющих детей наблюдается сочетание перечисленных выше основных причин снижения защитных сил организма. Чтобы вырваться из «замкнутого круга», необходимо создать ребенку комфортные условия проживания в семье, благоприятную психоэмоциональную обстановку. Поистине семья должна быть «Солнечной долиной добра и справедливости».

Оздоровление часто и длительно болеющих детей должно быть комплексным, планомерным и систематическим. И здесь семье необходима помощь не только педиатра и психолога, но и педагога.

Комплекс мероприятий включает медицинскую и психологическую реабилитацию:

— строгий режим дня;

— рациональное сбалансированное питание с достаточным количеством белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов. Обязательно включение в ежедневный рацион свежих овощей, фруктов, ягод, соков;

— закаливание, общеукрепляющую и лечебную физкультуру, с обязательным включением комплекса дыхательной гимнастики;

— физиотерапию, фито- и ароматерапию;

— повторные курсы релаксирующего массажа и аутотренинга.

Необходимо исключить занятия и игры, приводящие к переутомлению и перевозбуждению, сократить просмотр телепередач и игр за компьютером до одного часа в неделю.

Во избежание неблагоприятных последствий для здоровья ребенка не рекомендуется приобретать учащимся начальных классов мобильные телефоны. У детей более тонкие кости черепа, активно формируются нервная система и головной мозг, вследствие этого воздействие электромагнитного излучения на организм ребенка более интенсивное, чем на взрослого.

Целесообразно увеличить продолжительность сна на 1-1,5 часа. Обязательным для часто болеющих детей должен быть дневной сон или отдых. Рекомендуется ограничить поездки в транспорте, а продолжительность прогулок на свежем воздухе увеличить до трех часов.

У большинства часто и длительно болеющих детей из-за дисфункции вегетативной нервной системы наблюдается повышенная потливость. Им рекомендуется частая (2-3 раза в сутки) смена белья, массаж стоп ладонью, подушечками пальцев или пальцами, сжатыми в кулак (поглаживание, растирание и снова поглаживание подошв обнаженных стоп).

Большое значение в оздоровлении детей играет правильно подобранная по погоде одежда. Не секрет, что многие родители кутают часто болеющих детей, и те, немного побегав или поиграв, перегреваются, потеют. Этого допускать не следует. Родители должны одевать своих детей не теплее, чем одеты сами. Любая попытка закутать ребенка сведет на нет все усилия по его закаливанию.

В преддверии нового учебного года хочется пожелать родителям набраться мудрости и терпения, не кричать на детей, не применять мер физического воздействия за те или иные проступки. Дети очень болезненно воспринимают все упреки и унижения. Больше хвалите своих чад, прижимайте к себе «под крылышко», поглаживайте по спине и голове. Спокойный, уверенный в том, что его любят, ребенок значительно реже болеет.

Если появляются проблемы в поведении, лучше обратиться к опытному психологу. Но никогда не следует забывать, что проблемы ребенка – это проблемы семьи. И зачастую помощь семейного психолога и педиатра приводит к эффективным результатам в оздоровлении часто болеющих детей.

Э.Б.Угарова, заведующая консультативно-оздоровительным отделением ГКУЗ КО «Калужский
областной Центр медицинской
профилактики»