Чтобы не обмануться дважды

Почти каждый из нас или наших знакомых оказывался в ситуации, когда, поддавшись на уговоры расторопных продавцов, покупал «чудо-таблетку» или «волшебный чай» от всех болезней. Будьте готовы — это может быть только началом обмана. Финансовые аферисты знают, как забраться в карман к одному клиенту дважды.

Продать «чудодейственную» пилюлю или «уникальный» прибор — это только первая часть мошеннической схемы. Спустя некоторое время с клиентом могут связаться злоумышленники, представляясь якобы «сотрудниками Банка России» или его уполномоченными (адвокатами, судебными исполнителями и т.п.). Они настойчиво внушают своей жертве, что проданный товар был некачественным, прибор — опасным для здоровья.
Казалось бы, справедливость восторжествовала: пострадавшему обещают солидную денежную компенсацию. Однако, чтобы получить ее, нужно оплатить «налог» или «госпошлину». Часто злоумышленники направляют своим потенциальным жертвам даже копию паспорта адвоката, служебного удостоверения, судебного решения, исполнительного листа и других документов — естественно, все бумаги фальшивые. Для убедительности мошенники могут упомянуть в разговоре адрес Банка России, указанный на официальном сайте. «Налог» просят перевести срочно, чтобы не дать жертве времени на раздумья, причем, на счет физического лица. Некоторые мошенники успевают собрать несколько дополнительных «налоговых» платежей с одного клиента, прежде чем тот опомнится.
Запомните: Банк России не работает с физическими лицами, не занимается выплатой компенсаций. Чтобы обеспечить свою финансовую безопасность, следует проявлять осторожность и не переводить средства незнакомым лицам, даже если те представляются сотрудникам солидных госструктур. Следует перепроверить любую информацию, поступившую от неизвестных вам людей. Если кто-то выступает от имени «ЦБ» — позвоните в контактный центр Банка России по номеру 8-800-250-40-72 (бесплатный звонок из регионов России) и проверьте информацию.
«Все серьезные финансовые решения не следует принимать в спешке, лучше посоветоваться с родственниками. Никому не предоставляйте информацию для доступа к вашему счету (логин, пароль, PIN-код), а при малейших подозрениях на обман немедленно обращайтесь в органы полиции,» — советует заместитель управляющего Отделением Калуга ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Лариса Захарова.
Добавим, что в структуре регулятора работает Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, в компетенцию которой входит рассмотрение обращений и жалоб на деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России. Направить жалобу можно через раздел «Интернет-приемная» на сайте www.cbr.ru, по электронной почте: fps@cbr.ru.