Газета Заря

Главная Образование От качества учебников напрямую зависит качество современного образования

От качества учебников напрямую зависит качество современного образования

Автор editor

Недавно в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «Законодательная регламентация создания, экспертизы, распространения и использования учебников при реализации основных образовательных программ общего образования». В режиме видеоконференцсвязи участие в них приняла депутат Законодательного Собрания Калужской области Н.Н.Логачева. Как считает Наталья Николаевна, при сохранении вариативности образовательного процесса сегодня необходимо выработать единые подходы к созданию учебных пособий и преподаванию учебного материала. Это мнение разделяет и депутат Районного Собрания МР «Медынский район», директор Медынской средней школы Р.К.Прокшина:
— На сегодняшний день в федеральном перечне допущенных и рекомендованных для школ учебников насчитывается более тысячи наименований. Это огромное количество. И далеко не все из них соответствуют требованиям учебно-образовательного процесса. Во многих учебниках существуют погрешности в изложении как научного, так и методического материала, есть ошибки и опечатки в текстах.
Такие пособия, безусловно, надо убирать.
В то же время нельзя сказать, что все школы нашей страны и все дети должны учиться по одному-двум авторам, ведь главной стратегией развития образования в современной России является вариативное образование. Давая возможность школьникам обучаться по разным учебникам и пособиям, мы способствуем формированию у них критического мышления, а значит — создаем условия для их успеха в будущем.
Ежегодно на заседаниях методических объединений педагоги Медынской школы ведут обсуждение учебников, выделяя все плюсы и минусы. Это позволяет им подобрать наиболее оптимальную методику преподавания с учетом особенностей и основных образовательных потребностей школьников. Очевидно, что время, когда учебник был альфой и омегой учебного процесса, прошло. В условиях введения новых стандартов учитель, составляющий рабочую программу для каждого класса, пользуется несколькими пособиями — в одном лучше изложен теоретический раздел, в другом — хороший набор задач. А под какие-то темы учебник еще не написан, и на помощь учителю приходят Интернет, выдержки из научных статей, самостоятельно составленные конспекты. Поэтому, подчеркну, у учителя должен быть выбор, пространство для свободы и гибкости образовательного процесса. Это необходимо и для ведения исследовательской и проектной работы, решения творческих задач, которые стали неотъемлемой частью сегодняшней школы. Они воспитывают в учениках тягу к открытиям, к познанию, к созиданию, умение анализировать, выдвигать и проверять гипотезы, ставить новые задачи. Эти способности не проверяются на ЕГЭ, но сложно представить будущего выдающегося специалиста без этих качеств.
Каким же должен быть выход из создавшейся ситуации? На мой взгляд, в первую очередь должна измениться процедура принятия решения о включении учебников в федеральный перечень. Это должна быть  экспертиза с участием Российской академии наук, Российской академии образования и обязательно профессионального сообщества, то есть педагогов-практиков. Разумеется, это требует времени, и это также нужно учесть при совершенствовании механизма экспертизы школьной литературы.
Таким образом,  учебники по предметам должны соответствовать предметным концепциям, федеральным государственным образовательным стандартам и примерным образовательным программам. С одной стороны, это позволит обеспечить единство образовательного пространства на территории всей страны. С другой — даст в руки учителям и школьникам современные книжки,  по которым дети будут учиться с удовольствием, а родители не будут приходить в ужас от количества ошибок — и фактических, и грамматических.

Елена Шкумат