Земельный контроль — важнейшая задача муниципальной власти

Издавна владение землёй считалось для человека некой ответственностью. Недаром его называли хозяином, ведь требовалось приложить значительный труд для того, чтобы имеющийся надел приносил урожай, доход либо иные материальные блага своему владельцу. В советское время частное землевладение, как известно, было упразднено и вернулось лишь спустя десятилетия, в 90-х годах ХХ века как инструмент, способный дать гражданам возможность осуществлять хозяйственную деятельность. Увы, кажущееся благим начинание обернулось не столько появлением частных подворий и фермерских хозяйств, сколько обилием пустующих и необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения. А всё потому, что на деле далеко не всякий землевладелец может носить то самое исконное имя — хозяин.
Сегодня предпринимаются попытки каким-либо образом воздействовать на граждан, имеющих в своём владении земельные ресурсы и не использующих их по назначению. С этой целью статьёй 72 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается муниципальный и общественный земельный контроль, целью которого является выявление нарушений, связанных с земельным законодательством. О том, как осуществляется данная работа на территории нашего района, мы поинтересовались у главного специалиста отдела аграрной политики и социального развития села муниципального района «Медынский район» П.П.Праницкого.
Павел Петрович отметил, что сегодня осуществление земельного контроля является важнейшей задачей муниципальной власти. Согласно статистическим данным, на территории Российской Федерации использование земельных угодий осуществляется немногим более чем на 60% от их общего числа. При этом в Калужской области этот показатель составляет более 50%, а на территории МР «Медынский район» близок к общероссийскому (порядка 60%). На фоне этого важной задачей является выявление нерадивых землепользователей, привлечение их к предусмотренной законодательством ответственности, но самое главное — разъяснение людям того, что владение землёй налагает определённые обязанности. Гражданин должен использовать её, а если такая возможность отсутствует — отдать участок в аренду либо отказаться от права владения. Сегодня данная процедура предельно упрощена — достаточно обратиться в МФЦ с соответствующим заявлением.
На территории муниципального района «Медынский район» муниципальный земельный контроль осуществляется с 2010 года. Ежегодно верстаются планы проверок, которые размещаются на официальном сайте муниципального образования. Помимо предусмотренных графиком, выполняются и внеплановые проверки, которые могут производиться по ранее вынесенным предписаниям либо обращениям граждан или юридических лиц.
Так, по словам П.П.Праницкого, за минувший 2017 год сотрудники отдела осуществили 225 плановых проверок, 216 из которых — на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью 6713 га. По их результатам составлено 69 актов по землям площадью 2357 га и 60 актов о нарушениях земельного законодательства для земель площадью 1661 га. Направлено 50 материалов на 1023 га неиспользуемых земель. Был оформлен отказ трёх владельцев на земельные участки суммарной площадью около 30 га, а общая сумма вынесенных штрафов составила 630 тысяч рублей. В текущем 2018 году запланировано проведение 304 проверок, из которых примерно половина будет осуществляться на землях сельхозназначения, а остальная часть — на землях населённых пунктов. Сегодня уже проведено 43 проверки, по результатам которых в контролирующие и надзорные органы передана информация о семи нарушениях.
Задача муниципального инспектора в данной работе — не собственно наказание, а фиксация нарушений, выдача предписаний об их устранении и последующая передача данных в органы Россельхознадзора и службы Росреестра. Именно они осуществляют непосредственное наказание нерадивых землепользователей, и оно может быть весьма чувствительным. Согласно законодательству, частные лица несут административную ответственность за нарушение земельного законодательства и могут наказываться штрафом в размере от 5 до 50 тысяч рублей в зависимости от типа нарушения. Кроме того, в случае привлечения к административной ответственности за нарушение земельного законодательства данные о гражданах передаются в налоговую инспекцию, где к ним применяется 5-кратная ставка земельного налога.
Как показывает практика, на территории муниципального образования наиболее распространёнными нарушениями является неиспользование земель по целевому назначению, зарастание их сорной и кустарниковой растительностью, а также самозахват земельных участков. Однако работа надзорных органов подразумевает не только наказание, но, в первую очередь, разъяснение гражданам того факта, что землевладение подразумевает под собой ответственность. Не страх перед наказанием, а именно хозяйственное отношение к земле. Уж если решил стать землевладельцем, то стань и хозяином. Если люди сумеют понять этот простой принцип, то и число нарушений снизится, да и брошенных земель станет гораздо меньше. А развитие аграрной деятельности на селе — прямой путь к развитию района, области, да и всей страны в целом.

Георгий Саркисян