Время читать!
Время читать!

По данным международного исследования PISA, опубликованным в конце ушедшего года, в России снова наблюдается спад читательской грамотности. За несколько лет — а данный мониторинг проводится один раз в три года — наша страна в списке из 79 стран передвинулась с 26-го пункта на 31-й. Почти каждый десятый российский школьник не может выделить основную идею прочитанного текста или найти в нем какую-то информацию; еще 18% не могут сделать даже простые выводы из прочитанного и продемонстрировать хоть какое-то понимание.
Что не так с нашими детьми? Как увлечь их чтением? Над этой проблемой вот уже три года работает коллектив Медынской средней школы. За это время наработан определенный опыт, которым педагоги охотно делятся со своими коллегами. Так, в работе одного из последних семинаров под названием «Практика применения стратегий смыслового чтения в урочной деятельности» приняли участие учителя Медынского, Дзержинского и Износковского районов.

«Кто виноват?» и «Что делать?»
Современные исследования в области чтения говорят о том, что ребенок как читатель формируется в рамках свободного чтения. Если в возрасте 10-12 лет он не читает детскую и подростковую литературу, а воспитывается только на классике, то как читатель он будет потерян.
Размышляя над этой информацией, вспомним добрым словом советскую школу. Один раз в месяц учитель начальных классов или учитель литературы проводил урок внеклассного чтения, на котором, ребята, выражаясь современным языком, презентовали прочитанные книги. Каждый старался выбрать такое произведение, которое заинтересует одноклассников, рисовал к нему иллюстрации. Прийти неподготовленным было стыдно. На некоторые книги в библиотеке выстраивалась очередь – почитать хотелось всем.
Сегодня таких уроков в большинстве своем не проводится, а в списках, предлагаемых для летнего чтения, преобладает не всегда понятная детям классическая литература, немного или вовсе нет произведений об их современниках. Библиотечные фонды практически не пополняются, а домашние библиотеки многих семей ограничиваются десятком книг. Родители вечерами зависают в социальных сетях. Так откуда возьмется этот интерес? Самый простой способ увлечь нынешнего школьника книгой – читать вместе с ним, помогать в осмыслении и интерпретации прочитанного, вместе делать выводы. А чтобы это «вместе» состоялось, взрослым тоже надо учиться. Медынская школа является межрегиональным отделением Русской Ассоциации Чтения. Педагоги неоднократно выезжали в Москву и принимали участие в мастер-классах и семинарах, проводимых ассоциацией, налажено активное сотрудничество с учеными, ведущими специалистами в области продвижения читательской грамотности.

Воспитать не листателя, а читателя
В условиях, когда компьютеры и планшеты, вытесняют печатные издания, когда часто необходимо за короткое время обработать большое количество информации — и это, кстати, тоже приходится делать современным школьникам при подготовке докладов, презентаций, всевозможных проектов — сделать это безумно сложно. Но все же возможно!
В этом участники семинара в Медынской школе смогли убедиться на открытых урочных занятиях, большинство из которых были интегрированными. Так, урок в 9 «А» классе по подготовке к написанию сочинения-рассуждения проводили учитель русского языка и литературы Е.Н.Журба и психолог Я.А.Паршин. Используя одну из стратегий смыслового чтения «Чтение с остановками», взрослые вместе с детьми читали один из рассказов современного писателя А.Кутерницкого. Не только анализировали само литературное произведение, его художественно-выразительные средства, но и пытались выразить словами то, что они думают и чувствуют. А это умение критически мыслить, высказывать свою точку зрения как раз и необходимо при написании таких творческих работ.
Ну, предположим, литература и психология идут рядом друг с другом. А возможно связать воедино, например, русский язык и информатику? Оказывается, возможно. На интегрированном уроке учителя Л.В.Крыловой и С.А.Крылова учащиеся 8 «Б» составляли алгоритм для определения вида дополнения. При этом уже кропотливо работали с учебными текстами.
Еще один интересный эксперимент – совместный урок по английскому и немецкому языку. Изучая тему «Погода», учителя И.И.Савина и Н.Г.Попова вместе с учащимися 6 «Г» класса пришли к выводу, что между этими, на первый взгляд, разными языками есть очень много общего.
С практикой применения различных стратегий смыслового чтения можно было познакомиться и на интегрированных занятиях по литературе и географии «С Лесковым по России» — учителя М.С.Чистохвалова и Ю.В.Ларичева, химии и английскому «Галогены» — учителя С.А.Шаравина и Н.В.Богданова, на уроке литературы «Знакомьтесь, Герасим» — учитель С.С.Чугаева, литературного чтения по сказке В.Бианки «Сова» — учитель О.А.Буланцева, технологии «Вышивка лентами» — учитель Л.А.Кулюкина.
На сегодняшний день разработано более ста стратегий смыслового чтения. Последовательное их применение позволяет учителю-предметнику разнообразить формы проведения урока, использовать дифференцированный подход в обучении, так как большая часть из этих методик предусматривает индивидуальную и парную работу, а также работу в малых группах. И это можно было наблюдать на семинаре.

Что такое бул-марк?
Ну, уроки-уроками, а как сделать так, чтобы ребята читали дома? Как «подогревать» этот интерес к чтению? Во время летних каникул «Заря» с помощью своих юных корреспондентов подробно рассказывала о работе летнего профильного лагеря «Читай, школа!», где дети учились ориентироваться в книжном мире, формировать свой собственный круг чтения, размышлять о прочитанных книгах, а также изучали новые формы работы с книгой. Сегодня волонтеры лагеря делятся своими знаниями с другими детьми – проект вышел на общешкольный уровень.
Арт-бук, виммельбух, фанфик, латтеринг, буккросинг… Думается, что эти понятия, с которыми уже знакомы медынские школьники, многие участники семинара слышали впервые. В этот день педагогам был предложен мастер-класс по изготовлению бул-марка. Бул-Марк — (от англ bull «повышать в цене» и mark «знак») — это красочная закладка для книги, содержащая рекламу автора и произведения. Многие издательства сегодня печатают такие закладки в свои новинки. Ну а в этот день педагоги мастерили их сами. И, надо сказать, делали это с большим воодушевлением. Вот вам и отгадка: хочешь, чтобы было интересно детям, сначала заинтересуйся сам.
Заканчивая свой рассказ о семинаре, скажу, что в этот день гости образовательного учреждения познакомились с работой школьного телевидения, побывали в школьном краеведческом музее «Славутич», где под руководством учителей истории и обществознания В.В.Лебедевой и Л.М.Макаренковой прошло интерактивное занятие «Версты войны». Также участники мероприятия имели возможность побывать в музее истории УМВД России по Калужской области, располагающемся в здании полиции.
В заключение Н.Ю.Проскурнина, кандидат педагогических наук, методист отдела развития общего образования ГАОУ ДПО «КГИРО» провела круглый стол, на котором участники семинара обменялись мнениями о посещенных уроках и мастер-классах.

Елена Шкумат.
Фото автора

Из первых уст
Е.С.Романичева, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук: «Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни…»

И.А.Панкова, заместитель руководителя Медынской средней школы: «Именно в книгах ребенок ищет идеалы доброты, верности, преданности, примеры дружбы, любви и взаимовыручки, которым будет следовать в жизни. Благодаря чтению у него формируются те нравственные ориентиры, без которых он не может в полной мере состояться как личность.»

P.S. Пару лет назад мне пришлось быть в Санкт-Петербурге. Путешествовала не с экскурсионной группой, а самостоятельно. Потому было время не только продолжить знакомство с достопримечательностями нашей Северной столицы, но и неспешно погулять по улицам, походить по магазинам. В городе (кстати, претендующем в этом году на звание Всемирной столицы книги) очень хорошо развита отрасль книгопроизводства, а потому для любителя чтения – это просто рай. И книг для детей – иллюстрированных, на мелованной бумаге, разножанровых – здесь столько много, что просто глаза разбегаются. Прикупила. Да только всего не укупишь – цены кусаются, да и везти тяжело.
К чему это я? А к тому, что несмотря на все меры, предпринимаемые сегодня государством и школой, уровень читательской грамотности ребенка во многом зависит от родителей. Если в семье никто из взрослых не берет в руки книгу, то и ребенка заинтересовать крайне сложно. Читайте сами! Читайте вместе! Направляйте детское чтение! Для родителей, которые тоже задаются вопросом, какую книгу посоветовать читать, сообщаю: списки произведений можно найти на сайтах Русской Ассоциации Чтения, Гильдии словесников, Ассоциации учителей русского языка и литературы. Вот тут, дорогие взрослые, гугл действительно вам в помощь!