Газета Заря

Главная Культура День народного единства для селян Гусево и Грибово

День народного единства для селян Гусево и Грибово

Автор editor

В ноябре 2004 года Госдума установила новый праздник — День народного единства, который отмечается в нашей стране 4 ноября на общегосударственном уровне и имеет свой отдельный выходной день. Однако сегодня очень часто невозможно получить ясный ответ не только среди подрастающего поколения, но даже и среди взрослых на вопрос, а что же это за праздник – День народного единства? Четкое представление об этом получили ребята из Гусевской основной школы, где 2-4 ноября состоялся военно-полевой выезд в формате трехдневных сборов. Он проходил в рамках церковно-государственной образовательно-воспитательной Программы Управы района Тропарево-Никулино ЗАО г. Москвы «Военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях и войсковых частях ВС РФ г.Москвы при непосредственном участии Русской Православной Церкви».
Инициатором выезда явился автор Программы, житель д.Грибово, руководитель Воскресной школы Архистратига Михаила (Патриаршее подворье) в Тропареве г.Москвы, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России Института истории и политики МПГУ А.Ю. Климов. Андрей Юрьевич поделился своими размышлениями по этому поводу:
— В выезде активно принял участие военно-патриотический клуб «Архистратиг» при Воскресной школе храма в Тропареве, привлекший к участию местных школьников. В этом году, учитывая, что недалеко от деревни Гусево расположен заброшенный храм, посвященный иконе Божией Матери «Казанская» (д.Грибово), а поход на Москву 1608 г., инициированный Лжедмитрием II, проходил через Калужскую область и непосредственно через Медынь, военно-полевой выезд был проведен именно здесь.
Прибыв в Гусевскую школу, ребята познакомились с местными учащимися, которым и предложили принять участие в походе и игре «Зарница». Добровольцы из местных, по примеру гостей, в «приписном пункте» записались в ополчения имени Прокопия Ляпунова и Дмитрия Трубецкого (первое ополчение) и князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина (второе ополчение), а затем познакомились с историческими событиями конца XVI – начала XVII веков.
События этого праздника уносят нас в тяжелые дни истории нашего Отечества – период Смутного времени начала XVII столетия. С 1601 по 1612 годы в стране сменилось шесть царей, включая двоих самозванцев. Россия пережила два крупных крестьянских восстания. Точкой кипения стали претензии польского короля Сигизмунда III на русский престол.
Первое ополчение по освобождению Москвы собралось в феврале 1612 года, однако его действия потерпели неудачу. Воззвания заключенного в темницу патриарха Гермогена послужили одним из источников создания второго народного ополчения по инициативе нижегородского купца и старосты Кузьмы Минина.
В качестве воеводы для войска он пригласил героя первого ополчения — Дмитрия Пожарского.
Главной святыней второго ополчения стала икона Божией Матери «Казанская». Образ был явлен в сравнительно недавнее от происходящих событий время – в 1579 году в городе Казани.
Эту икону принесли казанские ополченцы, занявшие и удерживавшие всю зиму Новодевичий монастырь в Москве. Затем они передали ее Дмитрию Пожарскому. В течение нескольких дней сражались ополченцы, и 26 августа королевское войско было разгромлено, а столица Русского государства освобождена.
В первый же воскресный день после сдачи поляками Кремля была отпразднована победа. Икону поместили в Казанский собор, специально построенный для нее на Красной площади. В 1613 году на русский престол был избран Михаил Романов, династия которого правила Русским государством 300 лет.
Возвращаясь к событиям военно-полевого выезда 3 ноября, сформированные ополчения прошли походом до деревни Грибово к заброшенному храму, посвященному иконе Божией Матери «Казанская». Мы вместе  с ребятами убрали территорию вокруг храма, услышали историю его появления и запустения, а также вспомнили всех воинов, жизнь свою положивших на полях сражений вместе со своими почившими родственниками, совершив краткую заупокойную молитву (Вселенская Дмитриевская Родительская суббота). Подкрепив свои силы полевой кухней, «ополченцы» направились на «боевое сражение» — игру «Зарница», в которой, преодолевая непогоду, ребятам предстояло пройти следующие этапы: «Приготовились… газы!» (работа с противогазами), «Выбор воина» (разборка/сборка АК и ПМ), «Быть воином – жить вечно» (физические упражнения), «Отважный лекарь нас спасет, он перевяжет раны» (оказание первой помощи), «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» (работа с оружием), «Быстрее. Выше. Сильнее.» (альпинистская подготовка), «Перед боем отдохни – лагерь ты установи!» (установка палаточного лагеря).
По окончании «сражения», подведя предварительные итоги игры, участники военно-полевого выезда провели вечер у костра, запекая сосиски и картошку, угощаясь солениями из «погребов» директора школы А.А.Ходенковой.
Утром 4 ноября ребята из Воскресной школы приняли участие в молебне у иконы Божией Матери «Казанская», изображенной на хоругви (православное знамя), сопровождавшей «ополченцев» на протяжении всего военно-полевого выезда.
На торжественной линейке, посвященной памяти освобождения Москвы от польской и шведской интервенции 1612 года, а также празднованию дня почитания иконы Божией Матери «Казанская», всех участников военно-полевого выезда поздравила представитель местной администрации Т.А.Бондаренко, вручив всем грамоты и памятные подарки. Закончилась торжественная линейка исполнением ее участниками гимна РФ.
Перед отъездом, на общей трапезе, участники выезда пообщались, угостились «пирогом примирения», испрашивая прощения у товарищей за принесенные оскорбления и обиды, прощая и своих обидчиков, а также, вспомнив годы Великой Отечественной войны на территории деревни Гусево, исполнили несколько песен военных лет. Так ребята в игровой и активной форме узнали историю праздника 4 ноября.
Возвращаясь к теме о Смуте, должен заметить, прежде всего, что это пример социальной болезни, когда пораженными оказываются не столько тела, но души людей. Несомненно, можно найти как политические, так и экономические причины этого ужасного периода. Но подлинные корни этой беды — прежде всего нравственные. То, что можно было бы назвать ослаблением уз общности и доверия, которые связывают людей в один народ. Это то, что, выражаясь языком социологии, называется атомизацией сознания общества, когда распадаются традиционные социальные связи, когда каждый живет своей жизнью, обособленно, и ставит личные интересы выше интересов всего социума и государства, когда индивидуальное побеждает общественное.
Многие из тех, кто обладал, как бы сказали в наше время, властным ресурсом, употребляли его на то, чтобы реализовать свои желания и амбиции в ущерб стране и людям. Многие искали, к кому переметнуться, пренебрегая своими обязательствами, у какой из противоборствующих сторон можно было бы приобрести бóльшую для себя выгоду. И, как всегда бывает в таких случаях, явились люди, использующие общую беду для личного возвышения и обогащения. Разбойные банды наводнили страну, грабя, издеваясь и убивая соотечественников.
Встает вопрос – почему так произошло? Если прочитать сочинения начала XVII века, в которых анализируются причины Смуты, то в них так и говорится: Господь наказывает нас «за грехи наши», ибо весь Православный русский народ утерял «страх Божий», то есть потерял самые важные, нравственные, основы человеческого бытия.
Как же было вернуть жизнеспособность народа, жизнь государства? Ведь степень нравственного падения русского общества в те годы была столь велика, что никто не верил никому и, в первую очередь, не верили своим – боярам, дворянам, казакам, друг другу…
Оставалась только одна надежда – на чудо, на прямое вмешательство Божественных сил. Современные исследователи в различных источниках этого периода нашли сообщения о 80 знамениях и 45 эпизодах, содержащих 78 оригинальных рассказов о чудесных видениях.
Явления святых и Пресвятой Богородицы не только внушали надежду, но и побуждали людей к «подвигу самоустроения»: очистившись от грехов и восстановив нравственные основания жизни, русский народ должен был встать на путь спасения и устроения своей земли. И снова проблема. Желающих объявить себя «спасителями Отечества» было множество, однако у большинства из подобных «спасателей» ничего не получалось. Причина была одна: они сами не имели нравственного авторитета в российском обществе. Иначе говоря, на первый план вновь вышел вопрос нравственного авторитета  — теперь уже политических лидеров российского народа. И вдруг выяснилось, что этот нравственный авторитет в народном мнении сохранился только у патриарха Московского и всея Руси Гермогена. Величайший его подвиг самоотречения и мученичаская кончина от рук поляков только укрепили его. Патриарх призывал всех побороть врага в себе и собственным подвигом доказал, что это возможно.
Примеру Гермогена последовала и вся Русская Церковь. Стоит хотя бы назвать несколько имен церковных подвижников, ставших истинными героями Смуты. Преподобный Иринарх Ростовский, благословлявший на подвиги во имя чистой (Православной) веры и Отечества воеводу Михаила Скопина-Шуйского и отцов-основателей Второго ополчения – князя Дмитрия Михайловича Пожарского и Кузьму Минина. Архимандрит Дионисий, настоятель Троице-Сергиева монастыря, келарь той же обители Авраамий Палицын, знаменитые своими патриотическими грамотами, рассылаемыми по всем городам Руси. Более того, Церковь сыграла самую значительную роль в организации земского движения сопротивления, ведь фактически во времена Первого и Второго ополчения представителями высшей центральной власти на местах считались местные церковные иерархи, которые выполняли функции глав местных правительств. Таким образом, в самую страшную годину Смуты именно Церковь стала духовным, идейным и организационным центром собирания народа на подвиг «самоустроения».
И, самое главное, оказалось, что было кого организовывать! Искренних, честных, нравственных защитников веры и Отечества было, много больше, нежели тех, кто умел только продавать и предавать. Одними из таких и стали князь Дмитрий Михайлович Пожарский и торговый человек Кузьма Минин, «последние люди», как называли их тогда, ибо и в самом деле никого уже, казалось, не осталось на Руси из тех, за кем бы пошел русский народ – честных, искренних, безсребрянных…
Из всего этого видим, что оказывается, общество и государство погибает, когда люди начинают искать личных или сословных выгод в ущерб общему благу и спасается, когда находится достаточно людей, готовых на труды и жертвы ради страны.
Но как не допустить ничего подобного в будущем? Здоровье социального организма не рушится в один день и не в один день созидается. Есть мысль, что все люди — и представители власти, и рядовые граждане, ответственны за то, чтобы созидать и поддерживать те отношения доверия и солидарности, которые должны существовать в обществе.
Готовность послужить ближнему и обществу в целом — это не просто нравственный императив, это необходимое условие выживания социума. Да, может быть, проще сказать: я буду заботиться о своих интересах, ну, может быть, об интересах своей семьи, а до остального мне и дела нет. Но именно такой подход и привел к Смуте.
Поэтому предлагаю вам не кидаться на соседа или власть с обвинениями, что все плохо, а начать с себя, сделать нравственный выбор, повернуться от себя к ближним, набраться мужества служить другим сейчас, жертвуя чем-то. И тогда не наступит смута, во время которой придется жертвовать всем.
Тогда мы сможем найти мудрость и силы сохранить духовное наследие предков, мужество построить такое общество, которое будет соединено и скреплено любовью, взаимной преданностью, долгом, доверием — общество, которое не смогут поразить никакие вирусы смуты.

А.Ю.Климов, кандидат
исторических наук,
житель д.Грибово