Газета Заря

Главная ОбществоКраеведение Две недели ноября 1918 года: история Медынского восстания

Две недели ноября 1918 года: история Медынского восстания

Автор editor

Ни у кого ныне в медынских селах не узнать, что и как было на самом деле 95 лет назад. Была ли это четко спланированная белогвардейская или кулацкая акция, или стихийное восстание недовольных советской властью медынцев? И лишь памятник погибшим при подав­лении контрреволюционного мятежа И.М.Буровикову и неизвестному красно­армейцу у здания редакции районной газеты «Заря» напоминает нам об этих трагических событиях.

Исход вооруженной борьбы в гражданской войне в России во многом зависел от позиции крестьянства, поддержка которого предопределила победу большевиков. Но эта поддержка не была однозначной и представляла весьма пеструю картину.

С весны 1918 года революционно-преобразующие меры советской власти вызывали активное неприятие у крестьян. Новый режим ассоциировался у населения с продовольственной разверсткой, принудительными мобилизациями в Красную Армию, трудовыми повинностями, насильственным объединением в коммуны. Настраивая бедняков отбирать хлеб у зажиточных, большевики «внедряли» классовую борьбу в деревне.

Негативно сказывалась усталость от войны. Вместе с тем, сопротивление крестьян не было направлено на разрушение советской государственной системы, и политический фактор не был основным в мотивации крестьян. Большое значение имели факторы местного характера — злоупотребления  местных властей в отношении личностей крестьян и их хозяйств.

Накопление конфликтов сельчан с местными властями в ряде случаев вело к оказанию крестьянами вооруженного отпора и перерождению в восстания. Именуемое в документах Медынским,  восстание охватило Медынский, Малоярославецкий и Боровский уезды, Гжатский уезд соседней Смоленской губернии.

Из доклада Калужского губернского военного комиссариата Московскому окружному военному комиссариату о контрреволюционном восстании в Медынском, Боровском и Малоярославецком уездах от 14 января 1919 года:

«…Очагом восстания белогвардейцев был Медынский уезд, где 7 ноября 1918 г. во время торжеств великой годовщины Октябрьской революции Карамышевская и Маковская волости готовились поднять восстание, но на Полотняном Заводе при содействии отряда Медынской уездной чрезвычайной комиссии быстрыми и решительными действиями т. Семенова удалось предупредить та­ковое.

9 ноября вечером банды белогвардейцев, подняв д.Иванов­скую Глуховской волости, стали готовиться к наступлению на Медынь с целью свергнуть Совет и воспользоваться имеющим­ся оружием и суммами казначейства. По получении таковых сведений военный комиссар Медын­ского уезда т. Сахаров объявил Медынский уезд на военном положении, мобилизовал всеобщее обучение г.Медыни, вытре­бовал со ст.Мятлево заградительный отряд т. Чавчавадзе, мо­билизовал рабочих фабрик в Медыни: Зимина, Шуваева, Ве­дерникова, Ягунова и Николаева. Белогвардейцы пытались ов­ладеть казармами, расположенными в г.Медыни, но были встречены пулеметным огнем.

Установив факт явного мятежа и его распространения по всему уезду, т. Сахаровым даны телеграммы в губисполком, губчрезком и губвоенком о подкреплении и принятии дальней­ших мер к подавлению восстания.

11 ноября в Медынь из Калуги прибыл отряд 1-го Калуж­ского отдельного батальона корпуса войск Всечрезком — 215 чел. и инструкторские курсы губернского военного комиссариата — 106 чел. и 7-я зенитная батарея при 2 орудиях…

В Медынском уезде восстание объяло 17 волостей. Из 22 волостей только 5 волостей не примкнули к мятежникам. Слив­шимися отрядами для общего руководства был соорганизован штаб войск, в который вошли  т. Федоров, т. Ассен-Аймер и т. Варганов — чрезвычайный штаб Медыни.

16 ноября в Бобыли прибыл отряд из Москвы в составе 205 штыков, 10 пулеметов и 2 броневиков, но этому отряду актив­ных действий проявить не удалось и соприкоснуться с бело­гвардейцами не пришлось, так как последние разбежались. Окончательная ликвидация этого мятежа последовала 25 но­ября 1918 г. …»

Этот документ, а также другие материалы заседания Калужского губисполкома «О кулацком восстании в губернии», опубликованные в газете «Коммуна», сразу же, по горячим следам события 4, 10-12 декабря 1918 года дают подробную информацию о контрреволюционном восстании, охватившем большую часть Медынского уезда.

Восстание было очень мощным по количеству вовлеченных в него участников и жестоким по использованным методам. Положение создалось угрожа­ющее: вооруженные отряды наступали на Медынь с трех направлений — от по­селка Мятлево по Варшавско­му шоссе, от Малоярославца и от Кременского. На подступах к городу завязались бои. Отря­ды красногвардейцев, карауль­ная рота успешно отражали атаки противника. Особенно ожесточенные столкновения происходили в районе деревни Дошино, где мятежники пытались приступом взять тюрьму и освободить арестованных со­ветской властью крупных промышленников, кулаков и торговцев.

Пять дней стойко держались красногвардейцы Медыни. Вме­сте с ними сражался отряд ра­бочих Полотняно-Заводской фабрики, подоспевший еще до начала боев. На шестой день пришла помощь из Калуги. С этого момента началось на­ступление на отряды контрре­волюционеров.

12 ноября. Силы карателей были несоразмерно большими по сравнению с плохо вооруженными и мало организованными крестьянами. Они начали быстро освобождать захваченные мятежниками деревни. Во второй половине дня артиллерийским огнем были выбиты белогвардейцы из села Пушкино (Покровское), а затем занято Адуево, белогвардейцы отступили на дер.Уланово. В это же время разведками было установлено, что мятежники занимают Гиреево, Кременское, Глухово, что в Романовской волости произведен погром Ивановской Земледельческой Советской  школы.

К этому моменту в Медынском уезде восстание объяло 17 волостей (Адуевская, Гиреевская, Глуховская, Кременская, Кузовская, Межечинская, Ареховская, Топоринская, Карамышевская, Маковская, Матовская, Полотняно-Заводская, Троицкая, Галкинская, Дороховская, Незамаевская, Александровская). Из 22 волостей только 5 (Богдановская, Барсуковская, Пушкинская, Сергиевская  и  Романовская)  не  примкнули к восстанию. Двинувшийся отряд рабочих железнодорожных мастерских товарища Кудрявцева в 22 часа суток того же дня освободил ст.Износки, восстановил разрушенный путь и отогнал белогвардейцев от района железной дороги.

13 ноября. Утром отряд Ассен-Аймepa (Ф.В.Ассен-Аймер в конце июля 1918 года был утвержден председателем Калужской губчека, ранее занимал пост комиссара по продовольствию.) и Варганова (губвоенком) повел наступление на мятежников, занимающих Уланово.
Товарищ Фёдоров… на автомобиле прибыл в Медынь и доставил патроны, бензин. К 12 часам белогвардейцы были выбиты из Уланова и стали отступать на Архангельское и Михеево, по которым  был открыт артиллерийский огонь.

К 14 часам телефонное и телеграфное  сообщение с Мятлевом было прервано, и белогвардейцы накапливались в лес северо-западнее Медыни в сторону Дошина. Из Дошина в 18 часов повели наступление на Медынь в двух направлениях — на тюрьму, с целью освободить заложников буржуазии и захватить казначейство, и на кладбище, за которым находилась батарея, — с целью захватить орудия. Высланные цепи инструкторов и отряды местных коммунистов и открытый с батареи артиллерийский огонь …принудили белогвардейцев отойти назад в лес…

Отряд же на станции Мятлевская, установив отсутствие связи с Медынью, двинулся в ее сторону в составе конной команды Прокопчика и главных сил 3-го Курземского латышского стрелкового полка во главе с Эльсисом. Слившись отрядами, для общего руководства был организован штаб войск, в который вошли тт. Федоров, Ассен-Аймер и Варганов. Штабом войск отдан Приказ №1 о сметении с лица земли артиллерийским огнем всех белогвар­дейских деревень.

14 ноября. В 9 часов утра стрелки Латышского полка при тов. Эльсис направились на дд.Дошино, Малая и Большая Елешня, Романово и Ивановское, где латышами не было встречено никакого сопротивления и установ­лено, что штаб с белогвардейцеми из Дошина скрылся после неудачного наступления на Медынь. Отрядом коммунистов Полотняного Завода и войск ВЧК были заняты Обухово, Михеево, Адамовское, Троицкое и Полотняный Завод.

Об эффективности угрозы потери дома и хозяйства в отношении мужика командование красных войск поймет очень скоро. Уже 14 ноября в штаб войск на отданный 13 ноября Приказ о сметении с лица земли всех белогвардейских деревень стали поступать приговоры о сдаче обществ, как то: Адамовского сельского общества, д.Синявино Адуевской вол., д.Романово Романовской вол., комитета бедноты д.Косова Богдановской волости, деревень Уланово, Клинцы… Становится понятно, что восставшие разошлись из-за угрозы разрушения их домов и хозяйств.

15 ноября. Отряд стрелков-латышей направлен от Ивановского на Шумово, Гусево, Шанский Завод, Спас-Кузово, Михалево, Межетчино, Передел, Незамаево, Кременское.

16 ноября. Задача, данная стрелкам-латышам, передана была конной команде тов. Прокопчик и отряду тов. Резцова в 20 сабель для бо­лее быстрого прохода этого района, а отряду Курземского латышского полка поручено через Грибаново, Гришино, Бабино, Тисково, Паньшино, Поджаровое, Паново, Стрижалово, Булатово прибыть на разъезд Кошняки.

В этот же день штаб вошел в связь с пришедшим в Бобыли отря­дом из Москвы при командире инженерного баталь­она 3-й стрелковой дивизии тов. Недзвецком в 205 штыков, 6 пулеметах, 2 броневиках, один из коих оставался в Боровске, а другой на ст.Балабаново. Отряду этому активных действий применить не пришлось, ибо, хотя и делая 25-верстные переходы, но соприкоснуться с белогвардейцами  не удалось, так как последние разбежались…

Дальнейшие действия способствовала раз­вязке, и мятеж был в корне подавлен не только в Медынском, Бо­ровском, Малоярославецком уездах Калужской гу­бернии, но и в Гжатском уезде, предупрежден в Юхновском уезде Смоленской губернии. Задуманный общий план белогвардейцев — на­чать восстание в Калужской губернии и перейти в Смоленскую, Московскую (Верейский, смежный с Боровским уезд), Тульскую (Белевский уезд), при этом захватив Сызрано-Вяземскую ж. д., по­терпел полное крушение. 20 ноября было снято военное положение. Окончательная ликвидация этого мятежа последовала 25 ноября 1918 года. При подавлении восстания по данным, штаба войск на 21 ноября 1918 года,  убито в бою и расстреляно 176 мятежников.

Время неумолимо отдаляет нас от той поры. Хочется узнать как можно больше и сохранить это в истории нашего края. Недаром еще несколько столетий назад известный испанский писатель М.Сервантес сказал: «история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

Победители: Иван Михайлович Буровиков, военком Адуевской волости, убит 10 ноября и весь изрублен; Спиридон (фамилия неразборчива), Степан (тоже) — красноармейцы караульной роты, убиты; Георгий Павлович Зубов, красноармеец Калужского батальона корпуса войск ВЧК, убит; Иван Матвеевич Шиков, инструктор Калужской школы инструкторов, убит; Иван Лебе­дев, красноармеец Калужского батальона KB ВЧК, убит; тов. Петров, председатель исполкома, коммунист, ранен; Антон Вильтман, красноармеец Калужского батальона ВЧК, ранен; тов. Семенова, коммунистка, побита толпой; Александр Пряхин, красноармеец батальона KB ВЧК, ранен; дочь комиссара земледелия Филатова при разгроме дома в д.Пушкино, убита; вторая дочь — ранена.

Помимо: ранено из отряда рабочих Ка­лужских железнодорожных мастерских — 2 и взято в плен мятежниками до прибытия латышей на ст.Темкино 15 красноармейцев.

Всего: убито — 7, застрелился сам — 1, ранено — 9, в плену — 16.

И побежденные. Чтобы покарать восставших и запугать население, власти расстреляли: 5 бывших офицеров — как организаторов восстания в волостях; 29 демобилизованных солдат из крестьян Медыни и близлежащих деревень, объявленных «белогвардейцами и участниками мятежа»; 19 человек, которые «действовали в Маковской волости и участвовали в разгроме дома комиссара земледелия в дер.Пушкино, убив старшую его дочь и ранив другую»; 18 «заложников буржуазии», содержавшихся в Медынской тюрьме; 3 священника — как «контрреволюционеры, служив­шие молебен по Николае Кровавом»; 3 врача, участвовавшие в медицинском освиде­тельствовании при вербовке новобранцев (В.В.Дурново,  Н.В.Везсонов, И.И.Паршин); 2 человека — как «главари поджога моста в Ме­дыни»; 2 человека — как «поставщики мяса белогвардей­ским бандам»; 2 брата Скворцовых — «сыновья священника, командовавшие боем»; а также 6 кулаков, два перебежчика из от­ряда латышей, 1 бывший помещик (Е.Г.Иванов) — как «орга­низатор мятежа в  Богдановской волости».

Расстреляны как «шкурники, не вы­полнившие своего долга»: П.Красавин — предсе­датель волостного совдепа, Г.Дворников — заместитель заведующего земельным отделом, П.Косов — председатель комбеда и Е.Косов — член земотдела (Галкинская волость), Е.Шеленков — милиционер, Пыжов — военком Топоринской волости и В.Добкин — медынский казначей, перешед­ший на сторону мятежников. Были убитые еще в боях на территории уезда, фамилии которых не были установлены.

Р.S.

24 февраля, в день перед Вселенской родительской (мясопустной) субботой, близ деревни Уланово в чистом поле появился большой черный Крест. Виден он теперь всем проезжающим по трассе Медынь-Калуга.

Предыстория установления Креста-памятника прозаична. Сестры монастыря Богородично-Рождественской девичьей пустыни, что находится в селе Барятино нынешнего Дзержинского района, в течение нескольких лет вели работу по выявлению имен земляков, православных христиан, пострадавших за веру в XX веке. По изучении следственных дел из архива ФСБ, опроса свидетелей, родственников погибших, пришли к выводу, что жители Медынского уезда так или иначе были связаны с барятинцами. В 1918 году во время «Улановского мятежа» погибло множество безвинных христиан. В память о них и о расстрелянных в годы гражданской войны и возведен этот Крест в 2006 году.

 В.В.Чугаева, Центр краеведения Медынской городской библиотеки