Газета Заря

Главная Образование Людмила Крылова: «Если делать, то делать хорошо»

Людмила Крылова: «Если делать, то делать хорошо»

Автор editor

Она никогда не ставила перед собой цели быть успешной в карьере. Потому что карьера — это,
наверное, какие-то личностные качества, огромное стремление подняться наверх. У нее в жизни
немного другое понятие успеха. Она стремится, чтобы дети, с которыми работает, понимали значимость ее предметов, даже вне стен школы. А многочисленные победы ее воспитанников
и ее самой – лишь доказательство того, что это хорошо получается.

Итак, Людмила Владимировна Крылова — победитель областного конкурса лучших учителей 2013 года. В канун профессионального праздника мы беседуем с ней о жизни, о школе и о том,
что значит быть педагогом в наше время…

 

Из личного дела

Людмила Владимировна Крылова

Образование: высшее, КГПИ им.Циолковского

Место работы: МКОУ «Медынская средняя общеобразовательная школа»

Специальность: учитель русского языка
и литературы

Стаж: 21 год

Квалификационная категория: высшая,

с 2012 года — лектор КГИМО, Калужского государственного института модернизации образования

Семейное положение: замужем.

Муж Сергей и дочь Полина

 

— Говорят, взрослые до тех пор находят взаимопонимание с детьми, покуда сами помнят себя маленькими. Ваше самое яркое воспоминание из детства?

— Очень хорошо помню тот день, когда мы с родителями приехали в Медынь. До девяти лет я жила в Ленинабаде. Это большой город с высотками, с асфальтированными дорогами, располагающийся на территории бывшей Таджикской ССР. Там всегда было жарко, и снега мы со старшей сестрой никогда не видели. А тут – маленький городок с крошечными домами. Когда наступила зима, поразил снег — огромные сугробы выше человеческого роста. Это ощущение чего-то сказочного, фантастического сохранилось до сих пор.

— В школе вы были… (продолжите фразу)…

— Комсомолка, активистка… но не спортсменка (смеется). Очень любила общественную работу, была членом комитета комсомола. Кстати, уже тогда во мне проявлялись какие-то педагогические способности. Если помните, к вступлению в комсомол нужно было готовиться. Так я вела эту школу – читала лекции, и меня, ученицу 8-го класса, слушали. Даже те, кто был старше.

— А кто из учителей повлиял на ваш окончательный выбор профессии и на вашу личность как педагога в последующем?

— Для любого человека, наверное, первыми учителями являются его родители. Для меня примером организованности, ответственности, целеустремленности, жизненной стойкости всегда была моя мама – Валентина Тюгаева. А из школьных учителей скажу о нескольких. Во-первых, это учитель русского языка и литературы Тамара Григорьевна Чикишева и учитель химии Зоя Семеновна Галкина. Именно благодаря им, их удивительному умению увлечь своим предметом, ко мне пришло понимание того, что урок может быть интересным. Образцом классного руководителя для меня стала Лариса Викторовна Клевкова: на различных внеклассных мероприятиях, в походах, в поездках она везде была вместе с нами. Ну а к общественной работе меня привлекла Виктория Валентиновна Лебедева.

— Три главных качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать учитель?

— В первую очередь, он должен быть умным. Что я под этим подразумеваю? Ум – это не только хорошее знание своего предмета, но и постоянная готовность искать ответы на любые вопросы, возникающие у детей, готовность учиться самому. Ум – это умение определить, что делать нужно, а без чего можно обойтись. Ум – это искусство научить, передать свои знания другому.

Во-вторых, толерантным. Мы учим разных детей – способных и не очень, целеустремленных и не проявляющих живого интереса к учебе, гиперактивных и, наоборот, флегматичных, детей, имеющих проблемы со здоровьем. Учитель должен воспринимать любого ребенка таким, какой он есть, и понимать, что если он что-то и делает не так, то делает не со зла. Просто его пока не научили поступать по-другому. Ребенок, как и взрослый, может устать, у него могут быть какие-то проблемы – это тоже надо принимать во внимание.

И, в-третьих, добрым. Нужно уметь прощать, жалеть и сочувствовать. Без этого качества, даже при наличии двух первых, на мой взгляд, учителя быть не может.

— С какими детьми вам интереснее работать: с нацеленными на учебу, на конкретный результат или творческими, неординарными?

— Знаете, мне очень нравятся целеустремленные дети — с ними можно делать какие-то научные исследования, поручить любое задание, поскольку они очень ответственные. В то же время мне симпатичны и дети творческие. Они имеют нестандартный подход во всем – и это безумно интересно.

Есть ли ребята, которые сочетают в себе эти черты? Конечно же, есть! Но их, к сожалению, мало. А потому моя задача как учителя – в целеустремленном и, быть может, не очень креативном ребенке развить творческую жилку, а в творческом, наоборот, воспитать усидчивость и организованность. Но главное – научить детей верить в себя.

— А вам есть чему поучиться у своих воспитанников?

— Прежде всего, человеческому общению. В детях больше открытости и искренности. Они не умеют лицемерить, но способны по-настоящему дружить. У некоторых детей я учусь усидчивости, а у некоторых – свежему взгляду на мир. Так что процесс воспитания и обучения, он взаимный.

— Что важнее в современном уроке: хорошо продуманный план или спонтанность, импровизация?

— Умелое сочетание того и другого. Дома я работаю больше. Там происходит процесс рождения уроков: продумывание, планирование, подбор методов и средств. Необходимо четко продумать каждый элемент. Для чего? Зачем? А что будет детям интересно? А где я и применю ту же интерактивную доску и нужна ли она вообще на уроке? Какая у меня будет работа: парная или групповая? Как дети будут работать с учебником? Именно это позволяет потом, на уроке, организовать деятельность учащихся так, чтобы трудились они.

Не все из продуманного удается сделать. Сегодня дети активны – и ты все успел, а завтра они пришли к тебе на шестой урок — они устали. Вот здесь и нужна импровизация, умение действовать по сложившейся обстановке.

А еще важен настрой на урок самого учителя. От его артистизма, эмоциональности, способности спрятать от детей свои негативные чувства, свое плохое самочувствие тоже многое зависит…

— Если бы вам представилась возможность ввести новый предмет в школьное расписание, какой бы это был предмет и почему?

— Я думаю, что это была бы риторика – наука об искусстве публичного выступления. Возникшая еще в Древней Греции, сегодня она потихоньку начинает возрождаться и преподается как отдельный предмет в лицеях, в профильных классах гуманитарной направленности. Но, по моему глубокому убеждению, изучать ее основы должен каждый ребенок.

Дело в том, что многие дети совершенно не умеют себя преподать, преподнести. Некоторых ребят, когда их вызывают к доске, как будто парализует. Они ничего не могут ответить, хотя дома готовились к уроку. И ставить за это двойку нельзя. Им надо помочь преодолеть этот страх, научить выступать перед другими, научить высказывать свою точку зрения и уметь доказывать ее. Без этого как в школе, так и во взрослой жизни просто не обойтись.

— Учителя часто делают замечания своим ученикам за слова-паразиты. А какое слово чаще всего произносите вы сами?

— В принципе.

— Зачастую люди, осознавая, что какой-то этап их жизни пройден, остался позади, хотят в ней что-либо поменять. А что бы вы хотели оставить неизменным?

— Теплые взаимоотношения в семье. Здоровье – свое и своих близких. И, наверное, ту успешность, которая сопутствует мне в течение последних лет.

— А что дает вам участие в профессиональных конкурсах?

— Признание моего труда. Думаю, это важно для каждого уважающего себя человека. Участвуя в конкурсе, я не только могу продемонстрировать то, что умею делать хорошо, но и выяснить то, чего делать не умею или делаю хуже других. Конкурс – это стимул к дальнейшему развитию, возможность обобщить и систематизировать свой опыт.

Справедливости ради хочу сказать, что не было бы ни одной из моих побед, если бы я не чувствовала поддержку руководства школы, своих коллег. Завуч Ирина Анатольевна Панкова – от нее не ускользают ни успехи, ни неудачи учителей. Она помогает, советует, поддерживает, хвалит. Она каждый раз искренне радуется успехам каждого учителя, и моим в том числе. Рена Клавдиевна Прокшина, как директор, идет навстречу всем моим экспериментам. Спасибо им за это огромное.

— От чего в работе вы устаете больше всего?

— От составления документации. Оформлением всевозможных бумаг сегодня сопровождается любая деятельность педагога, в том числе и научная, творческая, и это порой не только утомляет, но и раздражает.

— Обычно в семье, в которой есть один учитель, вторая половина мирится с тем, что он постоянно занят, и берет на себя большую часть домашней работы. А у вас в семье два педагога…

— На самом деле, выход в любой жизненной ситуации один – постараться понять человека, пойти на уступки. В этом смысле мне даже легче, чем другим женщинам-учителям. Мне не надо объяснять мужу Сергею, почему я так много времени трачу на подготовку к урокам. Более того, он четко понимает, что филологу этого времени требуется гораздо больше, потому что филолог учит не только азбуке грамотного письма и речи, но и азбуке человеческих отношений. На учителях-словесниках особая ответственность: знание учащимися русского языка проверяется на всех мониторингах, срезах знаний, ГИА и ЕГЭ. Надо добавить к этому еще проверку тетрадей, чтение большого количества литературы… Так что времени на домашние дела остается очень мало. Спасибо, что в семье меня понимают.

Хотя я этим пониманием стараюсь не злоупотреблять и, если есть свободная минутка, с удовольствием выполняю работу по дому. Правда, признаюсь честно, посуду мыть не люблю.

— Вы являетесь еще и классным руководителем, которого по праву считают второй мамой для учеников. А удается ли уделять должное внимание своей дочери?

— Смотря что понимать под словами должное внимание. Сюсюканье не приемлю. Убеждена, что с самых малых лет ребенку нужно давать возможность проявлять самостоятельность. А в остальном мы с мужем стараемся всегда быть вместе, рядом с Полиной. Мы всегда в курсе ее учебных и классных дел. Если у нее возникают какие-то проблемы в учебе, во внеурочной деятельности, стараемся помогать, подсказываем. Ее нужды – всегда в приоритете. У нас есть совместный отдых. Думаю, что это немало. А излишняя опека — она только во вред. Когда совсем уж нет времени, на помощь приходят бабушки и дед.

— Назовите качества, которые мешают вам жить?

— «Синдром отличницы», то есть стремление все сделать на «пятерку». Причем в школе я отличницей не была – это качество сформировалось с годами. А еще принципиальность и прямолинейность. Быть может, иногда лучше промолчать, а я говорю человеку в лицо, если меня что-то не устраивает. Не всегда это идет мне на пользу.

— Если бы у вас была возможность провести день с кем-либо из литературных героев, кого бы вы выбрали и почему?

— Наверное, Д,Артаньяна. В жизни учителей, ограниченной строгими рамками правил профессионального поведения – с одной стороны и сложившимися стереотипами – с другой, так не хватает здорового авантюризма. Иногда так хочется сделать что-то такое, чего от тебя не ожидают. Например, полететь на параплане или отправиться на какой-нибудь рок-концерт…

— Если бы у вас была возможность
узнать своё будущее, вы бы решились на это?

— Нет, конечно! Ни в коем случае! Можно думать о будущем, о том, что ждёт тебя впереди, но знать его и жить с тем, что «это» будет именно так, а не иначе –  нельзя! Смысл жизни тогда теряется!

— Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в канун праздника?

— Есть три хороших слова, которые, как мне кажется, очень емкие. Они вмещают в себя все, что можно пожелать человеку. Веры, надежды и любви вам, дорогие коллеги!

Елена Шкумат