Газета Заря

Главная ОбществоКраеведение Музыка — это радость для меня. Упоение, тревога и тоска…

Музыка — это радость для меня. Упоение, тревога и тоска…

Автор editor

В 50-х годах во многих учреждениях и домах культуры Калуги, пригороде, в районных центрах работал баянист Вениамин Васильевич Углов. В 70-х годах ХХ века Вениамин Васильевич работал в Медынском районе, а потом, с ухудшением состояния здоровья, лечился в Доме-интернате для престарелых в д.Дошино.

В то время с концертами для больных в интернат приезжала работник Медынского отдела культуры, баянист Надежда Васильевна Полиненко. Она встречалась с В.В.Угловым,
и они вдвоем пробовали играть в дуэте. Недавно при нашей встрече она поделилась воспоминаниями:

— При встрече Вениамин Углов сказал мне, что он тоже баянист, и что он тоже может поиграть. Помню, пробовали даже вдвоем что-то импровизировать. Я слышала, он довольно хорошо играл на баяне. Там, при интернате, были инструменты. И ещё припоминаю, что, по его просьбе, я оставила ему ноты концертной обработки — «Саратовские переборы».

После очередного приступа Вениамин Васильевич Углов скончался 27 марта 1978 года и был похоронен на Медынском кладбище.

Личность В.В.Углова как музыканта-баяниста и первопроходца на Калужской земле довольна яркая и примечательная. Музыканты и талантливые баянисты Переселенцевы, Азаровы, Углов заложили основу становления и развития баянного искусства на Калужской земле. В свое время они были и первыми преподавателями по классу баяна в музыкальных школах, музыкальном училище, культпро-светучилище города Калуги, тем самым, утвердив значимость для народа этого исконно русского инструмента — баяна.

Первые баяны, сменившие двух-, трехрядные гармоники, появились в семье калужан Якова Переселенцева, Анатолия Азарова, а затем — у мастера-краснодеревщика Василия Углова.

Это было в 20-е годы ХХ века. В клубе имени Андреева они открыли первые учебные клубы по изучению баянной игры. Четырех- и пятирядные баяны ленинградской системы всё чаще можно было увидеть у любителей-самоучек. В 1927-1929 годах в семье Переселенцевых создается трио баянистов (отец и два сына). Позже, в 1931-1932 годах, со своей концертной программой стал выступать другой ансамбль — трио Азаровых (отец и два сына). В сольных концертах баянное искусство демонстрировал  Вениамин Углов, сын того самого мастера-краснодеревщика Василия Углова.

О Вениамине Углове газета «Коммуна» в 1926 году писала:

«Сегодня в клубе вагонный цех устраивает вечер самодеятельности… Первыми выступили трое детей Угловых (дети столяра вагонного цеха): пятнадцатилетний мальчик хорошо сыграл на баяне, а младшие сестренки его пели дуэтом и плясали… Мальчик баянист Углов выступал вторично и исполнял две вещи, причем последняя «Полька» собственного произведения…»

Среди музыкантов особой одаренностью выделялся Вениамин Васильевич Углов. Он с детства тянулся к музыке. Потом отец купил ему гармонь, а за ней — полубаян, а позже привез из Ленинграда настоящий баян.

Кроме названных трио, искусством баянной игры овладели и другие музыканты-любители. Неплохо владел баяном Михаил Малютин. Искусству этому обучались Алексей Осокин и Василий Кухтин. Баян звучал и в районах области. В Перемышле играли братья Алексей и Александр Акчаровы, в Сухиничах — Василий Афанасьев. А в Калуге появилась даже своя баяно-гармонная мастерская, в которой работал мастер Г.Кутузов, прекрасно игравший в свое время на трехрядных гармониках – как один, так и в трио с Я.Переселенцевым и А.Азаровым-старшим. Баянисты много работали в художественной самодеятельности, часто разъезжали по селам, принимали участие в радиоконцертах.

В годы службы в Красной
Армии командование отметило способности Вениамина Углова, особенно когда он занял первое место в игре на баяне на фестивале красноармейской самодеятельности. Затем В.Углов в Доме Советской Армии работал в тесном контакте с композитором  Г.Камалдиновым над составлением программ концертов, музыкальным оформлением спектаклей. Здесь Вениамин особенно проявил себя и как баянист-исполнитель, и как начинающий композитор. Углов играл вальсы Шопена, произведения Шуберта, Моцарта, Огинского и, конечно, песни, танцы в собственной обработке. Тогда всё это окончательно определило дальнейшую судьбу и выбор профессии молодого Вениамина Углова.

В 1935 году, вернувшись в Калугу, В.Углов пишет песни на слова местных поэтов, сочиняет марши, посвящая их народным героям: Чапаеву, полярникам-челюскинцам, героям беспосадочного перелета через Северный полюс…

«…Эти вещи, — писала газета «Коммуна» в 1938 году, — неоднократно передавались по радио, и калужане всегда с удовольствием слушали произведения молодого композитора…»

В те годы музыкальные кружки в Калуге, открытые при  клубе имени Андреева, в Доме офицеров, где работал Анатолий Васильевич Азаров (старший), всё больше пополнялись баянистами-любителями. Но нотной грамотой владели немногие из них. А потребность в этом росла. Поэтому ещё в 1935 году на учебу в Московский музыкальный техникум отправился Виктор Переселенцев. Спустя два-три года едут учиться и Виктор Азаров, и Вениамин Углов.

Дарования Углова заметил И.О.Дунаевский. В связи с этим он обращается к руководству и общественности с просьбой
помочь создать условия многообещающему одаренному музыканту и начинающему композитору. Учеба в Москве  многое дала Вениамину Углову, оставила неизгладимый след в жизни калужского баяниста. Он много времени уделял созданию своих произведений для баяна, отыскивая и применяя новые и необычные музыкально-изобразительные приемы игры.

Отдыхая как-то в доме отдыха под Калугой, Вениамин высказал своим товарищам самые
сокровенные мысли:

— Мне кажется, что вся наша природа — в музыкальных звуках. Музыка — это радость для меня. Упоение, тревога и тоска…

Начинающий композитор Вениамин Углов упорно и много работал. Он настойчиво искал возможности неведомых никому звуковых, шумовых и игровых приемов музыкального самовыражения. Родные, близкие, да и просто знакомые свидетельствуют, что Вениамин Васильевич имел массу нотных тетрадей. Исписав, он складывал их в большую плетеную дорожную корзину, и она всегда сопровождала его в поездках.

где-то в 1938 году в одном из концертов В.Углов выступал на московской сцене с известным трио баянистов в составе А.Кузнецова, Я.Попкова, А.Данилова. В концерте он исполнял на баяне свои музыкальные зарисовки. Газета «Вечерняя Москва» писала о нем как о
феноменальном исполнителе на баяне и о том, что он извлекал на инструменте совершенно новые звуки…

Калужский баян много звучал на фронтах Великой Отечественной войны. Концертная бригада была организована при городском театре баянистом-аккомпаниатором Азаровым-старшим. Потом, объединившееся на фронте, трио Азаровых выступало во многих армейских концертах. В качестве солиста-баяниста на военной эстраде часто слышали и Вениамина Углова.

В послевоенный период в открывшемся Калужском музыкальном училище был организован класс баяна. Первыми педагогами стали Валентин Яковлевич Переселенцев и Вениамин Васильевич Углов.

Учащиеся музыкального училища высоко отзывались о своих первых педагогах-баянистах, в частности, о В.Углове — как о прекрасном музыканте, игравшем пятью пальцами на правой клавиатуре. Превосходная техника, свободное владение инструментом, музыкальность проявлялись у него во всем.

В это же время в составе небольших бригад В.Углов выступает на концертах, разъезжая по районам Калужской области, за что их бригада получала теплые отзывы, в том числе и о великолепном музыканте-баянисте
Вениамине Углове.

Владимир Раков,
заслуженный работник
культуры

Фото из архива Угловых

В настоящее время, в ходе работы над книгой «Баян и баянисты», весьма ценны будут те или иные воспоминания лиц, которые были знакомы с Вениамином Угловым и другими музыкантами, их фото, документы, записи, ноты, личные предметы, письма.

Автор будет признателен всем, кто откликнется на просьбу и
предоставит материал.

Калуга, тел. «Дом мастеров»  — 57-90-44. Домашний — 73-12-90. Сотовый — 8-910-521-39-82.