Наш выход, Учитель!
Наш выход, Учитель!

Вспоминаю свое детство. Семь лет из этого замечательного периода жизни связано с музыкальной школой, где нас обучали не только музыкальной грамоте и игре на инструменте, но и хоровому искусству. Мы выезжали с концертами, принимали участие в различных фестивалях и конкурсах. И хотя это время уже далеко позади, то ощущение радости и какого-то необъяснимого волнения при выходе на сцену, когда твой голос сливается с голосами твоих сверстников и возникает что-то подобное речке, в одно мгновение собранной из ручейков, до сих пор живо в памяти.
Сегодня на сцену вместе с хоровым коллективом Романовской основной школы выходит мой сын Ростислав. И я этому очень рада, поскольку хор – это не просто совместное пение, это чувство ответственности, это способность слышать другого человека, умение работать в команде. Это те качества, без которых в будущей взрослой жизни просто не обойтись.   
Надо сказать, что романовским школьникам безумно повезло, потому что уроки музыки и хорового пения им преподает грамотный, талантливый, влюбленный в музыку и детей учитель — Алишер Италмазович Хатамов. В школу он пришел пять лет назад, и сегодня ее без преувеличения можно назвать поющей: сводный хор, который выступает в Медыни по знаменательным праздничным датам, насчитывает порядка 70 человек! Концертный вариант – 25-30 человек, что, согласитесь, тоже немало.
— В свое время, будучи студентом Чарджоуского музыкального училища в Туркменистане, я входил в состав большого филармонического хора, с которым побывал во многих городах Советского Союза, — рассказывает Алишер Италмазович. – Именно тогда у меня появилась мечта когда-нибудь создать свой хор. И этой мечте суждено было сбыться.
Хотя только в сказках все происходит по мановению волшебной палочки. А в реальности, чтобы воплотить задуманное в жизнь, нужно приложить немало усилий и стараний. Труд учителя музыки в образовательном учреждении требует колоссального терпения и выдержки. Особенно теперь, когда новый виток технического оснащения цивилизации захватывает даже учеников начальной школы. Многие ребята, едва звенит звонок с урока, достают из портфелей мобильные телефоны, за гаджетами они проводят время и дома — играют в игры, сидят в Интернете и соцсетях. Этот уход в виртуальность ведёт ко всё большей индивидуализации детей. А ведь им жить в обществе! Так вот работа музыкального руководителя – очень важное звено в подготовке ребенка к совместному, коллективному творчеству и труду.
По наблюдениям А.И.Хатамова, преподавателя с 26-летним стажем работы, хоровые занятия действительно меняют детей. Буквально пять минут назад, задиристые и неугомонные, они толкали друг друга, пытаясь сбить с ног. Но вот началась репетиция. Они на сцене. И они – совсем другие: серьезные, подтянутые, думающие. Они стараются точно и четко читать каждый дирижерский жест, быть чуткими и внимательными во время исполнения.
— А почему в вашем хоре нет солистов? – интересуюсь я.
— А потому что мне, как руководителю, важно дать почувствовать, что каждый ребенок – индивидуальность, талант, — отвечает мой собеседник. — И этот талант надо развивать, работая над собой. А еще мне важно создать в коллективе атмосферу доброты. Ведь песня поется для чего? Для того чтобы подарить радость и хорошее настроение зрителю. А это возможно только тогда, когда артист сам искренен и открыт к окружающим людям. Неслучайно наш коллектив носит название «Гармония» — гармония внутри каждого человека и внутри коллектива в целом.
Ставя довольно высокую планку для себя и для своих воспитанников, Алишер Италмазович очень вдумчиво подходит к выбору репертуара. Здесь нет свойственных для современной попсовой музыки простеньких в исполнении мелодий и нет бездумных, не затрагивающих душу текстов. Здесь все подчинено одной цели – воспитывать! Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, к своей Родине. Как опытный педагог Алишер Италмазович старается прислушиваться и к мнению ребят. Коллектив хора разновозрастный, а потому очень важно, чтобы и второклассникам, и семиклассникам было интересно то, что они поют.
«Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его», — говорил французский писатель, ученый-музыковед Ромен Роллан. Вот так «капля за каплей» ведет по миру музыки своих подопечных Алишер Италмазович Хатамов. Присущие ему сочетание спокойствия философа и вдохновленности творца, профессионализм и глубочайшая внутренняя интеллигентность, необыкновенное обаяние и доброта — таким знают и любят его не только учащиеся, руководство и педагогический коллектив Романовской основной школы, но и воспитанники и коллеги Медынской школы искусств, где он вот уже двенадцать лет преподает теорию музыки. Любят и стараются во всем поддерживать. Он эту поддержку чувствует и ценит, а потому и работает с полной отдачей!

Елена Шкумат.
Фото Г.Саркисяна
и из архива А.И.Хатамова