Газета Заря

Главная Образование Наталья Мартышева: «Если хочешь быть в выбранной профессии успешным, путь только один — осваивать ее ежедневно!»

Наталья Мартышева: «Если хочешь быть в выбранной профессии успешным, путь только один — осваивать ее ежедневно!»

Автор editor

Она умна, целеустремленна, жизнерадостна и очень обаятельна. Она всегда в движении. Её любят ученики, ценят коллеги и родители, ею восхищаются окружающие.
Педагог начальных классов Медынской средней школы Наталья Георгиевна Мартышева работает учителем 28 лет. По ее признанию, для нее это — не профессия, не служба, не хобби, не работа, а призвание и жизнь. К каждому своему ученику Наталья Георгиевна относится, как к своему ребенку, — требовательно, но с добром. Она убеждена: любой ученик должен иметь успех, ведь маленький успех в школе порождает большой успех в жизни, а неудача не является стимулом для развития.
Свое мастерство и профессионализм Н.Г.Мартышева подтвердила на региональном конкурсе «Я в педагогике нашел свое призвание», войдя в тройку лучших в номинации «Учитель года-2015».
В канун профессионального праздника мы беседуем с Натальей Георгиевной о жизни, о школе, о том, что значит быть учителем в наше время.

— Наталья Георгиевна, кто повлиял на ваш выбор профессии?
— Училась я в маленькой сельской школе. От моего дома она располагалась в семи километрах, но на занятия каждый день я шла с радостью, с нетерпением ожидая встречи с моей первой учительницей, Наумцевой Евдокией Фёдоровной. Мудрая, справедливая, всегда аккуратно одетая, она мне казалась какой-то неземной. Я буквально ее боготворила и старалась во всем на нее быть похожей.
Уже тогда, в самом раннем детстве, я решила стать учителем начальных классов. И моя мечта сбылась: в 1987 году я окончила Мещовское педагогическое училище и по распределению попала в Медынский район.

— Помните ли вы свой первый урок?
— Конечно же, помню. Это был урок физкультуры во время прохождения педагогической практики. Несмотря на то, что я очень волновалась, прошел он хорошо. На практике вообще все давалось легко, потому что дети были «усаженные». Они знали, что такое школьная дисциплина.
А вот первые самостоятельные шаги в профессии были нелегкими. Не забуду свой первый класс — экспериментальных шестилеток в детском саду «Звездочка». Они постоянно шумели, шуршали, отвлекались. Казалось, им и дела не было до того, что я говорю. Только с опытом пришло понимание, что почти всегда можно найти способ перехитрить этих упрямцев: не строгостью, а лаской, уместной шуткой; не повышая голоса, не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого поведения, то есть удобного в данный момент для нас.

— За годы работы вы воспитали семь выпусков. Какое чувство вы испытываете, когда расстаетесь с детьми?
— Чувство огромной пустоты. В день последнего звонка, в день выпускного дети и родители улыбаются, радуются, говорят в мой адрес хорошие слова. А я словно ничего не слышу. Будто отняли частичку меня, без которой я дальше не смогу жить… Но наступает 1 Сентября, мой класс заполняется голосами новых ребят — и я снова оживаю.

— Что вам нравится и что не нравится
в современной школе?
— В современной школе у учителя появилось больше свободы: в выборе программ и учебников, методов и форм обучения. И эта возможность экспериментировать, постоянно находиться в поиске, выявлять проблемы и  ставить новые цели мне, безусловно, нравится.
А не нравится то, что в нашу воспитательно-образовательную среду постепенно проникло бумаготворчество. Всевозможные отчеты о проведенных открытых занятиях и мероприятиях занимают гораздо больше времени, чем сама подготовка к ним.
— На ваш взгляд, почему в учительской среде преобладают женщины?
— Непростой вопрос. Думаю, что мужчины, хотя их традиционно и считают сильным полом, недостаточно терпеливы, тактичны, дисциплинированны для того, чтобы работать с детьми. Хотя, если заглянуть в прошлое, можно убедиться, что школы не всегда были чисто женской территорией. Вспомните имена Песталоцци и Ушинского, Сухомлинского и Шаталова — у этих классиков педагогики будет учиться еще не одно поколение учителей…
Наверное, пол не имеет значения, если человек по-настоящему любит детей.

— Терпимы ли вы к исправлению своих ошибок на бумаге и в жизни?
— … Хотелось бы сразу без ошибок! На бумаге зачеркнуть и исправить — чего нет проще! А вот жизнь… В ней, к сожалению, ничего не перепишешь…
С годами я научилась признавать свои ошибки. Делать это не только в глубине души, но и говорить другим, что не права, приносить свои извинения. Для меня это очень важно и для окружающих меня людей, думаю, тоже.

— А чему вас учат ученики?
— Радоваться жизни. Обыкновенным мелочам, на которые мы, взрослые, просто не обращаем внимания. Умению прощать. Открытости.

— Наталья Георгиевна, вы не только учитель, но и мама двух сыновей. Какие качества вы стремитесь в них воспитать?
— Те же качества, которые мои родители старались заложить во мне. Это трудолюбие, честность, доброта, уважение к старшим. А еще я их учу не бояться трудностей. Уверена: любые из них можно преодолеть, если приложить старание и терпение.

— То ли в шутку, то ли всерьез кто-то сказал, что нагрузку учителя можно сравнить с нагрузкой космонавта. Ваш рецепт восстановления сил?
— (Смеется). Я соглашусь с этим человеком, поскольку, приходя в школу, мы тоже попадаем в замкнутое пространство: отключаемся от всех проблем и невзгод, которые были там, во внешнем мире, и думаем только о детях. А та радость, которую мы получаем при виде светящихся, пытливых детских глаз, сравнима с
состоянием невесомости.
Если же говорить серьезно, то, конечно же, учитель устает. И лучшим отдыхом для него, как и для любого человека, является смена обстановки и видов деятельности. Я, например, очень люблю ходить в лес: летом — за грибами и ягодами, зимой — на лыжные прогулки. Люблю путешествовать. Очень благодарна устроителям областного педагогического конкурса, которые организовали для всех участников экскурсию по Золотому кольцу. Мы побывали в Ярославле, Костроме, Ростове Великом. Но для меня самым ценным в этой поездке было общение с коллегами из разных школ области, такая возможность представляется не так часто.

— Ваше напутствие молодым учителям, которые только начинают входить в мир педагогики?
— Быть активнее! Творить, искать, создавать, выдумывать, фантазировать.  Работать на пределе, каждый час, каждый день доказывая всем — и в первую очередь детям, что мы не зря носим гордое имя УЧИТЕЛЬ!

Елена Шкумат