Наука. Творчество. Поиск.
Наука. Творчество. Поиск.

8 ноября в рамках реализации долгосрочной целевой программы по поддержке одаренных детей на базе Медынской средней школы прошли ежегодные чтения членов научных обществ учащихся.
В этом году чтения проходили вот уже в пятнадцатый раз. На двух секциях, естественно-научной и гуманитарной, было представлено двенадцать работ. Если же брать всю историю школьных чтений, то за это время ребятами было написано порядка 300 исследований. Стоит отметить, что с каждым годом их уровень растет, а возраст участников молодеет.
Самой юной участницей научных чтений в этом году стала шестиклассница Гусевской основной школы Варвара Дихтярук. Тема ее работы «Что означают наши имена?» Выбрав имена, наиболее часто встречающиеся в их школьном коллективе, Варвара попыталась дать ответ на вопрос, соответствуют ли характеристики имен характерам и поведению ее сверстников. Вывод ученицы довольно-таки философский: имя несет в себе сильнейший эмоциональный заряд и огромный объем информации и действительно играет большую роль в жизни каждого из нас; однако человек сам является хозяином своей судьбы, и только от него зависит, какой след он оставит на Земле.
А вот в центре внимания ученицы 10 «Б» класса Елизаветы Дедиковой оказались псевдонимы. Обратившись к исследованию псевдонимов классиков литературы, девушка выяснила, что самым изобретательным в их придумывании был Антон Павлович Чехов. «Врач без пациентов», «Человек без селезенки», «Юный старец»… — известно свыше пятидесяти чеховских псевдонимов. Однако ни один из них не прижился, и современные читатели знают и любят писателя под настоящим именем. В заключении к своей работе старшеклассница напишет: «Псевдонимы заслуживают изучения как один из важных факторов литературной жизни всех времён и народов. Зная, почему писатель выбрал себе то или иное вымышленное имя, мы, как мне кажется, лучше поймём и его жизнь, и его судьбу, и его творчество». Кстати, в век Интернета псевдонимы вновь стали популярными: вымышленные имена, или так называемые «ники», придумывают себе пользователи сети. С какой целью? Это уже тема для другой работы.
«Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в глав, кто в ком, кто в полит,  кто в просвет, расходится народ в учрежденья» — увы, похоже, к нам снова возвращаются времена Маяковского. Как журналисты, мы сегодня стараемся бороться с нелепыми сокращениями и аббревиатурами. Но всегда ли они неуместны? На эту тему, взяв за образец произведения М.А.Булгакова, И.Ильфа и Е.Петрова, размышляла ученица 8 класса Романовской школы Софья Цветкова. Юная исследовательница установила, что закон речевой экономии — один из главных законов развития языка. И он остается актуальным и в наши дни. Для подтверждения тезиса «аббревиатура — это помощник, а не сорняк» Софья провела наблюдения за использованием аббревиатур в речи ведущих программы «Вести». Были отсмотрены эфиры в 5 минут, 30 минут и 60 минут. В результате наблюдений было доказано, что аббревиатуры действительно экономят время: в 5-минутном выпуске встретилось больше сложносокращённых слов, чем в получасовом или часовом выпусках. Соглашусь с юной исследовательницей, но при этом останусь при своем мнении: в письменной речи, если это не касается официальных документов, аббревиатуры надо использовать как можно реже.
Несомненный интерес экспертов вызвали и другие научные проекты, посвященные актуальным проблемам: гигиене умственного труда школьников, исследованию родников района, роли волонтерского движения в нашей жизни, извечной проблеме отцов и детей, воспитанию читательского интереса у школьников и другие.
Жюри отметило отличную работу участников литературной секции и их преподавателей-наставников. Все исследования рекомендованы для участия в областных конкурсах.

Лауреатами пятнадцатых районных научных чтений учащихся стали: Елизавета Афанасьева – ученица 8 «Б» кл. Медынской СШ (рук. Л.В.Крылова), Арина Пушнова – ученица 7 «А» кл. Медынской СШ (рук. Л.В.Крылова), Светлана Коврикова – ученица 11 «А» класса Медынской СШ (рук. Е.Н.Журба), Мария Сахарова — ученица 9 «А» кл. Медынской СШ (рук.Е.Н.Журба), Елизавета Дедикова – ученица 10 «Б» кл. Медынской СШ (рук.Е.Н.Журба) и Софья Цветоква – ученица 8 кл. Романовской ОШ (рук. Е.В.Фетисова). В естественно-научной секции за междисциплинарное исследование особо отмечена ученица 8 кл. Романовской ОШ Анастасия Сорокина (рук. М.Б.Кулюкина).

Елена Шкумат.