Газета Заря

НЕодинокая старость

Автор editor

Всероссийский центр изучения общественного мнения проводил опрос среди россиян преклонного возраста. Пенсионеры назвали свои основн6е, плохое здоровье и чувство одиночества.
«Ни  о трудной старости, ни об одиночестве никто не мечтает, но они врываются в ту или иную судьбу  — и с этим ничего не поделаешь», — говорит директор дома-интерната «Двуречье»  Тамара Петровна Комиссарова.  О том, как устроен быт проживающих в социальном учреждении, какие меры принимаются для того, чтобы бабушки и дедушки чувствовали себя не только защищенными, но и нужными, наш сегодняшний разговор.

 — Тамара Петровна, говорят, что о нравственной  зрелости общества можно судить по  тому, как оно относится к детям и старикам. Вы согласны с этим?
— Безусловно. Дети – наше будущее, а старики – наше прошлое. И мы  не можем полноценно существовать без этой неразрывной связующей нити. Нынешние  старики – это ветераны войны, работники тыла, дети  войны, малолетние узники, которые ценой больших жизненных потерь, невероятных страданий завоевали победу в тяжелейшей войне, дали  возможность нам появиться на свет и жить в этом мире. Они заслужили уважительное отношение к себе.
Сегодня мы четко понимаем: человек должен жить как можно дольше в привычной домашней обстановке и максимально реализовать весь свой потенциал — трудовой, социальный, культурный, наставнический. Но если возраст или болезни делают неизбежным его пребывание в доме-интернате, это должен быть просто следующий этап достойной и комфортной жизни.
— Расскажите, пожалуйста, как вы стали руководителем социального учреждения для престарелых?
— В социальную сферу я пришла в декабре 2005 года, когда мне предложили возглавить центр медико-социального ухода «Милосердие» в Медыни. В то время там еще не было проживающих. Шел ремонт помещения. Средств не хватало – искали спонсоров. Было нелегко, и, признаюсь, у меня появлялись сомнения: справлюсь ли? Но когда к нам пришли первые жильцы, поняла, что уйти уже не смогу, что, как бы ни было трудно, должна справиться и сделать все возможное, чтобы казенное учреждение стало для них вторым домом.
В 2011 году произошла реорганизация: радюкинский дом-интернат «Двуречье» и медынский центр «Милосердие» были объединены в одно учреждение, и я стала его руководителем. Сегодня в общей сложности у нас проживает 135 человек. Работает четыре отделения: общее, два отделения милосердия, одно – геронто-психиатрическое. Средний возраст наших проживающих 85 лет. 40 из них – лежачие, которые не могут себя самостоятельно обслуживать, еще 30 – могут сами сесть на кровать и поесть, часть пожилых людей имеют проблемы  психологического характера. Так что большинство наших бабушек и дедушек нуждаются в постоянном внимании и присмотре.
— Милосердие… Что вы понимаете под этим словом?
— Для меня это в первую очередь «сопереживание». В наше социальное учреждение приходят люди с разными судьбами, с разными характерами, с разными проблемами. Чтобы они тебе доверились, их историю нужно не только понять, ее нужно сопережить с ними. Нужно сделать так, чтобы они почувствовали это не только в моих словах, но и в моих глазах. Признаюсь, часто при разговоре слезу утаить не получается.
Надо сказать, что это относится к каждому члену нашего коллектива. Любого вновь поступающего проживающего мы принимаем, как к себе в семью. С ним работает целая команда: психолог, социальный работник, доктор. Мы определяем, в чем нуждается пожилой человек, какие услуги ему надо предоставлять, куда его поселить, чтобы ему было комфортно. То есть стараемся сделать все возможное, чтобы он с первых дней поверил, что ему будет здесь хорошо, что его здесь никто не обидит.
— Старики зачастую живут совсем в другой системе координат, а потому общение с ними – это целое искусство. Какими личными качествами должен обладать человек, работающий с пожилыми людьми? Каких этических норм придерживаться?
— Во-первых, он должен быть оптимистичным и жизнерадостным. Поскольку именно такой человек умеет начинать каждый день с чистого листа, оставляя за дверью социального учреждения все свои личные проблемы, жизненные неурядицы, плохое самочувствие. Улыбка и доброе слово – самое хорошее лекарство для стариков.
Во-вторых, он должен проявлять искренний интерес к проживающим: интересоваться не только их здоровьем, но и увлечениями, уметь слушать и слышать их желания. Например, среди моих проживающих есть бабушка, 90-летняя учительница, которая ждет меня только для того, чтобы я вместе с ней пела песни. И как бы я ни была занята, я всегда выкраиваю время для таких сеансов музыкальной терапии. И, надо признаться, тоже получаю от этого удовольствие.
С уверенностью могу сказать, что случайных людей в социальных учреждениях нет.  Люди работают с душой, с полной отдачей. Хотя работа у них отнюдь не легкая – и в физическом плане, и в эмоциональном.
— Во  многих странах дальнего зарубежья, например во Франции,  считается  позором  сдать  старика  в приют. Общепринято, что дети должны заботиться  о родителях. У какой части ваших проживающих есть родственники? Как часто они их навещают?
— Я, наверное, сейчас назову шокирующую цифру: у 90% наших бабушек и дедушек есть родные. Не берусь никого судить, потому что причины прихода к нам – самые разные: кому-то приходится ютиться всей семьей в однокомнатной квартире, кто-то из-за необходимости каждый день ходить на работу не имеет возможности сидеть дома и ухаживать за лежачим человеком, у кого-то просто не складываются отношения в семье.  Тем не менее общая тенденция такова.
Вместе с тем радует, что половина этих семей поддерживает связь со своими стариками: навещают, забирают к себе на праздники и выходные, общаются по скайпу, звонят, присылают посылки. Хотя есть и такие родственники, которые в день пенсии приходят раньше почтальона… По сути, они живут за счет своих престарелых родителей.
— Окружить стариков вниманием и заботой, создать для них практически домашнюю атмосферу – это задача довольно непростая. Как вам это удается?
— Повторюсь и скажу, что к каждому своему проживающему мы относимся как к члену большой дружной семьи. Надо бабушке шторы на окнах поменять – пожалуйста! Ковер не на той стенке висит —  нет проблем! Телевизор в комнату захотелось — поедем, выберем, привезем и установим. Мы знаем, что любое невыполненное обещание или неосторожно сказанное слово может обернуться глубокой обидой, а потому стараемся этого не допускать.
Ну а если отойти от частностей, то в последнее время в нашем учреждении произошло очень много позитивных изменений. В рамках программы «Доступная среда» в холлах, на лестничных площадках установлены поручни. В медынском отделении все санитарные узлы обустроены пандусами, в Радюкино эта работа продолжается. И в том, и в другом учреждении в комнатах есть вызывные кнопки палатной сигнализации: если человеку вдруг стало плохо, он, не вставая со своей кровати, может сообщить об этом дежурной медсестре, которая незамедлительно придет на помощь.
Что касается медицинского ухода, то кроме осмотра врача-терапевта, который числится у нас в штате, бабушек и дедушек наблюдают работающие по совместительству врач-психиатр, стоматолог, невропатолог. Если есть необходимость, мы вывозим наших проживающих в районную больницу. Очень многим старикам мы вернули зрение, организовав соответствующее лечение в областных офтальмологических поликлиниках. Когда видишь результат своей работы, благодарные взгляды людей – душа радуется.
— Пожилым людям нужен не только уход, но и впечатления…
— Конечно же… И мы делаем все возможное, чтобы разнообразить жизнь наших подопечных. У нас проводятся встречи с интересными людьми, литературно-музыкальные вечера, мероприятия к традиционным праздникам: Новый год, 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая, Масленица, День пожилого человека. И наши бабушки и дедушки принимают в них самое активное участие. В эти дни готовится особый праздничный стол: отходя от положенной для этого возраста диеты, мы готовим для них традиционные для домашних застолий оливье, крабовый салат, пироги, бутерброды с красной рыбкой или икрой … Да и в будние дни стараемся баловать наших проживающих: в ежедневном меню — фрукты, йогурты, сладости. Выдается второй ужин, чтобы вечером бабушки и дедушки могли перекусить.
В учреждении работает много кружков. Пожилые люди рисуют, лепят, читают, принимают участие в шахматно-шашечных турнирах. А сколько экскурсий организуется у нас: мы побывали в Парке птиц, в Оптиной пустыни, на Зайцевой горе, в Полотняном Заводе и во многих других интересных местах нашей области. Постоянно организуются поездки в Медынь, где наши проживающие участвуют в различных районных мероприятиях, знакомятся с экспозициями музейно-выставочного центра. Так что они не чувствуют себя замкнутыми в четырех стенах и оторванными от жизни.
Для тех, кому позволяет здоровье, организуются спортивные занятия. Например, очень популярна у нас скандинавская ходьба: если позволяет погода, занимаемся на улице, если нет – в холле учреждения. Не остаются без внимания и проживающие геронто-психиатрического отделения. Ведь, согласитесь, лежащий человек не должен только лежать на кровати и смотреть в потолок, он должен чем-то заниматься.
Каждую неделю к нам приезжает настоятель храма Георгия Победоносца отец Александр. Он проводит индивидуальные беседы, молебны. Эта поддержка важна как для проживающих, так и для сотрудников дома-интерната.
— С какими проблемами вам, как руководителю, приходится сталкиваться?
— Общая для всех государственных социальных учреждений проблема – эта проблема финансирования. Деньги, выделяемые из области, по большей части идут на погашение налоговых платежей и на заработную плату сотрудников. Львиная доля средств, отчисляемых по действующему законодательству нашими проживающими, идет на оплату коммунальных услуг, питание, медикаменты. А на ремонт помещений, приобретение необходимого инвентаря остается не так уж много.
Еще одна проблема – это возрастной состав наших сотрудников. В основном у нас работают пенсионеры, молодежь в такие учреждения не очень-то спешит.
— К счастью, мир не без добрых людей. И сегодня многим социальным учреждениям большую помощь оказывают волонтеры…
— И, к нашей большой радости, мы находимся в их числе. Вот уже не первый год дом-интернат «Двуречье» сотрудничает с благотворительным фондом из Москвы «Старость в радость». Волонтеры приезжают всегда с подарками. Организуют концерты. Помогают в ремонте помещений и уборке территории. Пишут письма. Даже деток своих подключают, которые рисуют бабушкам и дедушкам рисунки.
Весомую финансовую помощь нам оказывает московский благотворительный фонд «София». Сейчас они нашли спонсоров, которые  купили семь функциональных кроватей и семь инвалидных колясок на общую сумму 400 тысяч. Чуть раньше они приобрели для нас кровать с пультом управления, ее стоимость составляет 90 тысяч рублей.
Огромное спасибо хотелось бы сказать медынским индивидуальным предпринимателям С.Н.Колесникову, Д.А.Калиниченко, М.Г.Смирнову, которые не остаются безучастными к нашим просьбам и выделяют нам материалы для ремонта помещений и обустройства территории.
Наши частые гости – дошкольники из детского сада «Колокольчик», учащиеся начальной школы города Медыни, Школы искусств и Дома творчества. Когда они приезжают к нам с концертами, наши бабушки и дедушки получают столько положительных эмоций, что ходят воодушевленными еще несколько дней. А с какой радостью они встречают хор «Калинушка»!
Я хочу сказать, что мы благодарны за любое, пусть самое незначительное, внимание к нашим проживающим. А потому охотно принимаем все предложения к нам приехать!
— Тамара Петровна, а вы сами боитесь старости?
— Нет,  потому что каждый этап жизни хорош по-своему. У меня замечательная семья: муж, двое взрослых сыновей, которые меня во всем поддерживают и помогают. Но если вдруг случится так, что остаток своих дней я должна буду провести вне семьи, я без какого-либо страха приду в свой, ставший для меня родным дом-интернат «Двуречье». Здесь работает замечательный, неравнодушный коллектив, которым я искренне горжусь. А потому я уверена, что здесь я буду окружена вниманием и заботой.
А закончить свое интервью мне хотелось бы словами матери Терезы: «Мы не можем вершить великие дела,  но можем делать малые с великой любовью».

Елена Шкумат.