От задач к решениям
От задач к решениям

Ключевые ориентиры развития муниципальной системы образования

В настоящее время перед системой образования стоит несколько новых важных задач, обусловленных государственной политикой модернизации образования, реализацией Национального проекта «Образование».
Система образования Медынского района в прошедшем учебном году работала в условиях изменения структуры и содержания образования, реализации федеральных государственных образовательных стандартов, формирования независимой оценки качества знаний, создания доступной и открытой образовательной среды, формирования необходимых профессиональных компетенций педагогических работников, интеграции общего и дополнительного образования.

Дошкольное образование
В целях развития системы дошкольного образования в районе реализуется комплекс мероприятий, направленных на решение следующих задач: сохранение стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, увеличение охвата детей в возрасте до 3 лет услугами дошкольного образования, повышение уровня квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций, повышение качества дошкольного образования.
Дошкольным образованием в различных формах охвачено 495 детей. В районе все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в детских садах.
Наряду с традиционными формами реализуются вариативные модели дошкольного образования. Это группы кратковременного пребывания на базе дошкольных и общеобразовательных организаций, созданные с целью обеспечения всестороннего развития и социализации детей раннего и дошкольного возраста. В настоящее время функционирует 3 группы кратковременного пребывания, которые посещают 43 ребенка.
На базе детского сада «Колокольчик» в целях психолого-педагогической поддержки развития детей раннего и дошкольного возраста (от 2-х месяцев до 7 лет), не посещающих дошкольные учреждения, открыт консультативный пункт. В консультативном пункте родители (законные представители) получают квалифицированную консультацию по вопросам развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, развития речи, формирования здорового образа жизни, проведения закаливания, организации сбалансированного питания и др. Все услуги в рамках работы консультативного пункта оказываются на безвозмездной основе.
Большое внимание коллективы детских садов уделяют развитию инновационной образовательной практики. В настоящее время в инновационную деятельность включены уже не отдельные детские сады и педагоги-новаторы, а каждое учреждение.
На базе детского сада «Колокольчик» открыта инновационная площадка Федерального института Российской Академии наук по реализации образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение». Опыт, накопленный педагогами за два года, был представлен в рамках межсетевого методического взаимодействия педагогам Козельского района, а также на VIII региональной педагогической научно-практической конференции, посвященной памяти народного учителя Российской Федерации А.Ф.Иванова и на межрегиональной конференции, где заведующая детским садом Куманцова О.Я. выступала с докладом из опыта работы.
Инновационные процессы в детских садах охватывают и программы дополнительного образования детей. Участниками регионального проекта «Возрождение православных традиций семейного воспитания» стали три детских сада: «Звездочка», «Колокольчик» и «Пчелка».
Текущий учебный год стал завершающим в апробации программы «Школа королевы Геры». На Всероссийской конференции, которая прошла в Федеральном институте развития образования в г. Москва, вместе с экспериментаторами из Орловской, Рязанской, Московской и других областей Калужскую область представляла Куманцова О.Я. Она представляла опыт работы по реализации программы в дошкольных учреждениях и преемственности в дополнительном образовании.
Воспитанники дошкольных организаций – гордость сводного хора Медынского района, который регулярно выступает на общегородских мероприятиях.
Дошкольники — активные участники сдачи норм ГТО. В этом учебном году воспитанники подготовительной группы детского сада «Звездочка» стали обладателями 1 золотого значка и 5 серебряных. Детские сады — постоянные участники районного фестиваля «Салют Победы» — ежегодного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры, районных конкурсов «Мама, папа, я – творческая семья», «Пасхальные поделки», «Лучшая кормушка», «Новогодний маскарад» и др.
Педагоги дошкольных учреждений, так же как и их воспитанники, регулярно становятся победителями и призерами конкурсов. В региональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» победителями в номинации «Лучший образовательный проект года» стали Куманцова О.Я., Хорькова Н.Г., д/с «Колокольчик».

Общее образование
Деятельность общеобразовательных организаций направлена на решение задач повышения качества образования, развития инновационного потенциала школ, внедрения современных технологий воспитания и обучения, создания условий для обеспечения реализации права на образование граждан с ограниченными возможностями здоровья, развития новых форм работы с одаренными детьми.
Систему общего образования района представляют 9 общеобразовательных организаций. В новом учебном году в школах района приступят к обучению 1376 учеников, в том числе 120 первоклассников.
Результаты 2018-2019 учебного года оказались ниже предыдущего. Успеваемость по району снизилась и составила 97,9% (в 2018 году — 99,6 %). Все общеобразовательные школы, за исключением Кременской и Михеевской, завершили учебный год без второгодников. Окончили учебный год на «5» — 135 человек, на «4» и «5» – 370 человек. Таким образом, качество знаний составило 47,02% , в предыдущем году – 47,6%. Похвальными листами за успехи в учебе награждено – 65детей. Аттестаты об основном общем образовании с отличием получили 10 человек (Медынская школа — 8, Кременская – 1, Романовская – 1). Аттестат о среднем общем образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении» получили 6 учащихся Медынской средней школы.
Ежегодная государственная итоговая аттестация позволяет сделать выводы по качеству подготовки выпускников и на этой основе выявить сильные и слабые стороны преподавания отдельных предметов, наметить пути совершенствования образовательного процесса с целью повышения его качества.
Девятиклассники в этом году впервые сдавали экзамены в режиме он-лайн видеонаблюдения. Допуском к экзамену было устное собеседование по русскому языку, по результатам которого к экзамену были допущены все обучающиеся. Выбор экзаменов остается практически неизменным на протяжении ряда лет. Наибольшей популярностью пользуются обществознание, география, биология, меньше всего — история и иностранный язык.
В результате из 141 выпускника 9-х классов получили аттестат об основном общем образовании 106 человек (75,2%). Справки за курс основной школы — 35 учащихся: Медынская – 8; Кременская – 3; Адуевская, Гусевская, Михеевская, Радюкинская, Романовская – по 2 в каждой, Медынская очно-заочная школа – 14 человек. В сентябре все они будут иметь возможность пересдать экзамены.
Качество знаний на экзамене по русскому языку по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 2,4 % и составило 50 %. Качество знаний по сравнению с прошлым годом и по алгебре, и по геометрии увеличилось в Кременской, Медынской очно-заочной, Радюкинской школах. Ухудшили данный показатель Медынская и Адуевская школы. Значительно понизилось качество знаний у учащихся по обществознанию, физике, информатике.
В этом году 75 выпускников 11 классов сдавали единый государственный экзамен. Была обеспечена полная открытость процедуры аттестации — как за счет присутствия общественных наблюдателей, так и дистанционного контроля. В аудиториях проводилась печать контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ. По окончании экзамена работы выпускников сканировались, затем по защищенному каналу отправлялись в центр информационных технологий. Нарушений процедуры проведения экзамена не зафиксировано.
Как всегда, наибольшей популярностью пользовались такие экзамены по выбору, как математика профильного уровня, обществознание, история, биология. Средний балл на экзамене по русскому языку — 59, в прошлом — 66. Больше всех баллов набрали Кондрашова Анастасия (89 баллов), Ашурова Элина, Баташова Марина (87 баллов). Средний балл на экзамене по базовой математике — 12, в прошлом — 14. Средний балл на математике профильного уровня – 46. Наибольшее количество баллов – Картошкин Даниил (74). Справку за курс средней школы получил 1 учащийся Медынской средней школы и 6 обучающихся очно-заочной школы.
Министерством образования и науки Калужской области ежегодно проводится независимая оценка качества образования. По результатам проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности Медынская средняя школа вошла в лидирующую группу и получила оценку «отлично», заняв 7 место среди общеобразовательных организаций и 9 место (из 221) в общем рейтинге образовательных организаций.
От уровня профессионализма педагогических кадров напрямую зависит качество деятельности образовательного учреждения. Сегодня в системе образования района трудится 130 педагогических работников. Высшую квалификационную категорию имеют 25 работников, первую — 52 педагога, соответствие занимаемой должности — 44. Не имеют квалификационной категории 10 педагогических работников. По сравнению с прошлым годом, увеличилось количество педагогов с высшей и 1 категориями, в этом учебном году прошли аттестацию 22 педагога, из них на высшую категорию – 14 человек, на первую – 8 .
В целях создания единого методического пространства, устойчивых связей между близлежащими общеобразовательными учреждениями, совершенствования профессионализма и педагогического мастерства в районе на протяжении пяти лет осуществляется сетевое взаимодействие между школами. Системообразующим компонентом взаимодействия участников сети является организация методической работы с педагогами и обучающимися через проведение практико-ориентированных семинаров, педагогических дискуссий, творческих лабораторий, тренингов, круглых столов, предметных недель, конференций, деловых игр, профессиональных выставок, защиты проектов, мастер-классов, открытых уроков.
В прошедшем учебном году Медынская средняя школа и школы-партнеры, Адуевская и Михеевская, работали по теме «Формирование читательской компетентности учащихся на всех предметах». Кременская и Передельская школы реализовывали тему «Повышение результативности учебной деятельности». Романовская, Гусевская и Радюкинская школы — по теме «Взаимодействие педагогов и учащихся школ сетевого сообщества как фактор роста профессиональной компетенции учителя и повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях обновления содержания образования». Сетевые сообщества — это вариант непрерывного повышения квалификации, постоянного общения и обмена знаниями с коллегами, представления своего собственного опыта.
Инновационная деятельность обеспечивает повышение компетентности педагогических работников и является одной из наиболее эффективных форм профессионального роста. В 2019 году завершился региональный проект «Шахматы – в школу», но работа в школах района будет продолжена. В результате введения учебного предмета «Шахматы» у школьников не только улучшаются характеристики познавательной деятельности, но и повышается успеваемость по предметам, в первую очередь, по математике.
Медынская и Романовская школы, детские сады «Колокольчик», «Пчелка», «Солнышко» стали участниками инновационного проекта «Возрождение православных традиций семейного воспитания»; Передельская школа работает по проекту «Восстановление духовно-исторической памяти».
В течение прошлого учебного года Медынская школа активно работала по теме «Формирование навыков проектной деятельности через смысловое чтение». В 2018 году школа была принята в Русскую ассоциацию чтения, став первым и единственным городом Калужской области в ее составе. Администрация школы и педагоги принимали активное участие в семинарах, форумах, проводимых Русской Ассоциацией чтения, проходили курсы обучения новым стратегиям, участвовали во всероссийских читательских программах.
На выявление и поддержку одаренных детей направлен региональный проект «Успех каждого ребенка». В 2018-2019 учебном году увеличилось количество обучающихся, принимавших участие в конкурсных мероприятиях, а также увеличилось количество победителей. Всего участие в конкурсах различной направленности принял 1321 учащийся, из них стали победителями – 96, призерами –129.
Ежегодно Министерством образования и науки Калужской области проводится конкурс по выявлению одаренных учащихся в области проектной и исследовательской деятельности. В муниципальном этапе конкурса приняли участие обучающиеся 9-11 классов Медынской, Адуевской, Радюкинской и Романовской школ. Победителем регионального этапа конкурса стал Савин В., обучающийся Медынской школы. В течение учебного года обучающиеся 8-10 классов Медынской и Романовской школ принимали активное участие в профильных сменах для одаренных детей на базе «Областного центра образования».
В январе-феврале 2019 г. был проведен районный конкурс слоганов на тему благоустройства. Участие в нем приняли 107 обучающихся из всех школ. На конкурс было представлено 652 слогана. Слоганы-победители размещены на табличках в парках и на улицах города и района.
Обучающиеся школ района стали активными участниками регионального экологического проекта «Будь Человеком, человек, ты на Земле своей!». В феврале 2019 года отделом образования совместно с Автономной некоммерческой организацией «Экологическая и патриотическая инициатива» проведен конкурс чтецов «Природа – источник вдохновения». Медынский район вышел в лидеры по количеству участников. В конкурсном состязании приняли участие 74 школьника из всех образовательных учреждений района. Для победителей на весенних каникулах была организована поездка в художественный музей мусора «Му Му». Учащиеся Кременской школы приняли участие в просветительской смене лагеря «ЕльГрЭКО» и в передвижном палаточном лагере «Экспедиция» в республике Беларусь, организованном АНО «Экологическая и патриотическая инициатива».
В 2018-2019 учебном году были проведены школьный и муниципальный этапы всероссийской олимпиады школьников по 17 общеобразовательным предметам: английскому языку, биологии, географии, истории, литературе, математике, немецкому языку, обществознанию, ОБЖ, праву, русскому языку, технологии, физике, физкультуре, химии.
В олимпиадах участвовал 331 обучающийся из 8 школ района, из них 18 стали победителями и 51 — призерами. По сравнению с прошлым учебным годом, количество победителей и призеров олимпиады увеличилось. Наибольшее количество победителей и призеров — из Медынской и Кременской средних школ.
Самыми результативными предметами в рамках олимпиады стали физическая культура, технология, английский язык, биология, литература. Низкими остаются результаты по информатике, обществознанию, химии, математике. По итогам муниципального этапа олимпиады в региональном этапе по 4 общеобразовательным предметам — русскому языку, литературе, технологии, физической культуре — приняли участие 8 обучающихся 9-11 классов Медынской школы. Призерами стали: по литературе — Никишина А., по технологии — Кулюкина У., по физической культуре — Горбач Н. Победители и призеры регионального этапа и победители муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады, а также отличники в учебе получили стипендию главы администрации.
В 2018-2019 учебном году проведены II районные научные чтения учащихся младшего школьного возраста «Шаг в науку». В них приняли участие 16 обучающихся 4 классов из 6 школ района. Победителями стали – Тимофеев А., Жуков И. (Радюкинская школа), Сыроватская Л.( Медынская школа). Призёрами – Шмаков М., Ларичева В. (Медынская школа), Смагина П. ( Михеевская школа), Тетера Е.( Романовская школа).
В ХIV районных чтениях членов научных обществ приняли участие 13 обучающихся из 6 общеобразовательных учреждений, из них 5 человек стали лауреатами.
В XXIX областной научно-практической конференции «Молодость – науке» памяти А.Л. Чижевского приняли участие обучающиеся Медынской, Кременской средних школ, Адуевской, Радюкинской основных школ. По итогам конференции победителями стали: Снеткова Я.( Медынская школа), Кочетков Д. (Кременская школа), Константинова К.( Радюкинская школа); призерами — Кондрашова А. (Медынская школа), Батюта Е. (Адуевская школа).
Обучающийся Кременской средней школы Кочетков Д. (научный руководитель Краснов Э. А.) в XXXIII Всероссийской конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» стал победителем. В конкурсе исследовательских работ «Шаги в науку» ученица Адуевской основной школы Батюта Е. (научный руководитель Картошкина Ю. В.) также стала победителем.
В прошедшем году были проведены I-е районные краеведческие чтения «Наследие Земли Медынской», в которых приняли участие 9 обучающихся 4-11 классов Медынской, Адуевской, Радюкинской школ. Победителями стали 3 обучающихся из Медынской и Радюкинской школ. Призерами — 6 обучающихся из Медынской и Адуевской школ.
Ежегодно, с целью обобщения и распространения лучших педагогических практик, в районе проводится муниципальный этап конкурса профессионального мастерства «Я в педагогике нашел свое призвание…». В нем приняли участие 4 педагога из детского сада «Колокольчик», Медынской, Романовской, Михеевской школ. Абсолютным победителем конкурса стала Портнова Татьяна Викторовна, воспитатель детского сада «Колокольчик», которая достойно представила район на региональном этапе конкурса. Победителем в номинации «Лучший учитель» стала учитель Медынской школы Ларичева Ю.В.
Во всероссийском конкурсе «Сельский учитель в большой России» победителем стал Краснов Э.А., учитель Кременской школы.
Во всероссийском смотре-конкурсе на лучшую презентацию образовательного (социального) учреждения призерами стали Шаравина С.А., Лебедева В.В., учителя Медынской школы.
Во всероссийской олимпиаде «Эстафета знаний» в номинации «Требования ФГОС начального общего образования» призером стала Мартышева Н.Г., учитель Медынской школы.
Во всероссийском химическом диктанте призером стала Хамидова Э.С., учитель Кременской средней школы.
Педагоги района принимают активное участие во всероссийском тестировании на портале «Единый урок», во всероссийском конкурсе Макаренко А.С.
За 2018-2019 учебный год в 27 конкурсах приняли участие 153 педагога, из них стали победителями — 9 человек, призерами – 12 человек.
Дополнительное образование
Дополнительное образование детей — один из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей. Именно в учреждениях дополнительного образования детям предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
В Медынском доме творчества активно развиваются 15 объединений по 4 основным направлениям:
— декоративно-прикладное творчество — «Арт-мастерская», «Мастерица», «Умелые ручки», «Кудесница», «Волшебная кисточка», «Юный дизайнер»;
— социально-педагогическое — математика по программе «Школа Королевы Геры», «Юные инспекторы движения», «Шахматы»; — военно-патриотическое движение «ЮНАРМИЯ», «Умная мозаика», «Супермалыш»;
— художественное — танцевальное объединение, вокальное объединение;
— спортивно-техническое направление — «Радиоспорт».
В прошедшем учебном году в Медынском доме творчества в кружках различной направленности занималось более 300 человек.
Радиоспорт – одно из самых уникальных объединений. Его воспитанники участвовали в более 30 соревнованиях федерального и международного уровней. В прошлом году 3 воспитанника сдали норматив «кандидат в мастера спорта» (КМС), а в этом году 5 получили «Квалификационные книжки» и значки, подтверждающие норматив «КМС».
В Доме творчества в рамках военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ» активно действует юнармейский отряд «Салют». Основные направления деятельности: строевая и физическая подготовка, участие в акциях, митингах, историко-краеведческая работа и др.
На базе Дома творчества работает новое объединение «Юные инспекторы движения». «Юидовцы» занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждением их нарушений. Члены отряда используют различные формы работы: театрализованные представления «Знайте правила движения», соревнования «Я, мои друзья и правила движения», выпуск материалов «Дорожная азбука», проведение викторин, изготовление листовок для обучающихся и их родителей и т.д. Воспитанники участвуют в соревнованиях разного уровня и активно сотрудничают с ОГИБДД Медынского района.
Основные задачи на 2019-20 учебный год:
— реализация основных направлений приоритетного национального проекта «Образование»;
— обеспечение повышения качества общего образования на всех уровнях общего образования;
— совершенствование системы раннего выявления, развивающего сопровождения и поддержки одарённых детей;
— активное развитие творческого и инновационного потенциала учительского корпуса;
— обеспечение ранней профориентации школьников через участие в проекте «Агроклассы в Калужской области».

Уважаемые педагоги, в преддверии 1 сентября хочется пожелать вам здоровья, внутренней стойкости, профессиональной чуткости, оптимизма, удачи, высоких достижений и больших побед! Поздравляю всех с началом нового учебного года!
Полную версию публичного доклада см. на сайте отдела образования администрации МР «Медынский район» (medynedu.ru)