Газета Заря

Рождественское Послание

Автор editor

высокопреосвященнейшего Климента,
митрополита Калужского и Боровского

освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве —
всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви

 

«Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком глаголющим: се Дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог» (Мф. 1:22-23).

Возлюбленные о Господе пастыри,
всечестные иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

От всей души поздравляю всех вас с дивным праздником Рождества Христова!
Сегодня Небеса стали ближе дольнему миру, и мы воспеваем вместе с Церковью: «С нами Бог!» (Ис. 8:10). Удивительными словами праздничного богослужения воздает она хвалу Творцу Неба и земли, призвавшего из небытия и держащего в Своей власти все, что есть в мире: от безжизненного вещества до бесплотных ангелов. «Кто Бог велий, яко Бог наш!» (Пс. 76:14) — прославляет Святая Церковь Господа Вседержителя, достойного всякого почтения.
Еще более удивительно Его воплощение в реалиях нашего земного мира, когда всемогущий, бесконечный Бог «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7). Предреченный пророками «Сын человеческий» (Дан. 7:13) — единородный Отцу Сын Божий и беспорочный Человек — помещается в темную точку пещеры среди залитой лунным светом палестинской пустыни, в точку начала новой истории мира и человека — эры торжества благодати Святого Духа над действующим в мире грехом.
Долгожданный Мессия рождается в кротости и нищете духа, утверждая единство евангельской проповеди и примера Своей земной жизни с самого ее начала. При вести о новом великом Царе волнение охватывает жителей Иерусалима. Опасаясь за свои должности и неправедно нажитые богатства, они, по словам святителя Филарета Московского, пребывают «не в радости со Христом, пришедшим спасти, но в смятении с Иродом, ищущим погубить» Богомладенца. Надменный узурпатор хладнокровно уничтожает целое поколение жителей Вифлеема, чтобы в очередной раз доказать свое шаткое право называться царем Иудеи — небольшой области, подвластной могуществу Рима.
Но человеческое властолюбие Ирода разбивается о всеведение Бога, явившегося на земле кротким Младенцем. «Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение» (Пс. 149:4), — изрек Псалмопевец, предвосхищая евангельские события.
«В человецех благоволение!» (Лк. 2:14), — вторит ему ангельский хор, призывая людей достойно воспринимать милости Божии. Господь «идеже хочет, побеждает естества чин», но ожидает человеческого благоволения. Самовластно повелевавший ветру и изгонявший духов, одним словом воскрешавший мертвецов, Христос не совершает чуда среди людей, на глазах у которых он вырос, потому что они не благоволят, но сомневаются: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария… и сестры Его не все ли между нами?» (Мф. 13:55,56).
Благой воли ждет пришедший в мир Христос и от нас — воли на добрые дела, слова и стремления, которыми Его слова облекаются в реальность наших повседневных трудов, мыслей и чаяний. Господь учит нас Своим примером, так что евангельские заповеди — это не потусторонние максимы высшего порядка, а благодатный опыт самого Сына человеческого. «Научитесь от Меня, — обращается Он к нам, — ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).
Всех, кто исполняет волю Божию, Спаситель назвал Своим братом, сестрой и матерью (Мф. 12:50). Станем же ближними Христу через нашу жизнь. Постараемся исполнить Его заповеди, несмотря на внешние смятения и внутренние борения. Не растрачивая свои силы на развлечения и суету, будем крепить нашу веру и служить всем, кто нуждается в помощи и участии.
Но, как предупреждал преподобный Иоанн Лествичник, одних трудов для вечности мало. Ведь не самим по себе «трудам, но простоте и смирению являет себя Бог». Почти два века назад святитель Московский Филарет высказал актуальное для наших дней пожелание: «Снисхождение к низшим, уравнивающее себя с последним из них, спокойствие в уничижении, терпение, не побеждаемое никакими оскорблениями, — «сие да мудрствуется в вас», подобно как «и во Христе Иисусе».
Нам надо постараться приобрести эту мудрость во Христе, чтобы в смирении и кротости исполнять Евангелие, не осуждая падающих и не высмеивая неведующих спасения. Ведь родившийся сегодня Богомладенец Христос без лицеприятия и предвзятости, как истинный «Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир» (Ин. 1:9), может в любой момент коснуться души другого человека. Но Он не будет пребывать в том, кто превозносится перед другими и надеется на свои «заслуги» перед Богом.
В этот святой праздник, когда Небеса ближе земле, встретим пришествие Господа Эммануила единством в вере и добродетели. Где же собраны двое или трое во имя Христа, там и Он пребывает. Желаю всем обрести величайшее счастье сопребывания с Богом, чтобы независимо от внешних обстоятельств переполненные Им сердца истинно свидетельствовали:
«С нами Бог!»

Смиренный митрополит Калужский
и Боровский Климент