Газета Заря

Главная Образование Самообразование педагога — эффективная форма работы

Самообразование педагога — эффективная форма работы

Автор editor

Совершенствование качества обучения и воспитания в ДОУ напрямую зависит от уровня подготовки воспитателей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование — есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Каждый год воспитатели детского сада «Звездочка» выбирают тему самообразования, работают над ней и представляют отчет. Основными составляющими процесса самообразования являются изучение и внедрение новых педагогических технологий, посещение занятий коллег и участие в обмене опытом, совершенствование знаний в области классической и современной психологии и педагогики, учет возрастных особенностей детей, повышение уровня своей эрудиции, формирование у педагогов потребности в непрерывном профессиональном росте и постоянном самосовершенствовании. При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. Тему, как правило, дает старший воспитатель, также ее можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться. Всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.
В конце марта в детском саду «Звездочка» состоялся педагогический совет на тему: «Самообразование педагога — эффективная форма работы», где каждый воспитатель представил отчет о проделанной работе. Вот какие темы были выбраны педагогами детского сада в 2015-2016 учебном году.
Тема музыкального руководителя Петровой Н.В. — «Играем в оркестр», цель которой воспитание у детей интереса к музицированию через игровую деятельность.
Воспитатели первой младшей группы №6 работают над темами:  Казенникова А.В. — «Развитие речи у детей 2-3 лет посредством пальчиковых игр», Чуклова Е.Л. — «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». Еще А.Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев», ведь самые простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.
Воспитатели первой младшей группы №4 «Лапушки»: Корнеева Т.А. воспитывает у детей интерес к занятиям физической культурой, работая над темой «Формирование представлений у дошкольников здорового образа жизни», а Молчашкина Г.А. прививает детям самостоятельность в самообслуживании, аккуратность (тема самообразования «Развитие навыков самообслуживания у детей 2-3 лет»).
Воспитатели второй младшей группы №5 «Ромашка»: Дронова О.Е. развивает познавательную и творческую активность детей, помогает найти свой путь к самовыражению, работая над темой «Познавательное развитие детей четвертого года жизни через художественно-эстетическое развитие», а Панасюк М.В. развивает сенсорные способности (тема самообразования «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр»).
Воспитатели средней группы №1 «Бельчата»: Никишина З.Н. работает над темой «Оригами как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста 4-5 лет», Латушкина С.Л. — «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей». В группе проводится кружок «Оригами», педагоги  развивают у детей такие познавательные процессы, как восприятие, внимание, память, логическое мышление, совершенствование моторики рук, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие.
Воспитатели старшей группы №2 «Пчелки»: Кошелева И.А. работает над темой «Развитие сенсомоторных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки», дает детям удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или фарфоровый мир. Лепка приобщает малышей к прекрасному, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию всего, что их окружает. Николаева Н.М. знакомит детей с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры, работает над темой «Приобщение детей к русской народной культуре».
Воспитатели подготовительной группы №3 «Ручеек»: Ахметзянова Л.В., тема которой «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми подготовительной группы», учит детей рисовать, сочетая различные материалы и техники изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.  Домахина Т.П. особое значение придает обеспечению безопасности на дорогах, изучает с детьми правила дорожного движения, работает над темой «Основы безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

Каждая тема самообразования включает в себя различные этапы работы: изучение методической литературы, работа с детьми (совместная деятельность, самостоятельная деятельность, прогулки, образовательная деятельность, экспериментирование, досуги), работа с коллективом (показ открытых занятий, мастер-классы, консультации, организация выставок), работа с родителями (изготовление игр, консультации, подготовка информационных материалов и памяток).
Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Оно способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов — внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога, поэтому можно смело утверждать, что самообразование — эффективная форма работы педагога.

Е.Л.Чуклова, старший воспитатель