Газета Заря

Главная События Сражение, ставшее поворотным

Сражение, ставшее поворотным

Автор editor

208 лет отделяют нас от событий Отечественной войны 1812 года – одной из ярчайших и героических страниц российской истории. В этих событиях наша Медынь сыграла свою важную роль.

Из истории известно, что, когда Наполеон отступал из Москвы, основной задачей русской армии было заставить его идти в Европу по старой Смоленской дороге, по пепелищам им же сожженных сел и городов. Наполеон это прекрасно понимал. Понимал он и то, что если он пойдёт этой дорогой, то армия его обречена. Там уже не оставалось ни провианта для солдат, ни корма для лошадей. После битвы под Малоярославцем Наполеон понял, что напрямую он не пробьётся. И поэтому польский корпус генерала Понятовского был послан, чтобы предпринять обходной манёвр через Медынь и проложить дорогу французской армии.
В день решающего сражения русские решили устроить врагу западню. Кутузовым под Медынь 24 октября был послан казачий отряд Иловайского. Силы обоих отрядов были равны — примерно по 1200 человек с каждой стороны. Но французы действовали вслепую, а казаки ждали врага в лесу в засаде. Польский корпус двигался к Медыни со стороны Вереи. Всё было спокойно. Они уже почти подошли к городу, как вдруг лес вокруг дороги ожил. Со свистом и гиканьем на дорогу выскочили русские казаки. В течение небольшого времени около 500 французов было убито. С нашей стороны погибло примерно столько же. Только подоспевшие на помощь части французов, шедшие сзади, спасли польский корпус от полного уничтожения. “Великая непобедимая армия” отступила. Итог сражения: несколько сот убитых, семьдесят раненых, взят в плен бригадный генерал Тышкевич, полностью захвачен обоз и пять орудий. Накануне Наполеон проиграл битву под Малоярославцем, теперь ему дали понять, что и здесь он не пройдёт. Так что именно события под Медынью поставили последнюю точку в решении французского императора о возвращении по старой смоленской дороге.
Исторические документы сохранили сведения о пребывании в Медыни главнокомандующего русской армией М.И.Кутузова. С подобающими почестями Михаил Илларионович был встречен медынским уездным предводителем дворянства Н.Хитрово, И.Лопатиным, земским исправником и другими чиновниками. Уездные начальники передали М.И.Кутузову свои рапорты. Со своей стороны, главнокомандующий спрашивал «о состоянии округи» и об обстоятельствах сражения, бывшего в черте города 13(25) октября. Затем объявил благодарность местному дворянству, уверил в безопасности округи и приказал привести в порядок экономику и учреждения города и уезда. Из Письма М.И.Кутузова, адресованного калужскому губернатору П.Н.Каверину: «Милостивый государь мой Павел Никитич! Остановившись с войсками проездом в г. Медыне, нашел я в нем все гражданские власти, как-то: городничего, дворянского предводителя и прочих чинов, притом совершенный порядок, приличествующий благоустроенному городу, несмотря на то, что близ оного два дни назад происходило сражение…»
Одной из значимых фигур войны с французами был командир партизанского движения Д.В.Давыдов. В фонде Медынской Городской Думы имеется документ о его пребывании чуть ранее, 28 августа 1812 года, в Медыни и о продовольственной помощи, оказанной его отряду. В музее имеется фотокопия данного документа. В Дневнике партизанских действий Д.В.Давыдов записал: «Получа пятьдесят гусаров … я выступил чрез село Сивково, Борис-Городок — в село Егорьевское, а оттуда на Медынь — Шанский завод — Азарово — в село Скугорево. Село Скугорево расположено на высоте, господствующей над всеми окрестностями, так что в ясный день можно обозревать с нее на семь или восемь верст пространства. Высота сия прилегает к лесу, простирающемуся почти до Медыни. Посредством сего леса партия моя могла скрывать свои движения и, в случае поражения, иметь в нем убежище…»
А вот свидетельство медынского городничего Шумакова: «Сей час прибыл в город Актырского гусарского полка подполковник Давыдов по секретному повелению главнокомандующего 2-ю Западною Армией со вверенною ему командою: афицерами 7-ю, унтерафицерами и редовыми 45-ю, да казаками 186-ю человеками и находящимися при них и афицерах двухсот пятидесяти семи лошадей… По прибытии отряда в Медынь городничий немедля распорядился в адрес городского головы Семена Протопопова о выдаче гусарам и казакам запасов печеного хлеба, говядины и фуража: «Овса 50 четвертей, сена 400 пудов, да вина 3 ведра, почему и благоволит Градская Дума все сие выполнить в самоскорейшем времени без всякого отлагательства.. В тот же день гусары и казаки поскакали из Медыни к границе Гжатской в деревню Горки».
И еще один документ — рапорт подполковника Ахтырского гусарского полка Д.В.Давыдова. В нем он обращается к начальнику 2-й Западной армии генерал-адъютанту графу Э.Ф.Сан-При со следующим рапортом: «Ваше сиятельство! Я 28-го августа прибыл в Медынск и нашел всю округу, вооруженную противу неприятеля. Деятельность работников и начальников их до такой степени простирается, что при появлении каких- либо войск собирается от двух до трех тысяч поселян в Медынь. Пикеты их идут от села Егорьевского, что на большой дороге, от Можайска до Медыни за Юхнов. Ополчение сие дает мне способ решительнее выполнить намерение мое, вашему сиятельству уже известное. Вследствие чего я сегодня выступаю из Медынска, иду проселочными дорогами на Гусево, Кузовы, Азарово в деревню Горки… С истинным почтением, имею честь быть вашего сиятельства покорным слугой Денис Давыдов».
Из разных источников об Отечественной войне 1812 года известно следующее. Наполеон, уходя из Москвы, уводил с собой несколько обозов с золотом и ценными вещами. Золотых обозов было несколько и плюс к этому обоз с коллекцией старинного оружия и доспехов. На протяжении пути от Вереи до Можайска император имел несколько водных преград с узкими мостами: два притока Протвы, река Истьма, река Протва, через некоторое время опять река Протва. В этих наиболее узких и неудобных местах уничтожались повозки и пряталось награбленное добро. В тот момент французы надеялись еще вернуться в Россию, и потому добро зарывается. Но часть топится в местах переправы. Кроме того, “разгрузка ” коснулась и непосредственно ранцев солдат. Многие историки приводят цитаты современников, что армия изнемогала под тяжестями. Так генерал Жерар потребовал от солдат облегчить ранцы, потому что темп движения колонны был слишком низок. Таким образом, активная закладка кладов происходит на пути между Боровском и Можайском.
Война 1812 года была совсем другого типа. Кроме мощнейшей идеологической, пропагандисткой поддержки с помощью прессы, книг, фабрикации слухов, наглядной агитации в картинках, которые вешались на заборах для простых людей, была проведена крупномасштабная финансовая афера. В экономику противника Наполеона — России, Англии и Австрии – вбросили огромное количество фальшивых денег. Для дестабилизации финансовой системы врага их выпускали и раньше, но впервые это приняло такой масштабный характер. Это была реальная финансовая война. Эти фальшивки попадались до конца 1840- х годов. Россия выстояла не только против вторжения, но и экономической провокации.
Газета «Изнанка истории» (№7 (888) – 2012 г.) пишет: «… Неся «факел свободы», Наполеон изуверствовал на нашей земле не меньше Гитлера. Известна фраза этого глашатая европейских ценностей: «Для победы необходимо, чтобы простой солдат не только ненавидел своих противников, но и презирал их». Солдатам Наполеона офицеры пересказывали агитки о варварстве славянских народов. Именно с тех пор в сознании европейцев намеренно закрепилось представление о русских, как о второстепенной, дикой нации.
Вот они и презирали нас. Разрушали монастыри, взрывали памятники архитектуры. Алтари московских церквей превращали в конюшни и отхожие места. Лютой смертью убивали священников, не выдавших церковные святыни, древними иконами растапливали печи. При этом солдаты твердо знали, что пришли в варварскую и дикую страну и что они несут в нее самую лучшую в мире культуру – европейскую.
Настоящий грабеж и ужас начались 3 сентября 1812 года – на следующий день после входа в Москву. 10-11 октября под башни, стены и здания Кремля заложили пороховые мины. Россия могла бы потерять символ своей тысячелетней истории, но Божьим промыслом ночью пошел дождь, загасил часть фитилей, остальные, рискуя жизнью, потушили москвичи. Однако часть зарядов сработала. Была снесена Водовзводная башня, наполовину разрушена Никольская. Частично разрушен Арсенал, повреждены Грановитая палата, Филаретова пристройка, Комендантский дом. Пострадало здание сената, а бронзовый Георгий Победоносец, украшавший купол Круглого зала, бесследно исчез.
Все эти события — свидетельство нашего славного прошлого, которое надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям. Ведь именно из таких, пусть и малых, локальных успехов складывалась общая победа, позволившая изгнать неприятеля из России.