Газета Заря

Главная Образование Учитель по призванию

Учитель по призванию

Автор editor

7 декабря свой юбилей отметила учитель начальных классов Адуевской основной школы Т.Е.Матряшина. Сорок лет трудится Тамара Ефремовна в стенах ставшей для нее родной школы, отдавая детям свою любовь и теплоту души, становясь для них первым наставником на пути к взрослой жизни. Что значит педагогика в ее жизни, чем отличается нынешнее молодое поколение от того, которое было несколько десятков лет назад, и о многом другом учитель рассказала нашему корреспонденту Георгию Саркисяну.
— Тамара Ефремовна, прежде всего поздравляю вас с юбилеем. Расскажите немного о себе. Что повлияло на выбор профессии, почему вы решили прийти в образование?
— Я родилась и выросла в маленькой деревне Ухобичи Людиновского района. Мне повезло: у меня были прекрасные учителя, на которых мне очень хотелось быть похожей. Отсюда и выбор профессии. Когда говорила друзьям о том, что стану учительницей, мне не верили. Но это желание не покидало меня все годы учебы в школе и, окончив 8 классов, я отправилась к сестре, проживающей на тот момент в деревне Редькино близ Полотняного Завода. От сестры я узнала, что неподалеку, в Кондрово, есть педагогическое училище, куда я и подала документы для поступления. Одна, без родителей, совсем юная девочка с двумя косичками, я пришла сдавать вступительные экзамены. И хотя не была в школе отличницей, в училище я поступила. Надо сказать, что требования были достаточно жесткие, нужно было проявить не только знания, но и умения в рисовании, пении. Но зато последующие годы учебы стали для меня, пожалуй, самыми счастливыми в жизни. В училище я получила самые основные знания — жизненные, естественные, которым уже не учат в наше время. Три месяца практики в пионерском лагере, живое общение с детьми, наставники, искренне влюбленные в педагогику – все это только укрепило мое желание стать не просто учителем, а другом для детей. Мы ходили в походы, получали навыки, делали поделки. Все это дало неоценимый опыт для дальнейшей работы.
— В те годы очень распространены были поездки в стройотряды. Участвовали в них?
— Конечно. Это были особые времена, которые вспоминаются с большой теплотой. Особенно запомнилась поездка в Молдавию. Вечерами сидели у костра, ребята играли и пели под гитару. Второй раз ездили уже в Волгоград. Такое не забывается, особенно царившая там атмосфера, внутренний душевный подъем.
— А как оказались в Адуевской школе?
— Сюда я приехала по распределению. После завершения обучения у нас была возможность выбрать места для будущей работы. А поскольку в Дзержинском районе, как я и говорила, жила старшая сестра, захотелось остаться поближе. У нас вообще была очень большая семья – семеро детей. В Медынском РОНО предложили на выбор два варианта – школы в Глухово и Адуево. Остановила выбор сначала на первой, но после встречи и беседы с руководством Адуевской школы, учителями решила идти к ним, поскольку деревня удобно расположена, близко шоссе, хороший коллектив. Я согласилась и с тех пор работаю здесь.
Сразу по приезду мне выделили небольшой дом, и жизнь закрутилась с новой силой. Активная работа в школе, членство в комсомоле – все это оставило самые добрые воспоминания в моей жизни. Тогда не задумывались о будущем, поскольку были уверены в завтрашнем дне. Это было по-настоящему светлое и чистое время.
Еще особо запомнилось отношение односельчан. В те годы профессия учителя была по-настоящему почетной, и это накладывало особые ограничения, нужно было соответствовать этому званию не только в классе, но и во всех аспектах жизни. Как сказала одна моя знакомая, у учителя даже корова дома должна ходить по-учительски! Педагог – это не профессия, а настоящее призвание, которому следует соответствовать всю жизнь.
— Насколько сложно было молодому педагогу начинать работу? Много ли было учеников в классах?
— В первый год своей педагогической деятельности мне пришлось преподавать сразу в трех классах. А это 22 ученика. Конечно, было страшно, ведь я была совсем юной. Сначала было очень сложно. Дети все разные, нужно было знать все темы на каждый урок. Да еще к тому же в этот же год я поступила в КГПУ имени Циолковского на специальность «Биология». Вот и приходилось совмещать работу с учебой. Тогда же встретила своего будущего супруга Михаила. Он только что вернулся из Афганистана, где выполнял интернациональный долг. В 1981 году мы поженились и с тех пор живем душа в душу. Муж для меня — настоящая опора в жизни, а подлинная отрада – дочь Таисия и сын Роман. Сейчас подрастает внук Ефрем.
— Тамара Ефремовна, имея за плечами такой большой педагогический опыт, отмечаете ли вы отличие детей в наше время от тех, которых учили и воспитывали прежде? Что изменилось за прошедшее время?
— Безусловно, нынешние дети — совсем другие. Раньше школьники схватывали знания на лету, проявляли живой интерес к обучению. Сейчас ребенка крайне сложно заинтересовать учебным процессом. Он будто находится в своем внутреннем мире, и выдернуть его из него, активизировать познавательную деятельность крайне трудно. И, конечно, снизилась активность родителей. Все чаще дети приходят в школу, не имея первичных знаний.
— Как думаете, связано ли это с электронными «гаджетами», которыми школьники начинают пользоваться уже в самом раннем возрасте?
— Вполне возможно. Виртуальный мир, к сожалению, все больше заменяет им реальность, которая гораздо глубже и многограннее. И это приносит свой, часто негативный, результат. Ну и конечно, в первую очередь играет роль внимание родителей. В наши дни большинство из них уделяет гораздо меньше внимания своим детям. Часто ребенок не может даже самостоятельно одеться, не говоря уже об учебных навыках.
— Нынешнее время — время постоянных реформ в образовании. На ваш вгзляд, эти нововведения дают положительные результаты?
— Все зависит от тех изменений, которые происходят. Надо сказать, что у нас изначально была лучшая в мире система образования, что признавали во всех странах. К сожалению, попытки ее «улучшения» путем многих реформ приводят, зачастую, к обратному эффекту. Взять, к примеру, инклюзивное образование, когда дети с ограничениями в психофизическом развитии должны обучаться в обычных классах. На мой взгляд, это была изначально плохая идея, и педагогический опыт подтверждает данный довод. Ребенок, имеющий особенности психофизического развития, требует гораздо больше внимания, чем может дать ему учитель в обычном классе. Он попросту не успевает усваивать информацию. Кроме того, в моей практике были случаи необычного, а порой агрессивного поведения подобных детей, что приводит к снижению успеваемости и возможностей усвоения программы всем классом. Бывало и так, что у детей случались эпилептические припадки, и здесь важна не только своевременная реакция учителя, но и то, как такая картина воздействует на других учеников. Такие дети, на мой взгляд, должны учиться по иным образовательным стандартам в учебных заведениях специализированной направленности.
— Образовательный процесс сейчас также связан с использованием информационно-коммуникативных технологий. На столах у школьников появились ноутбуки, используются интерактивные школьные доски и другая цифровая техника. Они помогают в обучении?
— Конечно. Сейчас очень много программ и платформ для обучения детей. Но возникают сложности, если школьник не имеет дома компьютера. У нас сельская школа, и уровень дохода в семьях часто не позволяет покупку дорогостоящей техники. Но, несмотря на это, в стенах школы ребята получают знания в большем объеме, и это, несомненно, радует.
— Нынешний год в плане «информатизации» в образовании принес новый термин – «дистанционное обучение». Школьники, отправившись на карантин, были вынуждены учиться с использованием только компьютеров. Отразилось ли это на качестве образовательного процесса?
— Безусловно, и это признают все учителя, с кем приходилось общаться. Никакой компьютер не способен заменить живого общения учителя и ученика. Опыт нынешнего года показал это со всей ясностью. Ничто не заменит настоящей жизни, школы, классов и, что самое главное, общения.
— Спасибо вам, Тамара Ефремовна, за интервью. Искренне надеюсь, что грядущий 2021 год окажется легче, чем нынешний. От всей души желаю вам успехов на ниве просвещения и воспитания детских сердец!
Георгий Саркисян.
Фото автора и из архива Т.Е.Матряшиной