Газета Заря

Главная ОбществоКонкурсы Учитель: штрихи к портрету Заметки после конкурса

Учитель: штрихи к портрету Заметки после конкурса

Автор editor

«Самое главное приобретение человека в школьные годы – чувство собственного достоинства. Это вера в себя, в свои силы, в свои возможности, свою успешность. Я позволяю «своим» детям искать, ошибаться и исправлять ошибки. Даю им право на собственные мысли, право быть услышанными и нести ответственность за свои решения… Вот на этом и строится моя педагогическая философия», — так напишет в своем эссе победитель муниципального этапа конкурса «Я в педагогике нашел свое призвание», учитель начальных классов Медынской средней школы Елена Анатольевна Сысоева. За плечами — 26 лет работы. Казалось бы, давно изучены все методики, освоены все приемы. Но в том-то и состоит притягательность этой профессии, что здесь нужно постоянно идти вперед. Остановишься – будешь неинтересен своим ученикам. А значит, не сможешь их повести за собой.
Быть интересным? Легко ли это? «Безумно сложно!» — отвечу я, человек, который на протяжении многих лет следит за этим конкурсом, вместе с жюри и зрителями-педагогами совершает какие-то открытия, искренне переживает за всех конкурсантов, радуется за них и даже иногда (пусть негласно) вступает в полемику. Сегодня позволю отступить себе от привычного изложения хода конкурса и поделюсь, что нового я открыла для себя благодаря его очаровательным участницам.

Логическому мышлению надо учить с детского сада
Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это происходит потому, что взрослые, родители и воспитатели, обучая его умениям и навыкам – чтению, счету, иногда даже письму, часто забывают о необходимости развивать его способности, и прежде всего – логическое мышление. В процессе обучения младшему школьнику приходится сравнивать и классифицировать, выделять закономерности и делать выводы. Не имеющему логически мыслить первокласснику довольно сложно втянуться в учебный процесс.
Понимая это, воспитатели детского сада «Пчелка», стараются развивать эти навыки у своих воспитанников. Их дошколята уже играют в шашки и шахматы, а в этом учебному году они осваивают еще одну интеллектуальную игру – судоку. Мастер-класс на эту тему провела молодой воспитатель Зоя Автандиловна Смирнова. Задача головоломки, на первый взгляд, проста: необходимо заполнить свободные ячейки недостающими фигурами или цифрами так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце они встречалась только один раз. Но это только на первый взгляд. Выступившие в роли детей коллеги пришли к выводу, что выполнить задание быстро не получится. Зато каким задором светились их глаза! Впрочем, не только их. Судоку решали и жюри, и зрительный зал. Вот вам его величество интерес! По словам Зои Автандиловны, в центре занимательной математики, организованном в группе, эта головоломка пользуется большой популярностью.

Еще один прием развития логического мышления у ребят продемонстрировала учитель начальных классов Михеевской основной школы Элла Андреевна Кулагина. Самый молодой участник конкурса рассказала о кругах Эйлера – геометрических конструкциях, применяемых для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Такие задания можно часто встретить в учебниках математики, но конкурсантка смогла доказать, что они имеют место и на других уроках. Разработчик метода, известный швейцарский и российский математик Леонард Эйлер, таким образом решал сложнейшие математические задачи. Если же обратиться к современности, то сегодня эта методика широко применяется в таких науках, как менеджмент, статистика, информатика и других. Так что развивая логическое мышление детей, учителя делают хороший задел на будущее.

Хороший ученик – это грамотный читатель
«Чтение – вот лучшее учение!» — исполняя наказы великого Пушкина, учитель начальных классов Романовской основной школы Надежда Николаевна Поплева большое внимание уделяет повышению читательской грамотности учащихся. У педагога с 20-летним стажем есть несколько дидактических пособий по формированию читательских навыков, ведь требования к современному школьнику очень высоки: нормы техники чтения в последние годы увеличились в два раза. Например, учащийся 4 класса на «5» должен прочитать 120 слов в минуту! Дневники читателя, создание видеороликов школьного «Ералаша», участие в театральных фестивалях и даже выступления на сцене Калужского ТЮЗа – чтобы заинтересовать своих учеников, учитель старается разнообразить урочную и внеурочную работу.
Сделать сложное простым поможет творчество
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Эта древнекитайская мудрость раскрывает главную педагогическую идею образовательного стандарта второго поколения. Проводя ее в жизнь, учитель биологии Адуевской основной школы Наталья Алексеевна Мокина на своих занятиях широко использует метод моделирования. Ребенок сделал своими руками модель клетки – и теперь он точно не забудет ее строение. Как человек творческий, педагог предлагает ученикам различные материалы для поделок. За этим занятием и время урока пробегает незаметно, и новые темы усваиваются лучше. Дома остается только закрепить теорию.

Невозможно любить то, что не знаешь
Сегодня много говорится о важности и значимости патриотического воспитания подрастающего поколения. А патриот начинается с любви к своей малой Родине. Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом–двор–школа – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов. Приходя в школу, дети хотят больше знать о своем крае: об особенностях растительного и животного мира, об его истории, о великих и знаменитых людях, родившихся и живших здесь. И ответы на все эти детские «почему?» старается дать учитель начальных классов Передельской средней школы Татьяна Федоровна Гришина. Самый опытный участник конкурса, она поделилась со своими коллегами, как вводить краеведческий компонент на различных урочных и внеурочных занятиях.

Учение – это сотрудничество
Те, кто сталкивался сегодня с поиском работы, знают, что одним из основных требований нынешних работодателей является умение работать в команде. Развитию коммуникативных навыков современного школьника во многом способствует проектная деятельность.
Этот метод в своей педагогической практике широко применяет учитель начальных классов Медынской средней школы Елена Анатольевна Сысоева. Помня о главном педагогическом правиле «Не делать за ученика то, что он может сделать самостоятельно», учитель, с одной стороны, ста-рается развивать инициативу и активность каждого ребенка, с другой стороны — ориентирует учеников на общий конечный результат. И пусть в настоящее время эти ребята не решают глобальных проблем современности. Но в будущем, быть может, кто-то из них станет известным архитектором или конструктором, и об их реализованных проектах будет говорить весь мир.

Завершая свой рассказ о конкурсе «Я в педагогике нашел свое призвание», я поставлю многоточие… Ведь для всех участниц конкурса это событие – лишь повод для дальнейшего самосовершенствования, обмена опытом с коллегами, повод для новых открытий. А для их растущих и умнеющих с каждым днем учеников – перспектива стать успешными, востребованными обществом и, конечно же, счастливыми.

Елена Шкумат.