Газета Заря

Главная Образование Юлия Еськова: «Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характерах учителей»

Юлия Еськова: «Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характерах учителей»

Автор editor

В конце учебного года были подведены итоги регионального этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Обладательницей Гран-при конкурса стала педагог Романовской основной школы Юлия Борисовна Еськова. В составе делегации Калужской епархии она приняла участие в открытии XXIX Международных образовательных чтений в Москве.
О важности духовно-нравственного воспитания школьников в наши дни, о сотрудничестве школы и церкви, о преемственности поколений наше сегодняшнее интервью.
— Юлия Борисовна, поделитесь впечатлениями о поездке в Москву.
— В мероприятии такого масштаба я, наверное, участвовала впервые. И впечатления – очень глубокие. Чтения были организованы Русской Православной Церковью при поддержке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, администрации Президента России и Правительства России и проходили на очень высоком уровне. Тема чтений была обозначена так: «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Но их участники говорили не только о личности Александра Невского, безусловно, сыгравшего большую роль в истории нашего государства, говорили об образовательных и воспитательных процессах, которые происходят сегодня в нашем обществе. О том, какие мы, взрослые, как мы живем перед лицом наших детей, какие приоритеты расставляем.
Его святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отдельно обратился к нам, учителям: «Сегодня основная задача православных педагогов, педагогов, преподающих основы православной культуры, педагогов воскресных школ или православных гимназий – это сформировать у детей прочные духовно-нравственные ориентиры, руководствуясь которыми наши молодые сограждане могли бы усваивать героические примеры из прошлого и отвечать на вызовы современности».
Считаю очень важным, что сегодня о проблеме духовности во весь голос заговорили на государственном уровне.
— В чем вам видится значимость конкурса «За нравственный подвиг учителя»?
— Я считаю, что данный конкурс важен для педагогов, потому что у них есть возможность, во-первых, поделиться своими наработками и знаниями в области духовно-нравственного воспитания детей. А во-вторых, он позволяет самому педагогу расти и совершать над собой определённую духовную работу. Помогает переосмыслить свою деятельность, посмотреть на нее совсем с другой стороны.
— Расскажите о работе, получившей Гран-при?
— На конкурс была представлена методическая разработка декады «Чтим память предков». Это целый цикл урочных и внеурочных мероприятий, которые проводились со школьниками в учебный год до пандемии коронавируса. Их главной целью было донести до ребят ценность семьи и семейных традиций, показать, что история любой семьи тесно переплетается с историей родного края и страны в целом.
Урок на тему «Семья – хранитель духовных ценностей», классный час «Великая Отечественная война в истории моей семьи», внеурочное занятие «Хранить память предков», беседа-познание в библиотеке «Семья на страницах литературных произведений, конкурс сочинений на тему «Моя семья», экскурсия на «Военфильм-Медынь» — эти и другие мероприятия получили отклик у моих учеников. Я видела их заинтересованность как в процессе самих занятий, так и в ходе подготовки к ним.
Надо сказать, что весь воспитательный процесс в нашей школе строится в тесном сотрудничестве с родителями. В мероприятиях этой декады взрослые принимали самое непосредственное участие: составляли вместе с детьми генеалогическое древо семьи, собирали и систематизировали информацию о родственниках-фронтовиках, рассказывали о семейных традициях. И это, безусловно, способствовало укреплению взаимоотношений внутри семьи, воспитанию у детей уважения к семейным ценностям.
— Почетным гостем на многих ваших мероприятиях является благочинный VIII-го округа Калужской епархии Александр Земцов.
— Да, отец Александр всегда принимает приглашения прийти к нам на открытые занятия. Ребята прислушиваются к его мудрому слову и советам, задают вопросы. Так, буквально недавно, в канун праздника Пасхи, моими коллегами было организовано мероприятие «Дорога к храму». Центральным его событием стал конкурс чтецов — ребята декламировали стихотворения и отрывки из поэтических и прозаических произведений на христианскую тематику. Отец Александр был в жюри, которое определило победителей. Но главным в этот день, конечно же, была та добрая атмосфера, которая всегда царит на таких мероприятиях.
Близкое расположение храма великомученика Георгия Победоносца и школы позволяет и нам часто бывать в стенах церкви. Благочинный знакомит юных прихожан с устройством храма, рассказывает о православных праздниках. Со снятием ограничений, связанных с пандемией, думается, мы возобновим экскурсионные поездки в другие храмы района.
— Трагедия, произошедшая в Казани, когда 19-летний юноша, бывший ученик гимназии №175, хладнокровно расстрелял детей и учителей, потрясла всю страну. Откуда в нашей молодежи такая агрессия и жестокость?
— Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, в большей мере затрагивает подрастающее поколение. Ведь дети, как губка, впитывают то, что видят вокруг: в семье, в школе, в Интернете. Посмотрите, практически каждый день телеканалы и ролики, выставляемые в соцсетях, демонстрируют нам примеры поразительного поведения, которые так или иначе актуализируют нормы жестокости. Вопрос выставления фильтров — к нам, взрослым. Мы должны развивать качества, изначально вложенные в душу ребенка Господом Богом, и по мере его взросления корректировать его отношение к миру. Не навязывая моральных и нравственных устоев, а предлагая знакомство со светлым.
— Вы вот уже несколько лет преподаете такие дисциплины, как основы православной культуры и ОДНКНР. Когда они только вводились в учебное расписание школьников, было очень много противоречивых мнений. В частности, некоторые родители считали, что эти часы будут в ущерб изучению основных школьных предметов. Сейчас что-то изменилось?
— К великому сожалению, мы, взрослые, часто группируем что-то в нашей жизни по принципу: вот это нам понадобится, а это не понадобится; вот это важное, а это – второстепенное, этому мы будем уделять время, а этому – нет. С радостью можно наблюдать родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений, которые понимают, что духовно-нравственное воспитание – это не то, что можно поставить в самый конец образовательного процесса в школе. Ведь на уроках ОПК и ОДНКНР, к примеру, речь идет не только о религиозной культуре. Это разговор и об истине, совести, милосердии, щедрости, о том, как это в жизни человека появляется, рождается.
Я общаюсь с коллегами из других школ, а потому могу смело утверждать, что в нашем районе это понимание есть.
— И все же, по моему глубокому убеждению, невозможно воспитать глубоко нравственного человека, просто следуя какой-то программе или преподавая материал учебника. Очень важна роль учителя, его пример. Каким, на ваш взгляд, должен быть Учитель? Как он должен общаться с детьми?
— Знаете, у великого педагога В.Сухомлинского есть замечательные слова: «Самый лучший воспитатель для ребенка, тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он воспитатель, и видит в своем воспитаннике друга, единомышленника». Вот и я вижу в своих учениках друзей и единомышленников. И когда наблюдаю, что дети отвечают мне доверием, своими хорошими поступками, понимаю, что все делаю правильно.
Хотелось бы поблагодарить весь коллектив Романовской основной школы, ведь победа в этом конкурсе – наша общая победа. В течение трех лет мы все вместе участвуем в инновационном проекте «Возрождение православных традиций семейного воспитания», и, думается, что наши старания и усилия не напрасны.
На календаре июнь. Хотелось бы пожелать всем хорошего отдыха, чтобы в сентябре с новыми силами, с новыми идеями, с творческим вдохновением встретить наших учеников!
— Спасибо за интервью.
Елена Шкумат