Дарить тепло своих сердец
Дарить тепло  своих сердец

С шорохом золотой листвы, с прохладным дыханием осени приходит к нам волнующий праздник — День учителя. В нашей стране его отмечает каждый человек, ведь кем бы он ни был – президентом, ученым, врачом, музыкантом, моряком, водителем — прежде всего, он чей-то бывший ученик. Сколько в памяти в этот день оживёт добрых лиц, сколько зазвучит родных голосов!
Уроки, тетради, журналы, планы, родительские собрания, педсоветы, ВПР и ЕГЭ, аттестация. Каких только испытаний не готовит учителю беспокойная жизнь! Но проходит усталость, и открывается второе дыхание от вовремя сказанного доброго слова.
Дорогие учителя! В каждого из своих учеников вы стараетесь вложить не только знания и умения, но и теплоту, заботу, частичку своей души. От вас во многом зависит, насколько нравственными и образованными, успешными и счастливыми вырастут наши дети. Пусть ваша работа приносит только радость. Оставайтесь мудрыми и добрыми, жизнерадостными и оптимистичными, творческими и креативными. Здоровья вам, благополучия в семьях и новых успехов в вашем благородном труде.

Портфолио
Знакомьтесь: Геннадий Сергеевич Тихонов.
Возраст – 29 лет.
Образование: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, специальность – учитель истории и обществознания.
Стаж работы 4 года: октябрь 2015 года – учитель истории, информатики и технологии Радюкинской ОШ; сентябрь 2016 года – заместитель по учебно-воспитательной работе Радюкинской ОШ; август 2018 – директор Михеевской ОШ.
Общественная деятельность: председатель Молодежного совета Медынского района, руководитель муниципального штаба Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», депутат сельского поселения «Поселок Мятлево».

«Человек, живя в этом мире, должен быть полезен обществу и приносить людям радость и добро. Тогда его жизнь наполняется счастьем и чувством собственного достоинства», — строки ээсе, написанного три года назад в ходе подготовки к конкурсу «Я в педагогике нашел свое призвание», очень точно отражают жизненную позицию героя постоянной рубрики «Зари». Грамотный и ответственный, умеющий отстоять свою точку зрения, Геннадий Тихонов не боится сделать шаг вперед. А потому, наверное, все у него и получается.

По завету великого учителя
Июнь 2007 года. На выпускном вечере в Мятлевской средней школе директор Александр Федорович Иванов, вручая серебряную медаль одному из лучших учеников, сказал: «Геннадий, поступай учиться в педагогический университет. Из тебя выйдет хороший учитель, а в будущем, возможно, и директор школы». Напутственные слова великого педагога, посвятившего своей школе шестьдесят лет, стали пророческими. Но, думается, даже он не мог предполагать, что Геннадий Тихонов возглавит свой педагогический коллектив в 28 лет.
Уже в первый год работы в Радюкинской школе выпускник исторического факультета КГУ им.Циолковского заявил о себе как о грамотном и творческом педагоге. Его победа на профессиональном конкурсе «Я в педагогике нашел свое призвание» для большинства была неожиданностью: за плечами несколько месяцев работы — и такой результат! Впрочем, сам конкурсант «носа не задрал» и признался, что эта победа – итог совместного труда коллег, которые помогали на всех этапах подготовки, продумывали и проверяли на себе каждое слово, каждый прием. Именно тогда Геннадий понял, что вместе – любая задача по плечу. С его помощью коллектив одним из первых в Медынском районе освоил региональную автоматизированную информационную систему «Сетевой город. Образование» и перешел на электронный журнал, была налажена локальная сеть между разными классами. Заметив организаторские способности Геннадия, директор Радюкинской школы Н.Н.Тавлуй в следующем учебном году предложила ему занять должность завуча по учебно-воспитательной работе. Согласился. И, казалось бы, только вжился в новую роль – снова предложение от районного отдела образования: возглавить коллектив Михеевской школы.
Легко ли было решиться на такой ответственный шаг? Конечно же, нелегко! Но таков уж характер у нашего героя: если уж делать шаг вперед, то без оглядки на предстоящие проблемы.
А они начались с самого первого дня работы. На пороге учебный год – а в Михеевской школе нет учителя математики. Ладно бы трудовика или учителя рисования. А тут основной предмет, по которому сдавать экзамены! Через социальные сети связался со своими сокурсниками (Геннадий поначалу поступил на факультет информатики и математики и проучился там два года) и, о счастье, нашел! В одной из Кондровских школ работала выпускница физмата Елена Ильина. Она, как и ее нынешний директор, в омут с головой: за два дня до начала занятий подала заявление об уходе и приехала работать в новый коллектив. Первые полгода добиралась на такси и параллельно училась в автошколе. Потом сама села за руль. По отзывам руководителя, молодой математик стала находкой для коллектива. Инициативная, знающая свой предмет и владеющая новыми технологиями Елена Евгеньевна работает с огоньком, постоянно принимает участие в различных конкурсах.
Еще одно важное решение, которое пришлось принять в первые дни – решение об открытии 1-го класса. Дело в том, что в большинстве сельских школ (в соответствии со старой трехлетней системой обучения в начальном звене) работает по три учителя начальных классов. Чтобы набрать все классы, с 1 по 4, надо одному из педагогов вести класс-комплект. Что, безусловно, непросто. Не без трудностей, но справились. Теперь в школе ни один класс не «западает».
Мужчина-директор сразу обратил внимание и на то, что в образовательном учреждении нет кабинета технологии. Как же так? Ведь парень на селе должен уметь не только гвоздь забить, но и выполнять хотя бы самые простейшие работы по дереву и металлу. Нашли помещение. Закупили оборудование: три слесарных верстака, токарный, деревообрабатывающий, сверлильный станки, станок для заточки металла. Будет ребятам, где практиковаться.
Надо сказать, что коллектив поддержал нового инициативного руководителя. И эта поддержка уже к концу года проявилась в конкретных результатах: на фестивале «Школьная весна» михеевские ребята стали победителями как по мнению взрослого, так и по мнению детского жюри; стали заметными спортивные достижения, а в августе школа достойно представила себя на областном конкурсе «Юннат-2019».
Что впереди? Новые проекты! В перспективных планах директора Михеевской школы — возродить былую традицию образовательного учреждения по работе на пришкольном участке. Напомним, что в 60-70 годах прошлого века Улановская школа под руководством Софьи Петровны Масоновой вела обширную деятельность по трудовому обучению школьников: занимаясь учебно-опытнической работой, она ежегодно была участником и дипломантом ВДНХ. Первые шаги к этому уже сделаны: дважды в школу приезжал один из известных сортоиспытателей России, житель соседнего Дзержинского района В.Н.Морозов. Владимир Николаевич предложил сотрудничество и поддержку. А Геннадий Сергеевич в ответ на его предложение побывал у него в Люблинке, посмотрел и загорелся. Тем более, что и сам в этом деле кое-что понимает.
Что ж, идея замечательная! И, думается, что в ее воплощении примет участие весь коллектив.

Повести за собой
Открывая новую главу, мы вновь вспомним учителя Мятлевской школы А.И.Иванова. «Как-то на уроке, — рассказывает Геннадий Тихонов, — Александр Федорович одному из ребят завысил оценку. «Почему ему четыре, а не три?» — спросили одноклассники. – Учитель улыбнулся и ответил: «А потому что Алешка – хороший человек!» Педагогическая философия этого учителя была построена на уважении к любому ребенку, преуспевающий это ученик или трудный подросток. И эта философия давала свои плоды. Ребята, ощущая поддержку взрослых, учились с достоинством справляться с трудностями, постепенно становились увереннее и активнее, старались принимать участие во всех делах, организуемых в школьном коллективе.
— Социализация детей, воспитание активной жизненной позиции является одной из главных задач современной школы, — как бы продолжая мысли своего учителя, говорит сегодня Геннадий Тихонов. — И здесь очень важен личный пример. Нужно уметь повести за собой!
Эти слова в полной мере объясняют то, что, едва придя работать в наш Медынский район, он стал председателем Молодежного совета, а чуть позже возглавил муниципальный штаб Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы». Сегодня вместе со своим лидером работает человек двадцать активистов, которые организуют патриотические акции и акции по благоустройству, квесты и интеллектуальные игры для молодежи. Очень хорошо, что в составе актива есть не только школьники, но и студенты, рабочая молодежь. Значит, число неравнодушных людей, болеющих за свой город, за свой район будет расти.

За разгрузкой –на охоту!
«А если бы в сутках было не 24, а 25 часов?» На мой шуточный вопрос Геннадий Тихонов отвечает не задумываясь: «Я бы посвятил его охоте. Помните слова Тургенева: «Охота сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью»? Терпение – одна из главных черт, которой должен обладать педагог. Хладнокровие — помогает принять взвешенное решение. Так что я хожу в лес не столько за дичью, сколько за возможностью побыть наедине с самим собой.»
Хотя охота – часто дело коллективное. И вращение в абсолютно другом окружении тоже не помешает. А еще у охотника Тихонова есть две помощницы – лайки Пулька и Дымка. С одной из них не так давно он ездил в область на испытания по кабану и барсуку. Заняли второе и третье места. Четвероногие питомцы являются любимицами хозяина. В трудные минуты, а такие есть у каждого, даже самого жизнерадостного и оптимистичного человека, общение с ними помогает успокоиться, прийти в равновесие.
Любит Геннадий и порыбачить, и просто у костра посидеть. На природе, говорит, и еда вкуснее, и собеседники душевнее. Что еще для счастья надо?

Вместо эпилога
Как один из молодых и перспективных руководителей директор Михеевской школы Геннадий Сергеевич Тихонов стал участником региональной программы профессионального развития директоров школ, организованной Министерством образования и науки Калужской области в рамках федерального проекта «Учитель для России». В течение шести месяцев лидеры сферы образования побывали в лучших государственных и частных школах Москвы и Подмосковья, познакомились с передовыми практиками и методиками, позволяющими проанализировать текущую ситуацию, увидеть перспективы для развития. Конечно же, условия обучения сельской школы далеки от условий элитных образовательных учреждений столицы. Но вспомним, что многие великие люди получили свое образование в маленькой школе провинциальной глубинки, и пожелаем удачи герою нашего времени Геннадию Тихонову и всему его коллективу. Успехов тебе, Михеевская основная!

а Шкумат .