Газета Заря

Главная «Не мыслям надобно учить, а мыслить!»

«Не мыслям надобно учить, а мыслить!»

Автор editor

В словах немецкого философа Иммануила Канта, вынесенных в заголовок, заключена основная цель работы современного педагога. К достижению этой цели каждый из представителей этой сложной, но очень важной профессии идет своим путем. Но при всем разнообразии методов и форм преподавания есть одно условие, без которого не может состояться настоящий учитель. Настоящий — это тот, который просто любит детей! Любит разных: умных и талантливых, плохо успевающих и «трудных», независимых, озорных, непоседливых … ВСЕХ!
Именно такие педагоги стали участниками ежегодного конкурса профессионального мастерства «Я в педагогике нашел свое призвание», финал которого прошел в малом концертном зале ГДК 4 марта.

4 марта в городском Доме культуры прошел финал муниципального этапа конкурса педагогического мастерства «Я в педагогике нашел свое призвание». В этом году он проводился в несколько ином формате: его участники представляли разные направления в образовании. Тем не менее, все они объединены одной идеей: сделать процесс обучения настолько интересным, чтобы дети сами хотели учиться, чтобы со временем их тяга к получению новых знаний только возрастала.
По сложившейся традиции конкурс проходил в два этапа. На заочном этапе конкурсанты представляли интернет-ресурс, методический семинар, эссе «Моя педагогическая философия», давали открытые уроки. Занятия велись в незнакомых классах, тем не менее, прокомментируют позже члены конкурсной комиссии, все они прошли на очень высоком профессиональном уровне и соответствовали современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. На очном этапе педагоги провели мастер-классы, в ходе которых поделились опытом применения современных образовательных и психолого-педагогических технологий с более широкой аудиторией.
Безусловно, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех секретах работы наших конкурсантов, а потому сделаем лишь некоторые наброски к их профессиональным портретам.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
Дистервег
«Какой быть России завтра? Многое зависит от того, какой будет наша школа. К чему будет готовить человека? Какие идеалы и ценности формировать? Современные теоретики образования спорят, какой продукт получать из школы: «начиненного» знаниями ученика или человека, творчески мыслящего… Да, сегодня сумма знаний не есть признак образованности. Современный мир, динамичный, быстро развивающийся, держится на Творцах. Человек, мыслящий широко, свободно, созидательно, лучше справляется со сложностями жизни. В своей работе считаю главным — не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать протоптанную тропу познания, а помочь найти свой, пусть даже труднопроходимый путь, помочь пройти его», — это строки из эссе учителя русского языка и литературы Романовской основной школы Валентины Юрьевны Фокиной. Педагог с 29-летним стажем в последние годы особое внимание уделяет проблеме мотивации школьников. Чтобы включить своих учеников в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, учитель использует различные методы. На уроках Валентины Юрьевны ребята сочиняют стихи и синквейны, устраивают костюмированные представления, учатся приемам ораторского мастерства, вступают в дебаты по литературным произведениям и многое другое. Успешность такой работы прослеживается в положительной динамике успеваемости по предметам. Так, средний показатель качества знаний по русскому языку в 2019-2020 учебном году составил 89%.

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» 
Д. Дьюи
Ходит шутка, что современные дети родились с планшетом в руках. Действительно, уже в дошкольном возрасте ребенок ловко владеет всеми опциями гаджетов, и было бы ошибкой не использовать этот интерес в процессе обучения в школе.
Активно внедряет в свою работу мультимедийные технологии учитель начальных классов Радюкинской основной школы Наталия Анатольевна Константинова, работающая с детьми вот уже 21 год. «Хотя наши ученики уже давно лучше нас разбираются в разных гаджетах, — говорит педагог, — они все равно остаются детьми. Взгляд ребенка в первую очередь останавливается на чем-то ярком, необычном. Вот тут и раскрывается главное свойство мультимедийных технологий – это художественная привлекательность, сочетание текстовой и графической информации, применение анимации и звуковой информации.» В ходе мастер-класса Наталия Анатольевна поделилась с коллегами опытом создания презентации Power Point на основе триггеров. Триггер – это средство анимации, с помощью которого можно задать действие любому объекту на слайде презентации. Причем последовательность этих действий можно выбирать в зависимости от ситуации. При помощи триггеров в обычной презентации можно создать интерактивные схемы, плакаты, кроссворды, ребусы, дидактические игры, тесты. Младшим школьникам такая работа приносит огромное удовольствие. Проведенный педагогом мониторинг показал, что 58% учеников хорошо понимают и запоминают поданный в такой форме материал. Использование мультимедийных технологий позволяет максимально эффективно решать не только образовательные задачи, но и способствует формированию универсальных учебных действий, таких как контроль и самоконтроль, оценка и самооценка результата деятельности.

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»
Сенека
Если мы спросим школьника: «Для чего ты учишься?» Он, безусловно, ответит: «Для того, чтобы в будущем стать успешным, получить хорошую профессию». А вот какую именно, добрая половина не назовет вплоть до получения аттестата о среднем образовании. Увы, в последние годы мы сталкиваемся с такой реальностью: выпускник выбирает вуз не по наклонностям и интересам, а по принципу «как родители скажут» или «на что баллов хватит».
Отсюда возникает проблема «поколения NEET» — молодых людей, которые в силу разных факторов не работают и не учатся. Несмотря на общий рост занятости, за последнюю четверть века доля работающей молодежи в возрасте от 15 до 24 лет достигла рекордно низких показателей. Об этом говорит исследование World Employment and Social Outlook, проведенное Международной организацией труда.
По мнению педагога-психолога Медынской средней школы Ярослава Алексеевича Паршина, одним из основных факторов положительной динамики данного явления является снижение осознанности выбора профессии. На формирование этого навыка направлена его работа с учащимися. «… процесс осознания своей деятельности является одним из конструктивных путей взросления человека. Именно поэтому внедрение в практику упражнений, тренингов, заданий по развитию осознанности необходимо внедрять в педагогическую и психологическую работу с подростками», — напишет он в пояснительной записке к методическому семинару, представленному на суд жюри. В день очного этапа конкурса Ярослав Алексеевич продемонстрировал коллегам практики, соответствующие трём различным психологическим подходам — телесноориентированной психологии, отстранённого бездеятельного наблюдения и отстранённого слушания своих мыслей. Все они направлены на развитие умений понимать и воспринимать себя и мир вокруг, самостоятельности в принятии решений.

«Любое обучение связано с эмоциями»
Платон
В детском саду «Солнышко», где работает воспитатель Галина Михайловна Черкасова, большое внимание уделяется формированию экологической культуры детей, ведь именно в таком возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления и закладывается фундамент бережного отношения к природе. Каждое знакомство с миром природы – урок развития детского ума, творчества, чувств.
Чтобы эти занятия проходили более эффективно и с пользой для детей, педагог решила соединить их с двигательной активностью. «Двигательная активность — фактор, способствующий психическому развитию детей, питающий эмоциональное развитие. Это биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие», — делится своими наблюдениями воспитатель.
Развивающие игры, экологические путешествия, музыкально-динамические паузы, пальчиковые игры, экологическая тропа здоровья – используя различные формы работы, Галина Михайловна отмечает, что комбинирование занятий способствует повышению познавательной активности воспитанников, приносит им радость и хорошее самочувствие.
По итогам двух этапов абсолютным победителем конкурса признана учитель Радюкинской основной школы Наталия Анатольевна Константинова. Лауреатом в номинации «Учитель года» стала Валентина Юрьевна Фокина. Дипломом лауреата в номинации «Педагог-психолог года» награжден Ярослав Алексеевич Паршин, а в номинации «Воспитатель года» — Галина Михайловна Черкасова. Все участники конкурса получили подарки от отдела образования. Особый приз ждал Ярослава Алексеевича: узнав о том, что педагог хотел бы иметь в своей библиотеке Историческую энциклопедию Медынского района, ее автор, Николай Николаевич Пятайкин, приподнес ее в дар.
Поздравляя всех конкурсантов, заведующая отделом образования Е.В.Дударева отметила, что профессия педагога предполагает движение и развитие. И именно такие учителя – пытливые, ищущие, любящие свое дело — стояли в этот день на сцене. Выразив всем огромную благодарность, Елена Вячеславовна пожелала коллегам дальнейшего профессионального роста и успехов их воспитанников. Присоединяемся к ее словам и желаем педагогам покорения новых вершин.
Елена Шкумат