Газета Заря

Главная ОН учил самолеты летать

ОН учил самолеты летать

Автор editor

Про таких, как он, говорят: это летчик от Бога. Летая на всех самолетах истребительной, бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации, наш земляк, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, космонавт-испытатель Александр Пучков участвовал в выполнении многих уникальных летных экспериментов.
За 31 год летной работы приходилось не раз рисковать жизнью. Находясь на различных руководящих должностях ВВС России и являясь профессионалом высочайшей подготовки, Александр Сергеевич воспитал не одно поколение летчиков, а также летчиков-испытателей, прославивших нашу авиацию и космонавтику.

С заслуженным летчиком-испытателем России, полковником авиации в отставке Александром Сергеевичем Пучковым я познакомился на молочном заводе «Школьное питание», когда он, будучи на пенсии, некоторое время работал в ОАО «МосМедыньагропром» в должности заместителя Генерального директора по продажам. Его отличало доброжелательное отношение к людям. Скромный, аккуратный, трудолюбивый, тактичный. Никогда не выставлял напоказ свои достижения в авиации, космонавтике и спорте. Сегодня я хочу рассказать о нашем земляке, о его трудовых подвигах, о вкладе в развитие космонавтики.

Александр Сергеевич родился 15 октября 1948 года в Медыни. В 1954 году, когда его отца по работе перевели на молочный завод в поселок Полотняный Завод, семья переехала на новое место жительства. В 1966 году Александр окончил среднюю школу и поступил в Качинское высшее военное авиационное училище. В 1970 году, получив диплом летчика-инженера, начал работать летчиком-инструктором в этом же училище.
Через год с отличием окончил Центр подготовки летчиков-испытателей в г. Ахтубинск Астраханской области. Вместе с ним в этом наборе обучались будущие космонавты Владимир Титов, Александр Волков, Владимир Васютин, Анатолий Соловьев.
Окончил МАИ, а затем, без отрыва от основной работы, с 1989 года прошел полный курс общекосмической подготовки по программе «Буран» в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина. 8 апреля 1992 года Александр был зачислен в отряд космонавтов, переехал в знаменитый Звездный городок. Проявляя и здесь незаурядные способности в процессе освоения профессии космонавта-испытателя, интенсивно занимался созданием и испытанием летно-космических комплексов, обеспечивавших подготовку и тренировку космонавтов к космическому полету.
Про таких, как Александр Сергеевич, говорят, что это летчик от Бога. И действительно, летая на всех самолетах истребительной, бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации, он участвовал в выполнении многих уникальных летных экспериментов.
Были у Александра Сергеевича серьезные случаи при испытательных полетах, когда риску подвергались и дорогостоящие самолеты, и люди, находившиеся в них. Вот один из таких случаев. Во время испытательного полета с полной загрузкой самолета АН-124 «Руслан» в ноябре 1996 года проводился международный перелет по маршруту: Штутгард (Германия)– Виктория (Испания). (Ан-124 «Руслан» — тяжёлый дальний транспортный самолёт разработки ОКБ им. О.К.Антонова. Является самым большим в мире серийным самолётом). Неожиданно отказали двигатель и одна из гидросистем. Ситуация усугублялась тем, что в самолете находился не только ценный груз, но и люди. Но и в этой сложнейшей обстановке Александр Сергеевич в очередной раз продемонстрировал образец исключительной собранности, ответственности, огромной силы воли, мужества, вновь подтвердив свой высокий профессионализм. Летчик безопасно завершил полет, выполнив экстремальную посадку на высокогорный аэродром без одного двигателя. Не пострадали ни груз, ни дорогостоящая машина и, что самое главное, были сохранены жизни людей, находящихся в самолете.
Каждый полет на новом самолете по каким-либо элементам, выполняемым впервые, требует от летчика-испытателя личного мужества и героизма. При проведении государственных летных испытаний самолета Су-27 Александром Сергеевичем было выполнено 856 таких полетов! Но один из них Александру Сергеевичу запомнился особенно. Полет выполнялся на новом экспериментальном самолете Су-27М с передним горизонтальным оперением (ПГО). Задача была поставлена следующая: необходимо выполнить сложный режим по определению характеристик устойчивости и управляемости самолета на высоте 2000 метров и минимальной скорости 260 км/час, с помощью «виража-спирали» достичь критического угла атаки. Режим был выполнен, и летчик, следуя полетному заданию, выключил специальную контрольно-записывающую аппаратуру (КЗА) и поставил рули на вывод. Однако из-за конструктивных недоработок, в частности, недостаточности отклонения руля, высоты и переднего горизонтального оперения самолет попал в неуправляемое движение. Проявив исключительные самообладание и мужество, Александр Сергеевич в считанные доли секунды предпринял все действия по выводу самолета из неуправляемого движения. Включив специальную КЗА и полностью убедившись в невозможности вывода самолета из этого положения, на предельно малой высоте, за полторы секунды до столкновения с землей, катапультировался. Благодаря включению КЗА, мужеству летчика и сохранению записей испытаний было открыто новое явление в аэродинамике самолета с ПГО. Рискуя жизнью, Александр Сергеевич способствовал выяснению причин такого поведения самолета. В последующем были проведены доработки по новому закону управления самолетом с ПГО, что положительно сказалось на обеспечении безопасности полетов и сохранении жизни строевых летчиков и дорогостоящей авиатехники. В результате был создан лучший самолет, не имеющий мировых аналогов в своем классе.
За время летной работы, находясь на различных руководящих должностях в ВВС России и являясь методистом высочайшей подготовки, Александр Сергеевич воспитал не одно поколение летчиков, а также летчиков-испытателей, прославивших нашу авиацию и космонавтику. Это Герои Советского Союза космонавты В.М.Афанасьев, Г.М.Манаков, А.П. Арцебарский; Герои России летчики-испытатели В.Д.Шушунов, В.М.Каганов, И.И. Маликов, А.П.Петров, В.Н.Крицкий, штурман-испытатель В.Г. Шендрик и другие.
Александра Сергеевича хорошо знают и высоко оценивают его вклад в развитие современной российской авиации генеральные конструкторы, ведущие разработчики систем авиационных комплексов и вооружений (АО «ОКБ Сухого», РСК «МиГ»).
По объективным причинам Александру Сергеевичу не пришлось на космическом корабле осуществить полет в космос. 30 сентября 1996 года директивой Главного штаба ВВС группа космонавтов ГКНИИ ВВС была расформирована. Программа «Буран» закрыта. А весной 1997 года полковник Пучков Александр Сергеевич с должности космонавта-испытателя, старшего летчика-испытателя группы космонавтов, уволен в запас. Сегодня в одном из павильонов ВДНХ можно увидеть шедевр нашей научно-технической мысли — многоразовый космический корабль «БУРАН», на котором планировался полет А.С.Пучкова.
После ухода в отставку Александр Сергеевич, учитывая его опыт и заслуги в области авиации и космонавтики, был назначен начальником управления и консультантом генерального директора ФГУП «РСК» «МиГ».
Несмотря на загруженность на работе, Александр Сергеевич всегда активно и успешно занимался спортом, достигал высоких результатов. Имеет 28 спортивных разрядов по различным видам спорта, в т. ч. он — мастер спорта по лыжам, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике. Из них 7 первых разрядов. Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации Пучков Александр Сергеевич награжден орденом «Красной Звезды» и 10 медалями.
Вся жизнь Александра Сергеевича Пучкова – пример мужества и героизма, проявленных им в деле создания и внедрения новейшей авиационной и космической техники. Наш земляк является наглядным примером достойного служения Родине.

За время работы летчик-испытатель А.С.Пучков провел более 300 тем летных испытаний. Главные из них — испытания новых самолетов и их модификаций в качестве ведущего летчика-испытателя (Су-27, МиГ-29уб, Су-27уб, Су-24м, Су-24мп, Су-24мр, Су-17ум-3, Су-17м-4р, МиГ-23вкп, Су-30, Су-35). Более 80 тем государственных летных испытаний вооружения и оборудования. Более 60 тем специальных летных испытаний вооружения и оборудования, определения характеристик устойчивости и управляемости самолетов. Освоил 82 типа и модификаций летательных аппаратов.
Летчик-инструктор первого класса. Военный летчик первого класса. Летчик-испытатель первого класса.
В 1996 году за большой вклад в создание и испытание авиационной техники ему присвоено почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации».
Общий налет составляет: 5036 полетов, 3380 часов, из них непосредственно на испытания выполнил 1458 полетов и налетал 1922 часа.

Александр Сергеевич Пучков вспоминает:
«Мой дед, Семен Пучков, имел трех сыновей — Леонида, Николая, и моего отца Сергея. Бабушка, Евдокия Николаевна (в девичестве Изотова), тоже из Романова (частично сохранились их Изотовские сады). Наш родительский дом стоял рядом с переулком — у дороги на Пятидворку. Лет двадцать назад дом сгорел. Сейчас там жилое строение под номером 51.
Все братья ушли на фронт. Леонид не вернулся. Николай после войны работал в колхозе кузнецом, его жена, Татьяна Григорьевна – дояркой (постоянно отмечалась как передовик соцсоревнований в районе и области). Они и жили в родительском доме. Мой отец, Пучков Сергей Семенович, заканчивал войну на востоке, в Японии. Оттуда в 1946 г. вернулся с молодой женой, моей мамой. Дом небольшой, вместе жить было не очень удобно. Отец устроился на молочный завод в Медыни и поступил учиться в техникум молочной промышленности. В Медыни мы снимали квартиру. И здесь в 1948 году я и родился. Мы переезжали по местам работы отца — в Мятлево, Кременское — там открывались молочные заводы. А в 1953 г. отца перевели главным инженером на молзавод в Полотняный Завод. Здесь мы построили свой дом. Там же я окончил школу, после чего поступил в Качинское высшее военное авиационное училище.
Со всеми моими родственниками и другими жителями деревни меня связывала и связывает дружба. Вплоть до поступления в училище я каждое лето вместе с младшим братом Виктором проводил в Романове, у дяди Коли и тети Тани. Вместе с Сергеем Пучковым и его братом Валерой, Сашей Пучковым играли в футбол, волейбол, проводили время на речке Шаня, на «камушке». По вечерам ходили на танцы и в кино, в старый клуб за прудом. Я был несколько старше Саши Пучкова. Он еще в школьные годы освоил пленочное оборудование и подрабатывал киномехаником в клубе. Он здорово в этом разбирался, за что жители прозвали его «меха».
Любовь к родной деревне Романово сохранилась до настоящего времени. Постоянно я наведываюсь туда, объезжаю родные знакомые места и радуюсь тому, как «родное гнездо» меняется к лучшему.

В.Н.Жеребцов, главный хранитель
Медынского филиала музея истории УМВД России по Калужской области