Газета Заря

Главная Сердце отдаю детям

Сердце отдаю детям

Автор editor

Учитель – состояние души,
Призвание, талант и вдохновенье,
Профессия – труднее не найти,
А результат – познанье и прозренье.
Учить детей – что может лучше быть?
Гореть, страдать, отчаяться и верить,
Но ради этого, конечно, стоит жить,
Хотя итог порою не измерить.
Ученье – свет, а неученье – тьма,
Слова, давно истертые до блеска…
Не может быть безграмотной страна
И беспризорным, бездуховным детство.
От всей души желаем вам добра,
И мужества, и стойкости, и веры.
Пока звонят в душе колокола,
Не пропадет учительское дело!

 

В канун профессионального праздника учитель начальных классов Романовской основной школы Надежда Николаевна Поплева награждена Почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации. Педагог, учительская династия которого насчитывает около 40 человек, служит школе и детям вот уже 21 год.

Она умна и целеустремленна, активна и жизнерадостна. В ее голове всегда куча творческих идей и замыслов, с которыми она щедро делится со своими коллегами. Её любят ученики, уважают и ценят родители.
Педагог начальных классов Романовской основной школы Надежда Николаевна Поплева работает учителем 21 год. По ее признанию, для нее это — не профессия, не служба, не хобби, не работа, а призвание и жизнь. К каждому своему ученику Надежда Николаевна относится, как к своему ребенку — требовательно, но с добром. Она убеждена: любой ученик должен иметь успех, ведь маленький успех в школе порождает большой успех в жизни, а неудача не является стимулом для развития.
В канун профессионального праздника мы беседуем с Надеждой Николаевной о школе, о том, что значит быть учителем в наше время.

— Надежда Николаевна, как Вы стали учителем?
— Я родилась и выросла в семье учителей, а потому другой профессии для себя и не представляла. Помню, мне нравился сосредоточенный взгляд мамы, Валентины Федоровны, когда она дома своим быстрым почерком заполняла планы. Она была учителем начальных классов с огромным педагогическим стажем. Мой отец, Николай Степанович, очень талантливый и разносторонне развитый человек — тоже учитель, которого уважали и любили все его ученики.
На протяжении более девяти десятков лет мои родственники из всех профессий отдавали предпочтение педагогической. Основательницей нашей учительской династии стала моя бабушка — Александра Александровна Кидяева. Начала она свою педагогическую деятельность в 1924 году и всю свою жизнь проработала учителем начальных классов в Дракинской средней школе Торбеевского района Республики Мордовия. У неё не было своих детей, она не выходила замуж. Александра Александровна полностью отдавалась учительству и выпустила в жизнь огромное количество учеников.
Есть среди моих родственников учителя математики, физики, иностранного языка, химии, русского языка и даже профессор. Но самое главное, что отличает этих людей – это любовь и преданность своему делу, которые они передают по наследству своим детям из поколения в поколение.
Помню, в детстве мне хотелось быть похожей на моих школьных учителей: научиться держаться так же уверенно, непринужденно и достойно. Мне они представлялись всезнающими людьми, которые могут ответить на любой вопрос. Сейчас профессия учителя привлекает меня потому, что она заставляет мобилизоваться, быть всегда в тонусе, как модно сейчас говорить. Учитель — человек всегда молодой. Иначе нельзя, если хочешь быть понятным своим ученикам.
— Помните ли Вы свой первый урок?
— Самый первый не помню. А вот зачетный урок по первой педагогической практике, которую я проходила в школе №9 города Саранска, запомнился мне на всю жизнь. На открытом занятии присутствовало много опытных учителей, и я, конечно же, волновалась. Но все прошло хорошо. Это был урок-диспут на экологическую тему. Я предложила ребятам порассуждать над картиной знаменитого французского художника XVIII века Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» Полотно, которое до сих пор вызывает массу разночтений и споров, и шестой класс… Но разговор получился, шестиклассники не боялись высказывать свою точку зрения, и мне поставили зачетную «пятерку».
Еще тогда, будучи студенткой, для себя я поняла: чтобы урок получился, надо сделать так, чтобы детям на нем было интересно. Если сказанное учителем ребенка эмоционально не затронуло, то он ничего из занятия не вынесет.
— Учитель начальных классов – педагог-универсал, которому приходится разбираться во многих областях знаний. А есть ли у Вас любимый предмет?
— Конечно же, это литература. Ведь миссия педагога во все времена не только просвещать, но и воспитывать. Учитель должен сформировать у ученика целостное представление о мире: о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо. И самыми эффективным методом здесь, на мой взгляд, является чтение художественной литературы. Когда я наблюдаю, как мои малыши рассуждают над прочитанным, как они — пускай пока совсем по-детски — дают характеристику поступков героев, я получаю массу положительных эмоций и энергии.
Вообще, в своей работе я уделяю большое внимание развитию читательских навыков учащихся. Вот буквально на днях у нас состоялось подведение конкурса-выставки летних дневников чтения. Победителями стали Чикишев Матвей и Филатова Есения, прочитавшая за эти месяцы более 70 (!) произведений. Она, а также другие мои книголюбы, получили дипломы и подарки. Кроме того, мы с большим удовольствием принимаем участие в конкурсах выразительного чтения, готовим небольшие инсценировки к различным школьным праздникам. Мои второклассники пока еще набираются опыта, а вот с прошлыми выпусками мы много концертировали: ходили в детские сады, ездили выступать на предприятия сельского хозяйства, в пансионат для пожилых и даже дебютировали на сцене Калужского ТЮЗа, где наша постановка получила довольно высокую оценку. Уверена, что читающий человек – это грамотный человек. А потому и детей этому буду учить, и сама стараться подавать пример.
— Ваш любимый писатель?
— Это Антон Павлович Чехов. Думаю, что и в XXII веке его произведения не потеряют своей актуальности.
— Что Вам нравится и что не нравится в современной школе?
— В современной школе у учителя появилось больше свободы: в выборе программ и учебников, методов и форм обучения. И эта возможность экспериментировать, постоянно находиться в поиске, выявлять проблемы и  ставить новые цели мне, безусловно, нравится. Нравится, что в школу приходит новое оборудование, использование которого позволяет делать процесс обучения для детей более легким и увлекательным.
А не нравится то, что в нашу воспитательно-образовательную среду постепенно проникло бумаготворчество.
— За годы работы Вы воспитали пять выпусков. Какое чувство Вы испытываете, когда расстаетесь с детьми?
— Чувство огромной пустоты. В день последнего звонка, в день выпускного дети и родители улыбаются, радуются, говорят в мой адрес хорошие слова. А я словно ничего не слышу. Будто отняли частичку меня, без которой я дальше не смогу жить… Но наступает 1 Сентября, мой класс заполняется голосами новых ребят — и я снова оживаю.
— На ваш взгляд, почему в учительской среде преобладают женщины?
— Непростой вопрос. Думаю, что мужчины, хотя их традиционно и считают сильным полом, недостаточно терпеливы для того, чтобы работать с детьми. Хотя, если заглянуть в прошлое, можно убедиться, что школы не всегда были чисто женской территорией. Вспомните имена Песталоцци и Ушинского, Сухомлинского и Шаталова — у этих классиков педагогики будет учиться еще не одно поколение учителей… Наверное, пол не имеет значения, если человек по-настоящему любит детей.
Я хочу сказать, что нашему педагогическому коллективу очень повезло: у нас есть двое замечательных мужчин! Учитель физкультуры Артем Андреевич Жилкин – собранный, в меру строгий, умеющий найти подход, ребята его очень любят. И учитель музыки Алишер Италмазович Хатамов – наш Ходжа Насреддин. Его тонкий юмор, чувство такта, оптимизм способны привнести «солнечные лучики» в самый хмурый день.
— Терпимы ли Вы к исправлению своих ошибок на бумаге и в жизни?
— … Хотелось бы сразу без ошибок! На бумаге зачеркнуть и исправить — чего нет проще! А вот жизнь… В ней, к сожалению, ничего не перепишешь… С годами я научилась признавать свои ошибки. Делать это не только в глубине души, но и говорить другим, что не права, приносить свои извинения. Для меня это очень важно и для окружающих меня людей, думаю, тоже.
— А чему Вас учат ученики?
— Радоваться жизни. Обыкновенным мелочам, на которые мы, взрослые, просто не обращаем внимания. Умению прощать. Открытости. Умению жить без барьеров: легко находить язык с людьми любого возраста, свободно чувствовать себя в незнакомой обстановке. Этому нам, поколению двадцатого века, учиться и учиться.
— Надежда Николаевна, Вы не только учитель, но и счастливая мама троих детей. Какие качества Вы стремитесь в них воспитать?
— Те же качества, что мои родители старались заложить во мне. Это трудолюбие, честность, доброта, уважение к старшим. А еще я их учу быть самостоятельными и не бояться трудностей. Уверена: любые проблемы решаемы, если приложить старание и терпение.
— То ли в шутку, то ли всерьез кто-то сказал, что нагрузку учителя можно сравнить с нагрузкой космонавта. Ваш рецепт восстановления сил?
— (Смеется). Я соглашусь с этим человеком, поскольку, приходя в школу, мы тоже попадаем в замкнутое пространство: отключаемся от всех проблем и невзгод, которые были там, во внешнем мире, и думаем только о детях. А та радость, которую мы получаем при виде светящихся, пытливых детских глаз, сравнима с состоянием невесомости.
Если же говорить серьезно, то, конечно же, учитель устает. И лучшим отдыхом для него, как и для любого человека, является смена обстановки и видов деятельности. Я, например, очень люблю гулять пешком, ездить на велосипеде – в Новых Лужках, где я живу, замечательная природа. А если случаются какие-либо семейные торжества, то все мы получаем огромное удовольствие от совместного пения под гитару.
— Что Вы пожелаете своим коллегам в канун профессионального праздника?
— Для начала обращусь к учителям моей любимой Романовской школы, в которой я работаю вот уже 17 лет. Я счастлива трудиться в коллективе, где все друг друга понимают и поддерживают. Где царит атмосфера творческого поиска и уважения к каждому ребенку. Хочу пожелать своим коллегам и всем учителям района быть максимально честными с собой и с детьми. Если учительская работа выполняется честно — она всегда приносит хороший результат. Ну и, конечно же, здоровья, благополучия в семьях и материального достатка. С праздником!
Елена Шкумат.
Фото Т.Меняйловой