Газета Заря

Главная Учить и вместе с тем учиться – таков их выбор и судьба

Учить и вместе с тем учиться – таков их выбор и судьба

Автор editor

В городском Доме культуры состоялся финал ежегодного конкурса «Я в педагогике нашел свое призвание». За победу в муниципальном этапе и право представлять наш район на этапе региональном боролись четыре педагога — любящих детей и свою профессию, творчески подходящих к процессу обучения и воспитания.
Традиционно конкурс состоял из двух этапов. В ходе заочного этапа конкурсанты представляли методические разработки занятий и свой интернет-ресурс, писали эссе «Моя педагогическая философия», проводили открытые уроки и делали их самоанализ. В финале же всем участникам предстояло продемонстрировать свое профессиональное мастерство не только жюри, но и коллегам, сидящим в зале.
Открыла финал учитель математики Михеевской основной школы Е.Е.Ильина. Девиз Елены Евгеньевны – учить детей так, чтобы захотел учиться каждый. Задача непростая, и, чтобы ее решить, молодой педагог на своих уроках активно использует ИТ-технологии. Видеоуроки, презентации, анимационные ролики с решениями задач, компьютерные тесты, интерактивные тренажеры – это те формы работы, которые интересны и понятны современным школьникам и дают хорошие результаты.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами», — писал Песталоцци. Следуя постулатам великого педагога, учитель начальных классов Романовской основной школы Татьяна Александровна Ефименко на занятиях широко использует технологию проблемного обучения. Актуальность данной технологии заключается в том, что в процессе преодоления посильных трудностей у детей возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, новыми навыками. В ходе работы над той или иной поставленной учителем проблемой ребенок учится сравнивать факты, обобщать и интерпретировать материал, делать собственные выводы. То есть он учится думать самостоятельно.
Современный подход к образованию требует, чтобы выпускник школы по ее окончании обладал не только необходимым багажом знаний, но и был способен жить и развиваться в обществе. Учитывая требования времени, учитель географии Медынской средней школы Ю. В.Ларичева большое внимание уделяет практической деятельности учащихся, в частности, проектной работе. На таких уроках, говорит Юлия Валерьевна, царит атмосфера активного поиска и сотрудничества. Ребята все делают сами, учитель только направляет и подсказывает.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что радость и эмоциональный подъем дети испытывают тогда, когда взрослые, созданные ими условия, позволяют играть, экспериментировать, высказывать свои предположения, гипотезы и идеи. Развитию неординарности мышления способствует такой инновационный метод, как дивергентное мышление, заключающееся в поиске нескольких решений одной и той же проблемы. Успешно применяет его в своей работе воспитатель детского сада «Колокольчик» Татьяна Викторовна Портнова. Преподаватель с большим стажем, она является активным участником методической работы в детском саду, проводит консультации, открытые показы.
По итогам двух этапов абсолютным победителем конкурса стала Татьяна Викторовна Портнова. Победителем в номинации «Учитель года» жюри определило учителя географии Юлию Валерьевну Ларичеву. Но в этот день слова похвалы и благодарности звучали в адрес всех конкурсанток. Педагоги были отмечены дипломами и подарками от отдела образования.

Е.Е.Ильина: «Все дети, с которыми я работаю на уроке, совершенно разные. Не всем удается взять крепость «Алгебра и геометрия» без боя. Встречаются теоретики, которые стремятся доказать самые очевидные утверждения. Встречаются практики, которые через деятельность, в том числе и проектную, совершают свои первые открытия. Моя задача как учителя – пробудить разум ребенка, подтолкнуть его к активной деятельности. А это, в свою очередь, порождает постоянный поиск и непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд. Уверена, каждый день моей работы не протекает впустую – я тружусь на благо общества, на благо своей страны.»

Т.В.Портнова: «Главное в нашей профессии – это любить детей. Любить не за что-то, а просто так. Каждый день, каждый миг отдавать им частичку своего сердца, чтобы каждый ребенок мог доверять тебе, делиться с тобой самым сокровенным. Мои старания, как педагога, направлены на то, чтобы мои воспитанники выросли любящими людей, природу, настоящими гражданами своей страны. Чтобы каждый ребенок мог отличить хорошее от плохого. Чтобы мог видеть, понимать, чувствовать прекрасное. С моей стороны важно сделать этот отрезок детства насыщенным, запоминающимся, ярким».

Т.А.Ефименко: «В детстве самой ответственной работой я считала профессию врача, задача которого спасти и сохранить человеческую жизнь. Очень нелегкая работа! Сейчас, будучи учителем, понимаю, что я очень похожа на врача. В моих руках маленькая жизнь, маленькая душа, такая хрупкая и ранимая. Я должна помочь этой маленькой душе сформироваться. Должна сберечь ее, должна «не навредить!»
Не навреди! Звучат мои слова.
И, как девиз, они незаменимы.
Не навреди стать человеком!
Не навреди свой путь найти!
Но помоги открыть секреты,
Все таинства его души!

Ю.В.Ларичева: «Современный учитель – это настоящий режиссер. Готовясь к уроку, он должен построить его с позиции личностно-ориентированного обучения, с использованием современных педагогических методов. Учитель сначала проживает этот урок мысленно, определяет его результативность, корректирует и только потом выдает детям. Но, как известно, ученики в ходе урока могут изменить его структуру, тогда педагог должен умело перестроиться и начать импровизировать вместе с ними. Я учусь у детей, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Мое педагогическое кредо: «Главное – вера в ребенка, уважение его личности и стремление помочь ему в достижении цели.»  

Елена Шкумат.
Фото автора и О.М.Карповой