Газета Заря

Главная Образование Детский сад и семья: мы партнеры, мы друзья!

Детский сад и семья: мы партнеры, мы друзья!

Автор editor

Семья… Нет нужды говорить, что это самое важное для любого человека –  надежный якорь, который удерживает во времена житейских бурь. Для ребенка семья – это жизнь, это самая первая среда, формирующая личность. О вопросах семейного воспитания мы говорим с заведующей детским садом «Звездочка» Юлией Владимировной Алтуховой.

— Прежде чем говорить о семейном воспитании, давайте разберемся, какой он, современный родитель? Нынешние мамы и папы имеют доступ к различным информационным источникам, что создает иллюзию их информированности и компетентности. Захлебываясь в море информации, зачатую из некомпетентных источников, в вопросах воспитания родители кидаются из крайности в крайность: одни исповедуют японскую теорию о том, что до семи лет ребенку ничего нельзя запрещать, другие пропагандируют эмоциональную сдержанность, скупясь на любовь и ласку, третьи утверждают, что с появлением малыша менять свою жизнь совсем необязательно… Именно поэтому сегодня, в том числе и перед дошкольными образовательными учреждениями, стоит задача не только образования и обучения детей, но и просвещения родителей. И в «Звёздочке» к этому относятся очень серьезно!
В сентябре 2024 года мы получили статус сетевой инновационной площадки по теме «Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций». Безусловно, мы и до этого момента вели работу по родительскому просвещению, но теперь она стала более структурированной, системной.
Мы хотим вовлечь родителей в чудесный, волшебный мир детства, не только научить общаться со своими детьми, но и показать, что это увлекательно, весело, интересно! Наша работа по сохранению и трансляции культурных традиций семейного воспитания проводится именно для этого.
Семейные традиции – это культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в течение длительного времени в форме обычаев, порядков и норм поведения членов семьи. Иными словами, это определенные совместные действия, которые совершаются регулярно в семье. Основу семейных традиций составляют: забота о ближнем, верность, любовь, уважение друг к другу, правильное понимание семьи и ее роли в жизни. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни, ритуалы, обряды, привычки членов семьи. Среди семейных традиций можно выделить:
– традиции, связанные с взаимоотношениями членов семьи (ежедневные семейные трапезы, семейные чаепития, уважительное отношение к старшим членам семьи, семейные праздники);
– традиции, связанные с досуговой и образовательной функциями семьи (традиции семейного чтения, музицирования, традиции семейного досуга, семейных творческих мастерских);
– традиции, связанные с культурным наследием региона, народности (празднование национальных праздников в семье и др.)
К сожалению, даже эти простые традиции сегодня есть не в каждой семье! Например, совместная трапеза: нередко бывает, что за стол садится вся семья, и каждый со своим гаджетом. Мама читает книгу, папа смотрит новости, ребенок – мультики. Каждый сам по себе, и атмосферы единения, увы, даже в совместном действии нет.
Чтобы вернуть в семьи эту добрую традицию, у нас в саду есть традиция «Сладкий вечер». Раз в месяц в каждой группе ужин/полдник превращается в посиделки. Красиво накрывают один общий стол, воспитатель готовит тему для обсуждения, мы забываем о том, что «когда я ем, я глух и нем». Дети очень любят этот ритуал! Приходя домой, делятся эмоциями, предлагают повторить.
Многие праздники, например День матери, мы тоже стараемся проводить в формате «Сладкого вечера». И это находит положительный эмоциональный отклик у всех участников.
Чтобы активизировать традиции, связанные с досуговой и образовательной функциями семьи, мы активно вовлекаем родителей в обустройство развивающей предметно-пространственной среды. У нас, как и во всех детских садах, проходят тематические выставки совместного творчества. А перед ними воспитатели проводят мастер-классы, соответствующие теме. Главная задача – научить взрослого мастерить вместе с ребенком, вовлечь в совместную деятельность.
У нас, к сожалению, не так много места для создания разнообразных локаций, и мы стараемся сделать среду в группах максимально мобильной – это нравится и детям, и родителям. Взрослые помогают с перестановкой, созданием мини-центров, уголков. Так, по инициативе родителей в средней группе появился мини-музей «Русской матрешки». Воспитатель анонсировала тематический день, посвященный дню рождения матрешки. Некоторые родители дали в группу матрешек. Кукол получилось много, все разные. Нашли место, красиво расставили – получилось интересно.
С целью популяризации традиции семейного чтения у нас работает «Литературная гостиная». Изначально мы просто предлагали родителям литературные произведения, которые нужно за выходные прочитать дома детям. Увы, даже самые сознательные забывали о «домашнем задании». Тогда стали приглашать в группу, чтобы мама, папа, бабушка почитали ребятам. И такой формат родителей заинтересовал. Раз в неделю в каждой группе добровольцы читают детям. Причем «добровольцы» – это абсолютно точное определение! Дети гордятся своими родителями и, конечно, дома требуют продолжения! Замечу, что и взрослые, которые уже приняли участие в этом проекте, уходили из садика окрыленные и вдохновленные.
Самое сложное, на мой взгляд, внедрить в семьи традицию совместного досуга, семейных игр. Что греха таить, мы и сами, приходя домой после работы, не горим желанием играть с детьми! Да и некогда…. да и вообще… Но на самом деле здесь важно начать, хотя бы один раз завлечь, «высечь искру», глядишь – и вспыхнет пламя! У нас «искоркой» стал день родительского самоуправления. Мы предложили родителям, в честь Дня воспитателя и всех дошкольных работников, заменить наших педагогов и провести первую половину дня с детьми. Приятной неожиданностью для нас стало участие двух пап – согласитесь, это нечасто бывает. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому в первую очередь мы предлагали поиграть: дидактические игры во время занятий, настольные – до обеда, подвижные – на улице. Воспитатели предлагали свои игры, некоторые родители вспоминали свои любимые детские игры. Честно говоря, я очень переживала, как все пройдет. И напрасно! Было так весело, причем всем! У родителей горели глаза, они словно вернулись в свое детство! И мы сделали вывод: родители готовы к взаимодействию, рады ему. Их нужно просто чуть-чуть поддержать, подсказать.
На этой волне позитива мы готовились ко Дню отца, главным мероприятием которого стал турнир по городошному спорту между командами пап и детей. Несколько слов о нем: дети тренировались, папы биту видели впервые, у детей была фора. Папы очень быстро освоились, на помощь детям поспешили болельщицы-мамы и одна бабушка. Друзья, подробностями я делюсь, чтобы вы хоть капельку почувствовали ту атмосферу, которая царила на этом празднике! В игру оказались вовлечены все! Вместо сорока минут (мы так себе рассчитывали время) состязались больше часа! Интерес, азарт, вовлеченность, удовольствие – вот эмоции этого дня.
И в завершение хочу сказать огромное спасибо активным, неравнодушным, любящим родителям, которые участвуют в жизни детского сада, стремятся к сотрудничеству. Вместе мы преодолеем все трудности, а дети вырастут самыми счастливыми! Детский сад и семья – друг без друга нам нельзя!

Ю.Владимирова