Газета Заря

Главная ОбществоКраеведение ДОЛГАЯ ДОРОГА К ХРАМУ

ДОЛГАЯ ДОРОГА К ХРАМУ

Автор editor

Воздвигнутое среди зелёных живописных долин, это величественное сооружение, заметное издали, так и манит к себе: подойти, изучить и прочувствовать. Это храм Николая Чудотворца, в народе — Никольская церковь. Находится она в деревне Боболи, расположившейся на границе трёх районов — Медынского, Боровского, Малоярославецкого (официально приурочена к последнему). Сам же храм, приписанный к Черноостровскому монастырю в Малоярославце, на сегодняшний день не действует. Сейчас он скорее напоминает благословенного спящего гиганта, хотя история этого сооружения достаточно долгая и насыщенная.
Так, в 1835 году князья Потоцкие, Болеслав Станиславович и Мария Александровна, на собственные средства решили возвести в селе Боболи каменную церковь. Новое здание с трапезной в форме восьмигранника уже тогда поражало красотой и масштабностью. Рядом долгое время сохранялось и деревянное сооружение старой маленькой Никольской церкви.
В 60-е годы XIX века дочь Потоцких, Мария Строганова, выделяет деньги на переустройство храма: здесь сооружаются колокольня и боковые приделы, а сама церковь приобретает типичные черты русско-византийского стиля. Одновременно с этим разбирается старое деревянное здание. Обновлением храма занимался Пётр Гусев, архитектор из семьи крепостных крестьян, человек, хорошо знакомый с семьей Строгановых.
Кстати, один из приделов получил имя великомученика Георгия Победоносца не случайно. С незапамятных времён в Боболях помимо Никольской церкви была ещё одна — Георгиевская. Так, стараниями Петра Гусева новый храм соединил в себе два исторических святых сооружения.
В храме четыре главных престола, центральный из которых посвящен святителю Николаю. Остальные же расположены в приделах: помимо уже упомянутого Георгиевского, это престолы в честь Коломенской иконы Божией Матери и великомученика Никиты.
Вообще, когда-то в этих краях кипела жизнь. Боболи как поселение впервые упоминается в летописях ещё XIV века, причём вместе с церковью. Так, исторические записи времен прадеда Ивана Грозного уже говорят нам про «храм Николе чудотворца в селе Буболь».
Известно, что Боболи с XVII века входили в вотчину князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского. Позже поселение переходило от хозяина к хозяину, побывав во власти князьев Хворостининых, Одоевских, Зиновьевых, пока наконец в первой трети XIX века не стало принадлежать Потоцким.
Тогда ещё село, расположенное на берегу притока Ксемы — речки Бобольской и исторически находившееся рядом с пересечением важных торговых путей, всегда было многолюдно. Именно тут регулярно происходили крупные ярмарки и торжища; в Боболях работали мельница, кабак, постоялый двор.
Масштабность храма свидетельствует и об активности жизни в этих местах, и о большом церковном приходе. А составляли его в том числе жители Глухова, Брюхова, Кувтина, Ильинки, Каменева и других окрестных селений. Можно представить себе, насколько храм был популярен и востребован среди местных верующих.
Усадьба, как и церковь, существовала до революции 1917 года, после чего была национализирована. Однако богослужения происходили в Никольском храме вплоть до его официального закрытия в 1969 году. Тот год стал переломным в судьбе храма, хотя предпосылки к этим переменам существовали и раньше. И дело не только в противодействии советской власти религии. В те же годы было достроено автошоссе, появилось прямое сообщение Медыни с Боровском, куда от Кременского стал ходить автобус. В итоге прихожанам со многих поселений удобнее стало посещать медынские церкви. Постепенно стала пустеть и сама деревня.
Уже к 1970 году верующая община Боболей перестала существовать как таковая; местным райисполкомом решено было передать здание пустующей и «ненужной» церкви под хозяйственные нужды и склады. С того момента о Никольском храме, по сути, все забыли, и сооружению в течение последующих десятков лет оставалось только медленно разрушаться в запустении. Так, в 1997 году во время грозы обрушились купола с крестами.
Первые попытки вернуть храму былое величие были предприняты осенью 2000 года — тогда епархией был отправлен запрос о восстановлении святого сооружения для открытия и проведения служб. В том же году началась реконструкция храма, ничем особым так и не закончившаяся.
А вот внутреннее убранство стен храма, к счастью, не очень изменилось за последний век. Многие фрески с библейскими сюжетами сохранились до сегодняшнего дня в весьма хорошем состоянии, не растеряв даже цветность.
Сегодня рядом с храмом расположена крошечная часовня. Сама же церковь постепенно переходит во владения природы, но окончательно не сдаётся. Уже нет самой дворянской усадьбы — в деревне можно найти только остатки главного господского дома, да сохранилось несколько лип из барского сада. А храм до сих пор не выглядит разрушенным, внушая ощущение внешнего величия и мощи случайным посетителям. Внутри же священное сооружение вызывает благоговейный трепет, умиротворение.
Почему же храм (по слухам — один из крупнейших в области) сегодня в таком упадке? Дело в том, что здание расположено достаточно далеко от крупных дорог, а к самому сооружению нет удобных подъездов. Вот и получается, что из-за проблем логистики да из-за опустелости самих Бобылей некому просто заниматься его восстановлением.
Замечательно и место расположения Никольской церкви: зеленые душистые луга, березы и дикие яблони — настоящая русская земля, без притворства и без иллюзий. Возвышающийся над этой гармонией величественный храм только дополняет картину. И хочется под порывами вдохновения создавать живописные картины, писать повести, да и просто поразмышлять о бытии.
А ещё можно сказать, что Никольская церковь в Боболях — печальный монумент стремлению людей уехать куда-то к «лучшей жизни», отсечь себя от корней, от родных краев. Ведь именно отток населения из деревень в растущие города и стал приводить к заброшенности не только этого храма, но и запустению целых деревень и сёл по России. А ведь именно тут — наши корни, тут — наша Душа.
Василий КУТУЗОВ.
Фото автора и Андрея Агафонова