Газета Заря

Главная Общество Эдуард Кириченко: «Насколько благополучны государство и общество, настолько благополучна и армия»

Эдуард Кириченко: «Насколько благополучны государство и общество, настолько благополучна и армия»

Автор editor

Эдуард Леонидович Кириченко — начальник отдела военного комиссариата Калужской области по Медынскому и Износковскому районам. Родился 10 июля 1967 года в поселке Рыбачий Камчатской области. В 1984 году поступил в Энгельское высшее зенитно-ракетное командное училище. После его окончания в 1988 году по распределению уехал служить на север – в город Оленегорск. Затем был переведен в Московский военный округ. С 1994 по 2006 г. занимал должности военного комиссара в Кондрове и Спас-Деменске. В январе 2007 года переведен в Медынь.

В 2009 году в связи с проводимыми в Вооруженных силах РФ организационно-штатными мероприятиями уволен в запас, и сегодня, несмотря на свою должность, является человеком штатским.

 

— Эдуард Леонидович, в вашей семье Вы не первым избрали профессию военного? Кто стал для Вас примером для подражания?

— Это мой отец, Леонид Афанасьевич Кириченко, отдавший делу служения своему Отчеству почти сорок лет. Начинал он с Камчатки, затем был переведен в Среднюю Азию, а закончил службу в Киргизии, в звании подполковника.

— И Вас такая кочевая жизнь не испугала?

— Нет, не испугала. Более того, с малых лет мы с братом Валерой знали, что, став взрослыми, пойдем по папиным стопам. Мы окончили то же военное училище, что и он. Причем одновременно. Затем судьба нас развела: я был распределен на север, а он — в Ленинградский военный округ. Конечно же, планы у нас были очень амбициозными, но Валерий во времена распада Советского Союза попал под сокращение, уволен в звании майора, я, как и отец, дослужился до подполковника.

— Думаю, Вы согласитесь со мной, что сегодня служба в армии не настолько престижна, как раньше. На Ваш взгляд, в чем причины этого?

— Их очень много, но одна из самых главных, на мой взгляд, – это материальное и социальное положение нынешних офицеров. Если вспомнить начало моей службы, то, будучи лейтенантом, я получал 240 рублей. По тем временам это были хорошие деньги. до январского повышения зарплата лейтенанта составляла порядка 10 тысяч рублей. На них разве семью прокормишь?

По моему глубокому убеждению, чтобы стать военным, надо быть военным от корней. Если в ребенке с самого маленького возраста не воспитывать чувство любви к своей Родине, ответственности за то, что с ней происходит, в будущем он вряд ли свяжет свою жизнь с этой нелегкой профессией. После распада Советского Союза в патриотическом воспитании нашей молодежи образовался такой пробел, последствия которого мы будем ощущать еще долгие годы.

 — У вас взрослый сын. Кем он будет?  

— Максиму 21 год. Он учится в Российском университете Дружбы народов на политолога. Я его выбор уважаю, так же как уважаю и его решение пройти срочную службу после получения диплома.  На самом деле, неважно когда, важно, чтобы он эту школу прошел.

— Достаточно ли, по Вашему мнению, одного года службы?

— Думаю, недостаточно. На мой взгляд, самым оптимальным вариантом было два года. Ведь армия, она раньше учила всему – начиная от стирки носков и заканчивая сборкой и разборкой автомата. Сегодня военнослужащий освобожден от всех хозяйственных работ — никаких нарядов по столовой, никаких уборок территории, во главу угла поставлена только качественная боевая подготовка. Что ж, быть может это и неплохо. При одном условии: если в семье юношу приучили к самостоятельности. А сегодня, увы, часто наблюдается такая картина: выйдя во взрослую жизнь, парень элементарно картошки почистить для себя не может.

— Какие еще новшества, введенные в армии в последние полтора-два года, позволили облегчить жизнь солдата?

— В прошлом году вступили в силу еще несколько указов Президента, касающихся службы в вооруженных силах. Введен час сна в течение дня. Официально разрешено пользование мобильными телефонами.

— Родители будущих призывников интересуются, по какому принципу происходит распределение в элитные войска? Например, в Президентский полк?

— При распределении в такие войска учитываются несколько факторов. Самый главный из них – состояние здоровья призывника. Юноша должен быть абсолютно годным к воинской службе, без каких-либо ограничений. Второй фактор – образование не ниже 11 классов. Третий — наличие полной семьи. И четвертый, тоже немаловажный, — европейская внешность. В Президентский полк, к примеру, с удовольствием берут близнецов…

— ???

— Представляете, на Посту №1 (пост Почетного караула у Вечного огня в Москве на могиле Неизвестного Солдата – главный караульный пост в РФ. – Прим. авт.) стоят два одинаковых, как две капли воды похожих друг на друга, солдата. У нас два года назад отправили служить в роту Почетного караула двух братьев-близнецов. Они смогли себя так зарекомендовать, что по окончании службы получили направление в Федеральную службу охраны Президента. В настоящее время они учатся.

В целом ежегодно от нашего военкомата служить в элитные части уходит около трех человек.

— Есть ли сегодня призывники, явно уклоняющиеся от службы?

— В Медынском районе таковых нет.

— Как Вы оцениваете состояние здоровья нынешних призывников?

— Недавно у нас проходила первоначальная постановка юношей на воинский учет. Полностью годных к военной службе среди них оказалось очень мало. Наблюдаются, конечно, возрастные отклонения в здоровье, которые за год могут исчезнуть, но в целом это ситуации не поправит.

Наиболее часто встречающиеся болезни, которыми страдают ребята, это болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения, органов зрения, сердечные и неврологические заболевания. К сожалению, есть подростки, которые в свои 15-16 лет уже стоят на учете у нарколога. Так что, судите сами, картина оставляет желать лучшего.

— Каким образом сами поддерживаете физическую форму?

— Два раза в неделю езжу в бассейн в Кондрово. Зимой люблю ходить на лыжах.

Я буду не объективна, если не задам вопрос о Вашем отношении к последним событиям в Туле, Екатеринбурге, Самаре, где подвергались физическому насилию или погибли солдаты-срочники. Ведь это формирует отношение к армии призывников и их родителей…

— К насилию в армии я, конечно же, отношусь отрицательно. Но это, увы, далеко не новое явление, просто с приходом гласности все мы стали знать больше.

На мой взгляд, армия не оторванный от общества организм, а институт государства, куда приходят люди из этого самого общества. Она ровно такая же. «Дедовщина» у нас существует с детского сада, когда более сильный отбирает игрушку у слабого, затем насмешки, бойкоты, отбор денег в школе… У нас на улицах в год погибает более 30 тысяч граждан, не говоря о том, сколько умирает от наркотиков и алкоголизма. В армии проявляются более ярко, как через лакмусовую бумагу, негативные качества, приобретенные в гражданской жизни. Здесь особые условия, ограниченность пространства, свободы действий. Если человека правильно воспитали в обществе, семье, подготовили к службе в армии, то, оказавшись в экстремальных условиях, он и проявит себя с позитивной стороны — не только себя отстоит, но и товарищу поможет.

Безусловно, вопрос о безопасности солдат-срочников должен решаться на уровне государства. И определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются – начиная с разрешения для родителей сопровождать своих детей к месту службы, периодически навещать их и заканчивая установкой систем видеонаблюдения в помещениях наиболее проблемных воинских подразделений.

А Вы имеете возможность следить за тем, как служат наши медынские парни?

— Такой возможности у меня нет. Но вот отреагировать на острый сигнал, поступивший от солдата, даже просто какие-то страхи родителей я не только могу, но и считаю своим долгом. Могу позвонить в часть, где служит юноша и поинтересоваться у командира, по какой причине солдат лежит в госпитале, есть ли у него какие-либо проблемы во взаимоотношениях с офицерским составом или с проходящими службу. Как правило, после таких разговоров выясняется, что опасения родителей беспочвенны.

— В чем будут заключаться особенности весенней призывной кампании?

— В этом году мы будем призывать ребят 1993-94 годов рождения. Это времена Ельцина, отмеченные нестабильностью в стране и, как следствие этого, резким демографическим спадом. Учитывая данные обстоятельства, планы по набору на срочную службу значительно сокращены, но даже при этом выполнить их будет довольно сложно — если призовем человек двадцать, то будет хорошо. Тем не менее, с полной ответственностью могу заверить родителей: законность во время  призывной кампании будет соблюдена.

— Ваш любимый фильм о войне?

— Их много. Из старых с удовольствием пересматриваю фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Из современных — «Спецназ», «Грозовые ворота», «9 рота», которые показывают, что
патриотизм есть и в наше время. Не понимаю создателей фильма «ДМБ». По моему мнению, воспитать настоящих защитников своего Отечества на картинах, подобных этой, нельзя.

— Во все времена люди в форме отличались особым отношением к женщине. Какие качества Вы цените в прекрасном поле?

— Доброту, честность, аккуратность, умение создать уют, а в офицерских женах еще и умение пожертвовать своей карьерой, своими интересами ради мужа и семьи. Например, моя жена, Елена Борисовна, имея университетское образование, ни минуты не работала по профессии. Как только я окончил военное училище, она последовала за мной. Мы вместе вот уже 25 лет.

— Эдуард Леонидович, что Вы хотите пожелать защитникам Отечества накануне 23 февраля?

— Каждое поколение издревле защищало свою страну и передавало потомкам традиции героизма и любви к своим близким, к своей земле. Есть хорошие примеры для подражания. Прежде всего, поздравляю ветеранов Вооруженных сил. Желаю всем здоровья, добра и благополучия. Мира, терпения и мужества сегодняшним защитникам Родины. Будущим воинам подготовиться морально и физически к службе в армии. Родителям — гордости за своих детей.

Елена Шкумат