Газета Заря

Главная Культура ИСТОРИИ ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ИСТОРИИ ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Автор editor

Коллекционирование – занятие популярное и распространенное: многие из нас собирают или когда-то собирали марки, монеты, игрушки или просто магнитики из поездок. Но, оказывается, можно коллекционировать даже автомобили, причем старинные, винтажные. Михаил Петрович Глухов, уже много лет сотрудничающий с учреждениями культуры Медынского района, давно и всерьез увлечен отечественными ретро-машинами и другими символами ушедшего XX века. Коллекционер готов рассказать любому, подробно и детально, о каждом из своих экспонатов.

Михаил Глухов родом из города Горький (ныне – Нижний Новгород). По его воспоминаниям, все члены семьи были гуманитарного склада и к технике не имели никакого отношения. Себя Михаил тоже называет типичным гуманитарием, но признает, что с раннего детства искренне интересовался автомобилями, а в отрочестве хотел иметь собственный мопед или мотоцикл.
Отслужив в рядах Советской армии в Москве, Глухов волею судеб остался в столице. Сменил немало мест работы. Так, во времена СССР был политруком, позже работал на грузоперевозках и даже при правительстве президента. Сейчас же Михаил Петрович на заслуженной пенсии и вместе со своей супругой, Ольгой Юрьевной, много времени проводит в деревне Батуево.
Само Батуево, хоть и относится к Дзержинскому району, располагается аккурат между селениями Михеево и Подолино Медынского района. Деревня, некогда заброшенная, в последние десятилетия обрела второе дыхание. Сейчас в Батуеве больше шестидесяти жилых домов, многие жители остаются здесь на всю зиму. Чета же Глуховых купила здесь дом с участком в конце 80-х.
Увлечение коллекционированием пришло к Михаилу уже в зрелом возрасте. И связано это, как ни странно, с тем, что в век интернета старинные предметы и технику гораздо проще получить, нежели раньше:
— Интересно, что многие люди сейчас выбрасывают или уже не ценят те вещи, которых нам во времена нашей молодости порой не хватало. За них тогда практически «бились», их ждали месяцами в очередях – все эти мебельные стенки, чешский хрусталь, автомобили. Сейчас же у каждого есть возможность найти практически всё и приобрести. Но вещи от этого не стали менее ценными.
Первый «Запорожец», с которого, собственно, и стартовала автоколлекция, был подарен семье Глуховых 25 лет назад. Вскоре появился второй автомобиль — той же марки и тоже с богатой историей. Тогда, в начале нулевых, в России только формировались автоклубы, где любители и ценители машин могли общаться, обмениваться опытом, знаниями. Так же, через клубы, знакомства и интернет, зачастую приобретались новые экспонаты на колесах.
Сейчас ретро-техника хранится в гаражах семьи Глухова. Каждое авто здесь – со своей «родословной», и о каждом из экспонатов Михаил может рассказать подробно и захватывающе. Все авто – отдельные персонажи со своим характером и со своей судьбой, а значит, требуют индивидуального подхода.
Вот, например, «Москвич-400», он же «Слон», – узнаваемый автомобиль, буквально пропитанный духом времени. А там – легендарная «Волга-21» с характерным «оленем». Другой интересный экземпляр – автомобиль повышенной проходимости «Коробчонка», изготовленный на заводе ЛУАЗ и применявшийся для эвакуации раненых с поля боя. Рядом – знаменитая «Моргуновка» – мотоколяска СМЗ С-3А: машина такого типа известна обывателю в первую очередь по фильму «Операция Ы и другие приключения Шурика».
Михаил Глухов всегда готов поделиться интересными подробностями и деталями и о модификациях автомобилей, и об их исторических версиях. Например, раскроет секрет, чем отличается «акулья пасть» от «китового уса», а «горбатый» от «ушастого».
— Разумеется, автомобили, особенно ретро, требуют много сил, времени, энергии и ресурсов. За машиной нужно ухаживать, следить: где-то подкрасить, где-то отремонтировать, что-то заменить. Важно сохранить авто в надлежащем и «живом» виде, а это не всегда просто, так как оборудование к такому старинному транспорту сейчас найти достаточно непросто.
Кстати, получилось осуществить и мечту детства – в свое время Глухов приобрел мотоцикл «Иж-Юпитер-2» 1965 года выпуска. Потом были «Урал», «Восходы» и другие двухколесные «кони». Но история с мотоциклами осталась незавершенной, так как к этому транспорту требовался особый подход.
Вместе с машинами стала пополняться и формироваться коллекция автоаксессуаров. Михаил с гордостью показывает собрание старинных автомобильных номеров, привезенных практически из каждого региона России, а также с зарубежья. Здесь же – колпаки на колесные диски, элементы кузова и т.д. Глухов говорит, что если предлагают что-то, то между выбором «забрать» или «отказаться» всегда останавливался на первом варианте. А что уже делать с этим дальше – будет понятно позже.
Но не только ретро-автомобилями ограничиваются интересы нашего героя. Глухов собирает также различные артефакты и символы советской эпохи. Здесь и радиоприемники, и проигрыватели, и винтажные часы, и телефоны, и значки, и даже военная форма образца 40-60 годов. По многим из этих предметов, по сути, действительно можно проследить их эволюцию.
Есть у Глухова и коллекция автомобилей, которые способны уместиться на ладони: Михаил многие годы собирает модели винтажных машин. В этой коллекции немало миниатюрных копий — «младших собратьев» собранной в гаражах автотехники.
Вообще, по мнению коллекционера, такое увлечение – прекрасная мотивация для саморазвития и получения новых знаний. Новая вещь, захватывая внимание, сподвигает к тому, чтобы узнать ее получше, познакомиться с ее историей. Например, пришла идея собирать самовары – значит, ты не просто поставил на полку несколько латунных и стальных водогреев, но и через разные источники (интернет, книги, знающих людей) изучил их происхождение, предназначение и модификации. Знания делают человека ближе к своей коллекции.
Немаловажно, что домочадцы не только поддерживают Михаила, но и сами участвуют в развитии его увлечений. Так, сын Павел рассказывает, что интерес к ретро-автомобилям проявился у него еще тридцать лет назад:
— Помню, в 90-е на улицах Москвы видел заброшенные старые автомобили. На тот момент для нас, детей, не было большего счастья, чем посидеть в таком забытом запорожце: порулить, представить, что ты куда-то едешь. Вырос и все-таки занялся тем, что было интересно в детстве. В 2007 я получил права, а еще через три года уже сам поехал на большое празднование юбилея «Запорожца». С тех пор всегда за рулем, периодически участвую в гонках на машинах ЗАЗ.
Десятилетняя внучка Михаила Петровича, Аня, проводя все каникулы у дедушки и бабушки, тоже проявляет интерес к автомобилям. Она всегда рада сесть за руль винтажных авто, «порулить». Да, ноги до педалей пока не достают, но стремление уже есть.
Сотрудничеству же Михаила Петровича и Медынского района уже много лет. Особенно дружны Глуховы с деревней Михеево, стараются по возможности участвовать в местных мероприятиях. Так, буквально недавно в сельском Доме культуры проходила выставка миниатюрных автомоделей из коллекции нашего героя. А в музейно-выставочном центре Медыни экспонировались велосипеды, собранные Глуховым, военная форма и другие исторические артефакты. Как говорит Михаил, Медынский район — очень гостеприимный, люди здесь увлеченные, воодушевленные и всегда рады чему-то новому.
Есть у Глухова задумка – сделать в доме комнату, полностью обставленную и декорированную в стиле 60-70-х годов. Старинный диван, трюмо, торшер – словом, всё, что было в каждом советском доме пятьдесят лет назад. Также коллекционер задумался о том, чтобы организовать на Калужской земле что-то вроде музея, чтобы можно было показать людям историю воочию. Главное, чтобы человеку было интересно, чтобы в глазах читалось неподдельное желание слушать, узнавать, быть причастным. И он готов проводить своеобразную экспедицию по своим экспонатам даже для двух человек.
Михаил Петрович уверен, что сохранение истории в виде ретро-автомобилей и предметов с характерным отпечатком эпохи – это не только дань памяти, но и настоящий стимул к движению и развитию, основанный на опыте прошлых лет. Кроме того, так можно проследить эволюцию вещей, почерпнуть что-то полезное и интересное для сегодняшнего дня из нашей богатой истории. А увлечения свои, если они искренние и созидательные, надо развивать и культивировать в любом возрасте, не откладывая ничего на завтра.

Виталий Рост