Газета Заря

Главная Образование Когда оживает история твоего родного края

Когда оживает история твоего родного края

Автор admin

С помощью школьного музея даже самые скучные темы школьной программы превращаются в незабываемые уроки познания мира.
26 октября на базе Кременской средней школы прошел муниципальный семинар заместителей директоров школ по воспитательной работе и учителей географии на тему «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология активного обучения». Директор образовательного учреждения В.А.Грищенко, встречая гостей, рассказал, что вся школа живет в ритме музея. Так, например, регулярно школьные коридоры оформляются в теме «История музейного экспоната». Музей, как живой организм, постоянно обновляется. Только этим летом благодаря стараниям педагогов и учеников, а также друзей школы экспозиция пополнилась 300 новыми экспонатами.
Руководитель музея, учитель высшей категории Э.А.Краснов, встречал коллег в своем кабинете. На стенах класса, на стендах, в шкафах — сотни экспонатов, каждый из которых работает на цель, поставленную учителем. К примеру, изучая вулканы, учащиеся могут подержать в руках фрагмент застывшей лавы Везувия, а знакомясь с уральским городом Соликамском, как лидером мировой добычи калийной соли, рассматривают кусок сильвинита, поднятого самим Эдуардом Анатольевичем с глубины нескольких сот метров. Сувениры из разных точек земли, подаренные выпускниками и друзьями школы, нумизматика, минералы, горные породы — все это становится объектом мини-исследований и проектов, частью ролевых постановок и импровизаций.
«Достижение сегодняшних образовательных целей вчерашними методами невозможно», — считая так, Э.А.Краснов постоянно находится в поиске: думает, экспериментирует, творит и щедро делится своими открытиями с коллегами. В этот день Эдуард Анатольевич провел мастер-класс на тему «Современное использование опорных схем в изучении родного края и на музейных уроках». Его авторский методический подход, которым пользуются многие учителя географии нашей области, разработан в первую очередь для школьников со слабой учебной мотивацией. Это технология, в основе которой стоит известная методика опорных сигналов и схем В.Ф.Шаталова.
Педагог продемонстрировал участникам семинара видеоролик урока, который он представил на Второй всероссийский конкурс «Лучший учитель географии». Всего заявки на конкурс, организатором которого выступает ВОО «Русское географическое общество», подали 153 человека. По результатам двух отборочных туров в полуфинал вышли 15 педагогов. Эдуард Анатольевич — в их числе, и это уже достойный результат! Абсолютных победителей назовут в первой декаде ноября, а финал конкурса будет проходить в Нижнем Новгороде.
Во второй части встречи для участников семинара была проведена экскурсия по школьному краеведческому музею. Организованный по инициативе и большими стараниями отца Эдуарда Анатольевича, учителя Кременской средней школы Анатолия Ивановича Краснова, в этом году музей отметил 30-летие со дня официального открытия. «Кремнёвая шкатулка», «Бабушкин сундук», «Уголок советского счастья», «Родная школа и перемены», «Зал патриотов и военной истории села» – в его разделах сегодня насчитывается несколько тысяч экспонатов, начиная от времен палеозоя до сегодняшних дней.
В настоящее время в большинстве школ Медынского района есть свои школьные музеи. Но не ошибемся, если скажем, что ни в одном образовательном учреждении этот ресурс не включен так активно в образовательную деятельность. Как рассказал Эдуард Анатольевич, работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению, ОБЖ, истории, литературе, ИЗО, трудовому обучению. Используя его возможности, учителя в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения. Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Кроме того, он является базой и для серьезной воспитательной работы. Музей хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те традиции, на которых воспитываются нынешние поколения.
Как сделать так, чтобы на твоем уроке ученик был не пассивным наблюдателем, не плывущим по течению планктоном, а активным участником всего происходящего? Постоянно задаваясь этим вопросом, член Всероссийской ассоциации учителей географии Э.А.Краснов активно взаимодействует с педагогическим сообществом: принимает участие в различных форумах, конференциях, практикумах, находя в огромном количестве современных методик и подходов именно те, которые смогут сделать урок результативным, а школьный предмет понятным для ребят. На занятиях Эдуарда Анатольевича детям интересно. А это и есть самая объективная оценка его труда.

Е.А.Лейтхольд, методист РМК.