«Основной вид деятельности — лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность. 10 лет на рынке. 31 дополнительный вид деятельности, включая предоставление услуг в области растениеводства, работу в лесопитомниках, лесозаготовку, распиловку, строгание древесины и другие». Это то, что каждый может прочесть, введя в строке интернет-поисковика «ООО «Дубрава». А за сухими данными – годы развития, слаженный коллектив и обширная деятельность на территории Медынского района. О том, как и чем живет лесозаготовительное предприятие, работники которого снабжают древесиной целый ряд регионов нашей страны, участвуют и побеждают в профессиональных конкурсах, оказывают спонсорскую помощь, мы решили узнать у его директора Вадима Викторовича САМЦОВА.
— Вадим Викторович, о вашем предприятии в нашем городе слышали многие. Однако далеко не все в полной мере представляют, чем занимается ООО «Дубрава». Расскажите, какова сфера его деятельности?
— На сегодняшний день у нас группа компаний. Занимаемся заготовкой древесины на арендованных на длительный срок участках, проводим мероприятия по лесовосстановлению. С этой целью сначала подготавливаем почву, производим посадку лесных культур и продолжаем ухаживать за ними до перевода в лесопокрытую площадь. Также мы производим пиломатериалы для внутреннего рынка. В прошлом году наши специалисты прошли обучение «Экспортный форсаж», но нынешние обстоятельства пока не позволяют организовать работу в этом направлении. В будущем, вероятно, откроются новые рынки, включая азиатский, и мы сможем поставлять свою продукцию на экспорт.
— А какие предприятия в настоящее время являются основными потребителями поставляемой вами древесины?
— Мы являемся поставщиками низкокачественного сырья лиственных пород для изготовления древесных плит балабановского КМДК «Союз-Центр» (бывшее ЗАО «Плитспичпром») – одного из старейших предприятий региона. До недавнего времени поставляли древесину открывшемуся в Калужской области предприятию «Кронашпан», Смоленскому «Egger» и другим.
— Сегодня очень непростое время для бизнеса. Многие крупные компании ушли с российского рынка либо приостановили свою работу. Как удается вам приспосабливаться к новым реалиям?
— Сейчас мы стараемся удовлетворять, в первую очередь, запросы населения в древесине для строительства — производим пиломатериал из лиственных и хвойных пород. Снизили цены, так как покупательская способность населения упала. Этим летом начали строительство цеха глубокой переработки древесины в деревне Логачево — планируем инвестировать средства в данное производство. Кроме того, с января нынешнего года мы стали заключать контракты с Министерством обороны Российской Федерации. Лес – продукт стратегический, и пиломатериал очень нужен армии. Помимо этого, мы отправляли пиломатериалы на территорию Донецкой и Луганской Народных Республик. В частности, выделили древесину для ремонта церкви в районе Луганска, поврежденной в ходе боевых действий. Нами были восстановлены все деревянные конструкции храма, выгоревшие в результате пожара. Кроме этого, мы отправили гуманитарную помощь более чем из 500 позиций, включая предметы первой необходимости.
— Столь обширная сфера деятельности, наверное, требует большого количества работников. Сколько всего человек трудится на предприятии?
— Всего в группе компаний работает порядка ста человек. У нас есть работники как из Медыни и деревень Медынского района, так и из других районов области.
— Наверняка, сейчас очень сложно найти квалифицированные кадры. Работа на современной технике требует четких навыков, и каждый работник, по сути, является незаменимым на рабочем месте?
— Скажу так — не по сути, а по факту. У нас трудятся настоящие мастера своего дела. Подготовка специалистов для лесных машин типа «Форвадер-харвестер» является очень сложной задачей, и каждый работник для нас — на вес золота. Все мастера прошли специальное обучение в Вологде, и весь успех работы, в том числе в сфере заказов Минобороны, лежит исключительно на их плечах. А ведь еще есть большой пласт деятельности в области лесовосстановления, где квалификация также играет большую роль.
— Эту сферу деятельности вашего предприятия отмечают во всей области. Вы являетесь крупнейшим арендатором лесных угодий Медынского лесничества и уделяете большое внимание сохранению лесных богатств. Какое количество техники вы используете?
— Отмечу, что у нас есть лесные участки как в Калужской, так и в Ярославской и Костромской областях. Из оборудования имеются в наличии три лесозаготовительных комплекса «John Deere», которые позволяют решать большинство задач.
— Насколько мне известно, «John Deere», как и многие производители автомобильной и специализированной техники, на сегодня приостановил работу на территории России. Как обстоят дела с запасными частями? Есть ли сложности?
— Сложности, конечно, есть, но наши специалисты постоянно стараются посещать специализированные выставки, знакомиться с новыми достижениями. Что касается запасных частей, то есть тенденция к импортозамещению. Те же «пальцы», втулки и иные «расходные материалы» уже выпускаются отечественными производителями, и цена их несколько ниже оригинальных. Поначалу были проблемы с цепями и шинами. Они просто исчезли с рынка, потом появились, но по сильно возросшим ценам. Однако сейчас наметилась стабилизация рынка, а ряд ключевых деталей начали производить в Китае. Тем более, что компания «John Deere» не полностью ушла с рынка и выполняет обязательства по обслуживанию. Также не нужно забывать, что есть немало перспективных отечественных разработок, которые, хочется верить, будут внедрены в ближайшие годы. Подтянутся и производители из Поднебесной, так что работать, думаю, будет на чем.
— А как обстоят дела с производителями из сопредельных государств, например, из Республики Беларусь? Ведь там есть крупные производители и сельскохозяйственной, и специализированной техники, например, белорусская машиностроительная компания «Амкодор».
— Мы изучали данный вопрос. Однако техника «Амкодора» также имеет большое количество зарубежных комплектующих, а это, в свою очередь, очередные задержки с поставками и трудности в поисках запасных частей.
— Давайте вернемся к лесовосстановлению. Как осуществляются данные мероприятия?
— Лесовосстановление производится весной. Сначала создается проект лесных культур, в котором описываются все операции. Согласно ему осуществляется подготовка почвы, посадка, которая может производиться под меч Колесова или механизированно, с использованием лесопосадочных машин. В Медынском районе сажаем в основном ель, поскольку климатические условия оптимальны для ее произрастания, а в других регионах отдаем предпочтение сосне — она растет намного быстрее. Работаем в тесном сотрудничестве с Медынским лесничеством, где трудятся настоящие профессионалы своего дела. Кроме того, с 2015 года у нас имеется свой питомник, где выращивается посевной материал.
— А как происходит подготовка почвы? Удаляются ли пни от вырубленных деревьев?
— Перед посадкой новых лесных культур производится вспашка, однако старые пни не корчуются. При восстановлении лесного фонда в этом нет необходимости. Она осуществляется лишь на землях сельскохозяйственного назначения и является весьма затратной процедурой как с точки зрения сил, так и средств.
— Имея отлаженный производственный цикл, первоклассных специалистов, вы наверняка строите дальнейшие планы, хотя это сейчас и непросто?
— Конечно, сегодня говорить о каких-то грандиозных планах сложно. Главными задачами для нас является поиск новых рынков сбыта и сохранение коллектива предприятия. Повторюсь, каждый наш специалист незаменим на своем месте.
— Спасибо вам, Вадим Викторович, за обстоятельную беседу. Искренне желаю вам успехов в работе и процветания вашему предприятию!
Беседу вел Г.Саркисян.
Фото автора и из архива ООО «Дубрава»
Лесозаготовка и охрана природы идут рука об руку
предыдущий пост