Газета Заря

Главная Общество МАСЛОВЫ РУЛЯТ: на авто, тракторах и ретрокарах!

МАСЛОВЫ РУЛЯТ: на авто, тракторах и ретрокарах!

Автор admin

«Врезается «Запорожец» в шестисотый «Мерседес»… Помнится, еще не так давно с этой фразы начиналось большинство анекдотов. Неизменным героем в них, помимо приснопамятного «Мерседеса», оказывался образец автопрома, выпущенного на Запорожском автомобильном заводе. Самое доступное и, что греха таить, популярное авто на всем советском пространстве. Но вот через незаметно пролетевшие несколько десятилетий автомобили марки «ЗАЗ» из ширпотреба плавно перекочевали в разряд коллекционной редкости. И сейчас многие владельцы «шестисотых» не отказались бы поставить в свой гараж пресловутый «Запик», особенно в том состоянии, в котором он некогда сходил с завода.
Внимательный читатель, прочитавший заголовок, задаст логичный вопрос: «И причем тут Масловы?» А заглянув дальше, откроет для себя интересную историю семьи из деревни Михеево Медынского района.
Семью Масловых – Олега Анатольевича и Светлану Викторовну с сыновьями Артемом и Владиславом — хорошо знают не только михеевцы, но и жители окрестностей. Не только как рачительных хозяев, имеющих большое подворье, где обитают куры, гуси, утки с перепелами, но и как заядлых автолюбителей. А главное все наслышаны об их хобби — увлечении теми самыми «Запорожцами». Всей своей дружной семьей Масловы восстанавливают эти автомобили, приводя к заводскому состоянию. Неудивительно, что они являются активными участниками выставок ретроавтомобилей по всей России.
— «Запорожец» — автомобиль моего деда, — рассказывает глава семейства Олег Анатольевич, долгие годы работавший водителем в Медынском РОВД, а ныне водитель МЧС. – Машина эта всегда требовала внимания. Любовь к технике с восьмилетнего возраста проявилась у нашего старшего сына Артема. Сначала помогал мне, а потом и сам стал с удовольствием ремонтировать машины.
Может, детское увлечение так и осталось бы в детстве, если бы ни бабушка Светланы. Жила она в деревне Батуево, а ее соседи занимались как раз восстановлением различных ретроавтомобилей, включая «Запорожцы», мотоколяски СЗА и СЗД, «Москвичи», ГАЗ-21 «Волга ». Мальчишки помогали тем, кто старше, и в то же время сами осваивали непростую науку восстановления старых авто. А она, надо сказать, непростая. Ведь важно не только воссоздать изначальный внешний вид транспортного средства, но и сохранить аутентичность его технической части, то есть использовать оригинальные детали, материалы отделки салона. Чем ближе машина к «оригиналу», тем ценнее. Некоторые коллекционеры даже разыскивают оригинальные технические жидкости советского производства. К примеру, для автомобилей «Москвич» до сих пор непревзойденной тормозной жидкостью считается советская БСК, выпуск которой давным-давно прекращен. Современные аналоги использовать можно, но «работают» они гораздо хуже. Еще одна ценность – родной окрас кузова. Оригинальную краску и хромированные детали полируют, выправляют, стараясь сберечь то, что осталось с прошлых лет. Новоделы, конечно, применяются, но лишь там, где найти оригинал уже невозможно. Всю эту премудрость перенимал Артем, но не просто так, а для того, чтобы начать самому строить собственные «проекты».
Посещая выставки ретроавтомобилей, общаясь с увлеченными людьми, Артем решил попробовать свои силы в реконструкции собственного автомобиля. Первую автомашину сложно было даже назвать таковой: у нее был ржавый кузов, место которому, как казалось изначально, только в пункте приема металлолома. Однако упорство Артема, помощь отца и искреннее желание сотворить маленькое чудо привели к результату – старенький «Запорожец» засиял хромом и свежей краской, а первое тарахтение ЗАЗовского мотора с воздушным охлаждением стало настоящим подарком его создателям.
С тех пор минули годы, и возрожденные ЗАЗики стали сменять один другого. Как водится в «семье» коллекционеров, одни машины продавались, другие приобретались, покупались «доноры» — автомобили ржавые, битые, без документов, используемые в качестве «поставщиков» запасных частей. Каждый год – поездки на выставки в Калугу, Орел, Тулу и другие города, общение с людьми, тоже увлеченными ретротехникой.
Конечно, были мысли попробовать восстановить что-то еще помимо «Запорожцев». Взгляды старшего сына часто обращались в сторону «Волги», но желание разбивалось о стоимость запасных частей. Вообще, запчасти – главная «боль» любого «ретроавтомобилиста». На те же «Запорожцы» детали иногда приходилось приобретать в Запорожье, где эти машины и производились. Сегодня, к сожалению, такой возможности нет, и поиск подходящей детали часто превращается в длительную, хоть и увлекательную головоломку.
Для Артема его хобби стало профессией. Сегодня он — студент четвертого курса МАДИ. Времени для любимого увлечения, конечно, стало меньше, но прекращать заниматься восстановлением ретротехники парень не собирается.
Любовь к технике стала некой объединяющей идеей для семьи Масловых.
— В первую очередь я научил водить свою супругу, — рассказывает Олег Анатольевич. – Тогда у меня была старая «девятка», именно на ней она осваивала азы управления. Пришлось, правда, потом перебирать коробку передач, но зато Светлана стала настоящей автомобилисткой. Старший сын получил права сразу же, как достиг 18-летнего возраста, а младшему Владиславу это только предстоит.
Впрочем, экзамен в ГИБДД будет для Владика легкой задачей, ведь с самых ранних лет он, равно как и отец со старшим братом, много времени проводит в гараже. Только направление у него немного другое – это трактора и квадроциклы. Владислав уже легко управляется с мини-трактором, может вспахать не только свой приусадебный участок, но и соседям помочь.
При этом обслуживание имеющейся техники Масловы производят сами, своими руками. И не только обслуживание, но и модернизацию!
— Вот посмотрите, — показывает Владислав вместе с папой Олегом ходовую часть квадроцикла, который был куплен уже изрядно «поезженным». – Детали подвески и рулевого управления здесь очень слабые, с трудом выдерживают эксплуатацию. Мы поставили подходящие тяги от «Мерседеса»: они гораздо лучше, чем штатные, китайского производства. Конечно, пришлось в одном месте подпилить, в другом — подбить… Но в итоге они встали, как родные, обошлись гораздо дешевле, а в эксплуатации будут намного надежнее.
Сегодня в семье Масловых четыре автомобиля: «Форд-Фокус», «Шевроле-Нива», «рабочая лошадка» УАЗ, прозванный в народе «буханкой» и, конечно, жемчужина — восстановленный ЗАЗ-968М, полностью в заводском окрасе, работу которого мне продемонстрировали в день нашего знакомства.
Когда глава семейства за рулем «Запика» подъехал к дому, я сразу отметил нехарактерную для «Запорожцев» ровную работу мотора. Олег Анатольевич рассказал, что машину эту собирали для поездок на большие расстояния для участия в выставках, а потому мотор его доработали: установили электронное зажигание от «Москвича-2141», от него же – воздушный фильтр и карбюратор «Солекс». Эти доработки буквально совершили чудо: силовой агрегат, никогда не считавшийся эталоном надежности, стал работать стабильно, а благодаря виброизоляции капота и багажника (напомню, что в «Запорожце» капот и мотор располагаются сзади, а багажник – спереди), машина обрела комфорт для дальних переездов. Самое главное – ни единого следа ржавчины на кузове, и это при том, что машина сохранилась в родной краске!
Вот так и живут Масловы: каждый день – в хозяйственных делах, а в свободное время занимаются любимым делом. Говорят, что хобби объединяет. Глядя на эту семью, в это можно охотно поверить.
Георгий Саркисян.
Фото автора и из архива семьи Масловых