Газета Заря

Главная События Новая жизнь космического корабля

Новая жизнь космического корабля

Автор admin

Космический корабль «Буран» — уникальное детище советской научной мысли. В скором времени с ним смогут познакомиться все желающие. На минувшей неделе один из экземпляров «русского шаттла» «приземлился» на территории киностудии «Военфильм-Медынь».
«Космический корабль несбывшейся надежды» — пожалуй, именно так можно назвать уникальный проект по созданию пилотируемого многоразового корабля «Буран». Его создание пришлось на годы острой конфронтации Советского Союза и Соединенных Штатов Америки, вошедшей в историю под названием «холодной войны». В 70-80-х годах космическое агентство NASA реализовало программу создания многоразовых «космических челноков» под общим названием «Спейс шаттл». С самого начала у советского руководства возникли опасения о возможности военного применения американской космической системы, и отечественные инженеры получили указание начать разработку собственного космического корабля с лучшими, по сравнению с американским аналогом, характеристиками. Работы по созданию «челнока» были начаты под руководством Глеба Лозино-Лозинского, ранее работавшего над проектом орбитального ракетоплана «Спираль».
Результатом многолетних трудов стала космическая система «Буран-Энергия». В отличие от «спейс-шаттлов», корабль доставлялся на орбиту ракетой-носителем «Энергия», способной дополнительно поднимать порядка 40 тонн полезного груза. Сам корабль, несмотря на внешнее сходство с американским, обладал высокой степенью автоматизации. В 1988 году один из построенных прототипов совершил полет на околоземную орбиту в полностью автоматическом режиме. Сделав два витка вокруг Земли, «Буран» совершил мягкую посадку, что продемонстрировало значительное превосходство советской научной мысли над американской. Инженеры ликовали, были разработаны планы пилотируемых полетов, началась подготовка экипажей… Никто не мог и предположить, что этот эпохальный полет останется единственным.


Дорогостоящий космический проект требовал все больше финансов, а политический небосвод казалось бы незыблемого Советского Союза окрашивали краски заката. Окончилась «холодная война», и средств для нужд космоса стало выделяться гораздо меньше. Постройка кораблей продвигалась медленно, а последним ударом для проекта стал распад СССР. В условиях новых политических и экономических реалий «Буран» оказался не нужен изменившейся для неузнаваемости стране.
За годы работы над «Бураном» было построено несколько космических «челноков». Один из них стал аттракционом в московском парке Горького, а затем отправился на ВДНХ, другой — оказался в Германии. Есть один реконструированный «Буран» и в сочинском учебном центре «Сириус». Корабль, совершивший свой первый и последний космический полет, остался на Байконуре в ангаре, который обрушился несколько лет назад. Здесь же хранился натурный макет корабля для подготовки космонавтов. А еще один, почти полностью построенный, «русский шаттл» долгие годы просто лежал никому не нужным на Тушинском машиностроительном заводе.
Неизвестно, как сложилась бы судьба этого экземпляра, построенного для испытаний авионики, если бы не старания энтузиастов. Одним из первых вопрос о сохранении уникального экземпляра поднял космонавт Георгий Гречко.
— Это сумасшествие, — говорил он. — Почему-то наш «Буран» есть на выставке в Германии… Лучше бы этот экземпляр тоже в музей продали.
Тогда к словам космонавта не прислушались, и три года назад стал обсуждаться вопрос его утилизации. Но к судьбе корабля подключился летчик-космонавт Магомед Талбоев. Он настоял на том, чтобы вывезти тушинский «Буран» на аэродром в Жуковском. В то же время живой интерес к сохранению уникального экземпляра проявил основатель Музея техники, соучредитель студии «Военфильм» Вадим Задорожный. Чтобы спасти то, что осталось от первого и последнего советского «челнока», он попросту выкупил его. Со всеми мерами предосторожности фюзеляж громады общим весом порядка 40 тонн вместе с крыльями и килевым оперением был доставлен на площадку «Военфильма» под Медынью.
— Данный экземпляр не предназначался для полетов в космос, – рассказывает руководитель пресс-службы Обнинской ассоциации «Народный проект» Андрей Первов. – Годы, конечно, сказались на состоянии корабля: на нём нужно восстанавливать плитку, остекление. Как раз все эти компоненты на оригинальных «Буранах» изготавливались в Калужской области, в частности, на Обнинском научно-техническом предприятии «Технология» имени Ромашина. Поэтому сейчас ведутся переговоры о восстановлении «Бурана».
На минувшей неделе фюзеляж «Бурана» установили на шасси. Сложная техническая операция, которая проходила при неблагоприятных погодных условиях, заняла порядка пяти часов, и это только начало новой жизни космического корабля, на десятилетия опередившего свое время. Конечно, ему уже не суждено будет подняться в космическую высь. Но здесь, на медынской земле, он станет материальным напоминанием о великой эпохе космических свершений, памятником выдающимся инженерам и первопроходцам космоса.
Георгий Саркисян.
Фото автора