О детском крещении или благодать – добрый дар
О детском крещении или благодать – добрый дар

Что написано в Священном Писании о таинстве Крещения? Посмотрим основные цитаты.

— «Итак, идите, научите ВСЕ НАРОДЫ, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами до скончания века. Аминь». (Мф.28:19-20).

— «Так и ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа». (1-е Пет. 3:21)

Каждый из этих текстов говорит о том или ином аспекте таинства крещения. В Евангелии от Матфея Господь говорит прежде всего о миссии — Он посылает апостолов на проповедь «всем народам». И здесь говорится не столько о крещении данного конкретного человека, сколько именно о свидетельстве «перед многими». Интересно также обратить внимание на то, что сказано «НАУЧИТЕ, КРЕСТЯ во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», т.е. не сказано «научите и крестите». «Научите» не предшествует «крестите», а как бы параллельно. Само научение невозможно без крещения — это надо отметить. Апостол Павел говорит о глубинной сути крещения (вспомним, что со словом «крест» это понятие связано только в русском языке, а в греческом стоит «баптизо» — т.е. «погружать»).

В любом случае, у ап. Петра речь идет о плодах таинства крещения, которые приносит человек, уверовавший и крестившийся.

Почему мы, православные, считаем, что детей крестить можно?

Именно в связи с тем, что говорил апостол Павел: крещение — это мистическая связь со смертью и воскресением Христовым, и таковая связь может быть установлена и тогда, когда человеческое сознание еще мало развито, т.е. и у ребенка. В любом случае, мы спасены не делами, а благодатию Божией.

Благодать — дословно  «добрый  дар»,  а дар зависит только от дающего, т.е. от Бога. И от нас зависит не то, даст нам Бог или нет (Он-то даст, т.к. Отец простил нас во Христе), а то, как мы примем Его дар. Так вот, главное, что должен делать крестившийся человек в течение всей своей жизни — это усваивать данную в крещении благодать. Тут и научение требуется, чтобы знать волю Божию, изложенную в Священном Писании, и исполнять ее. Поэтому, когда взрослый человек желает креститься, его сначала надо НАУЧИТЬ — иначе он не сможет воспринять благодать.

А если крещен ребенок?

По мере его роста надо научать его вере, т.е. делать то же, что и со взрослым, но как бы в обратном порядке. Если ребенок растет после крещения в христианской семье, у него есть определенные надежды, что семья его воспитает в вере. Так, собственно, оно на протяжении многого времени и было — ребенка и грамоте в старину учили по Псалтыри (т.е.  первые слова, которые он читал, были слова из Библии), и в церковно-приходской школе учили, как это было в конце прошлого и начале этого века в благочестивых крестьянских или купеческих семьях. Словом, ребенок рос в обстановке веры. В древности (до 5-6 века от Рождества Христова) крестили в основном взрослых. Постепенно, где-то с 5-6 века, стали все более и более переходить ко крещению детей.

В Русской православной церкви крестили практически только младенцев. В младенчестве были крещены преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский, блаженная Матрона Московская и много других святых в земле Российской просиявших. Всякий, кто знает что-либо об этих святых, не будет отрицать, что семя, которое Бог засеял в них, принесло обильный плод. И их не приходилось перекрещивать уже взрослыми — значит, их младенческого крещения хватило. Другое дело, что во всех этих случаях дети росли в семье верующих.

Вера родителей — необходимое условие для того, чтобы можно было крестить маленького ребенка. Сейчас беда не просто в том, что крестят детей, а в том, что часто родители не имеют настоящей веры.

Я выскажу свое мнение, если скажу, что детей из христианских семей, там, где родители по-настоящему воцерковлены, необходимо крестить как можно скорее, а если крещения своего ребенка просят люди маловерующие, то надо сначала стараться воцерковить родителей, а потом уже крестить детей.

На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 2011 года было постановлено ввести в практику церковно-приходского обихода огласительные беседы на основе Священного Писания: «… идите, научите, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Мф.28:19-20) — сначала надо научить, в Кого мы веруем и как мы веруем в Бога, что должно знать о Православной  Церкви, о Таинстве Крещения и других таинствах и о многом другом, как это делали в древнее время, а потом уже совершать Крещения как над взрослыми, так и над детьми.

Священник Александр Земцов