Газета Заря

Главная Образование О загадочной русской душе, истории храмов и проблемах современности

О загадочной русской душе, истории храмов и проблемах современности

Автор editor

8 ноября в рамках реализации долгосрочной целевой программы по поддержке одаренных детей на базе Медынской средней школы прошли ежегодные районные чтения членов научных обществ учащихся. В этом году они проходили вот уже в двадцатый раз. На трех секциях — естественно-научной, гуманитарной и краеведческой — было представлено десять работ. Если же брать всю историю чтений, то за это время ребятами было написано порядка 370 исследований.
Без сомнения, радует, что подрастающее поколение все чаще обращается к своим историческим корням. Так, ученик Михеевской школы Мирослав Федоров восстановил историю церкви Архистратига Михаила в селе Архангельское на Драни Медынского уезда Калужской губернии. На современных картах это село уже не значится, нет и самой церкви. Но по краеведческим источникам и архивным документам удалось выяснить, что Архангельский погост с деревянной церковью Архистратига Михаила значился в Писцовых книгах XVII века. Позже на месте обветшавшего храма был построен каменный. В приход церкви входили деревни Михеево, Дятьково, Петлино, Завалипы, Покровская, Подолино и землевладельцы в сельце Уланово. С 1889 года при приходе работала школа грамоты, которая располагалась в доме местного псаломщика, а с 1897 года в собственном просторном помещении работала церковно-приходская школа. Последние жители Архангельского оставили село в конце 1940-х. Во время Великой Отечественной войны церковь была разобрана на кирпичи местным населением для собственных нужд.
А ученица Гусевской школы Анна Минина своей работой возвращает нас во времена Иоанна IV. Опираясь на документы государственного архива Калужской области, она изучила родословную помещика Медынского уезда Петра Матвеевича Груздева. Род Груздевых, имеющий дворянские корни, сыграл огромную роль в становлении и развитии одного из уникальных исторических мест Медынского района – деревни Грибово. Сегодня, отмечает юная исследовательница, благодаря региональной программе развития туризма можно не только создать на этой земле краеведческий маршрут, но и привлечь средства к возрождению заброшенного храма, располагающегося в этом населенном пункте.
Ученица Адуевской школы Мария Спетецкая тоже решила привлечь туристов на свою родную землю и разработала свою «историко-экологическую тропу». В нее вошли такие объекты, как родник «Святой Ольги», река Нига, Солдатский пруд и захоронение воинов – участников Великой Отечественной войны. Приезжайте в село – вам обязательно проведут интересную экскурсию!
Тема исторического прошлого нашла отражение и в исследовании ученика Передельской школы Александра Радченко. Проследив фронтовой путь своих близких родственников, он еще раз показал, что «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». «Вот уже тридцать лет, каждый год 9 Мая, вся наша большая и дружная семья из Медынского района приезжает в деревню Запрудное Людиновского района, на братскую могилу, поклониться прадеду Василию Яковлевичу Новикову и всем воинам, погибшим за освобождение Родины. Когда я кладу цветы на братскую могилу, мне становится очень грустно, слёзы непроизвольно наворачиваются на глаза…» — пишет старшеклассник в заключении к своей работе.
О том, что мы должны помнить о людях, отдавших свои жизни ради того, чтобы все жили под мирным небом, говорит и ученица 5 «Б» класса Романовской школы Ксения Бурова. Она посвятила свою работу герою нашего времени — Алексею Мацуеву, который погиб при исполнении своего воинского долга на Украине.
Безусловно, во все периоды развития нашей страны личность – яркая, неординарная, умеющая видеть на несколько десятилетий вперед – имела большое значение. А какие черты свойственны нашему человеку? О загадочной русской душе размышляла в своем исследовании ученица 11 класса Медынской школы Кира Харламова. Вот как отозвалась о ее работе председатель экспертной комиссии гуманитарной секции И.А.Панкова: «Работа Киры — мощная, интересная, творческая, оригинальная и актуальная. В ходе своего исследования одиннадцатиклассница прочитала не только много художественных книг, в том числе и не входящих в школьную программу, но и изучила работы критиков и философов – Белинского, Бердяева, Добролюбова, Писарева, Чернышевского. Проведя глубокий анализ, она смогла посмотреть на известных литературных героев по-своему. Например, в Чичикове, которого называют человеком-подлецом, она увидела человека-дельца. Оказывается, «русский медведь» – это не про нас, а про нас прежде всего – патриотизм, желание самосовершенствоваться, умение сострадать ближнему, чувство справедливости. Именно эти качества составляют основу нашего русского менталитета.» Кира Харламова поразила членов жюри и тем, что свое видение сути русского характера она передала в рисунках, создав в акриловой технике портреты литературных героев. Такая синергия искусств действительно впечатляет, подтверждает, что современная молодежь очень талантлива.
Нельзя не отметить и практикоориентированность многих работ. Так, ученик Адуевской школы Максим Минвалиев поднял актуальную проблему влияния гаджетов на зрение школьников. Проведя анкетирование учащихся школы, он пришел к неутешительным выводам. Несмотря на то, что большинство знает о негативном воздействии цифровых устройств, 35% опрошенных сидят в них больше трех часов в день, 47% используют телефоны для игр, 82% чувствуют усталость в конце дня. Для того чтобы предупредить в дальнейшем проблемы со здоровьем, на основании опыта врачей-офтальмологов школьник составил практические рекомендации и познакомил с ними своих сверстников. Не менее важную тему прокрастинации рассмотрела ученица 11 «А» класса Медынской школы Анастасия Смирнова. Прокрастинация, проявляющаяся в постоянном откладывании важных дел на потом и свойственная не только школьникам, но и взрослым, тоже может оказывать негативное воздействие на человека. Это и снижение самооценки, и состояние депрессии, и даже возникновение сердечно-сосудистых заболеваний.
Члены экспертных комиссий секций отметили качественную подготовку большинства работ. Ребята в свою очередь высказали большую благодарность своим научным руководителям, которые смогли вдохновить, помогали на всех этапах исследования и поддерживали во время их защиты. По итогам победителями чтений были названы Кира Харламова (руководитель Е.Н.Журба), Мирослав Федоров (руководитель Ю.В.Картошкина) и Мария Спетецкая (руководитель Н.А.Мокина). Дипломами призеров награждены Анна Минина (руководитель А.Ю.Климов), Анастасия Смирнова (руководитель И.Н.Долгих), Евгения Шевякова (руководитель Е.Е.Ильина) и М.Минвалиев (руководитель А.С.Власов). Эти работы рекомендованы для участия в ежегодных областных краеведческих чтениях памяти А.Д.Юдина и региональной научно-практической конференции «Молодость – науке» памяти А.Л.Чижевского.

Елена Шкумат