Газета Заря

Главная Общество Первая помощь «железному коню»

Первая помощь «железному коню»

Автор admin

29 января во всем мире считается днем изобретения автомобиля – 138 лет назад была запатентована первая самоходная машина, работающая на бензине. Сегодня автомобиль – уже не чудо инженерной мысли и не атрибут роскоши, а элемент повседневной жизни многих людей. Хотя, конечно, он всё так же требует ухода и грамотного обслуживания. Медынец Максим Жуков знает об этом не понаслышке: он не только заядлый автолюбитель, но и специалист, разбирающийся в машинах на профессиональном уровне. Вот уже двадцать лет он занимается автоэлектрикой, а сейчас еще и владеет собственной мастерской.
Родился Максим Жуков в поселке Мятлево; там же ходил в школу, хотя семья жила уже в Радюкино. После окончания школы отучился в Обнинском политехническом училище №11 по специальности «сборщик-наладчик теле- и радиоаппаратуры и приборов».
Отслужив в армии, парень вернулся в родные края и устроился на работу в медынскую милицию: сначала сотрудником патрульно-постового отдела, затем — в охранно-конвойную службу. Тогда же Максим обзавелся семьёй и решил осесть в Медынском районе. Кстати, параллельно со службой в милиции он прошел обучение в Брянском юридическом институте МВД РФ.
Увлечение автоэлектрикой у Жукова началось, по сути, с покупки первого автомобиля – «Москвича-2141». Однажды в машине полностью сгорела проводка, а в 90-е найти электрическое оборудование именно на эту модель было практически нереально. Тогда Максим решил восстановить всю «электроначинку» своими руками, основываясь на собственных знаниях и умениях. Получилось! Вскоре с той же проблемой к нему обратился один друг, потом – второй, третий… Вот так автоэлектрика и стала главным хобби Жукова.
Позже молодой человек, пробуя себя в разных сферах, сменил целую череду профессий. Был он начальником отряда в ИК-4, трудился в охране Мятлевской нефтебазы и в электросвязи Медыни и Кондрова, развивал навыки в медынском автосервисе, работая вместе с Сергеем Иванушкиным. Так получалось, что большую часть жизни Максим Владимирович был связан именно с рабочими и техническими профессиями.
Когда в нашем городе открылся завод по производству пластиковой упаковки, Жуков устроился туда. На МЗПУ он отработал целых 12 лет. Годы те вспоминает с теплотой: место с прекрасным коллективом, где, по словам Максима, он не только приобрел новые знания, но и «научился думать и анализировать».
В конце концов перед медынцем встал непростой выбор – остаться на заводе или попробовать всё же основать своё дело. Идея открыть автомастерскую зрела давно, да и пора уже было переводить обычное хобби в категорию серьезной профдеятельности.
Как только Жуковы приобрели дом в Медыни, решено было сразу обустроить территорию и открыть гараж для авторабот. Свою роль сыграло удачное расположение участка – на пересечении двух достаточно оживленных улиц. Разумеется, изначально пришлось вложить немало сил и времени в благоустройство: земли эти были практически заброшены и поросли бурьяном, а постройки разваливались.
Интересно, что на месте сегодняшнего гаража раньше была кузница. Вот так и получается, что снова тут работают с металлом, используя физический труд и физику как науку. Такое вот место технической силы.
Два года назад Максим Владимирович оформился как самозанятый и официально занялся ремонтом автомобильного электрооборудования. Как раз в тот период в нашей области начала работу экспериментальная программа для самозанятых.
Поначалу было тяжеловато, — признает Максим. — Ведь когда трудишься на себя, зарплата напрямую зависит от количества заказов: есть клиенты – значит, есть и доход. Здесь уже сам распределяешь свои ресурсы, организуешь весь трудовой процесс и планируешь рабочий график. А в работе такой могут быть и периоды затишья, и настоящие «лавины» клиентов. Для этого даже ведется запись наперед, иногда и на будущий месяц.
Занимается Жуков только легковыми автомобилями: в сферу его деятельности входят и диагностика, и техобслуживание машины, но всё же основной профиль работы – автоэлектрика. Лампочки заменить, стартеры и генераторы проверить, сигнализацию установить – в общем всё, что связано с электричеством в авто, Максим считает своим профессиональным полем. При этом берется он не за каждую работу, а все тонкости и проблемы обсуждает с клиентом заранее, «на берегу».
— Работу свою всегда надо делать только хорошо, — говорит мастер, — а плохо — само получится. Бывает так, что даже не берусь некоторые машины делать, так как там изначально нужен масштабный комплексный подход. Делать «как-нибудь», почуть — там, почуть — здесь, это неправильно. Надо сделать один раз, но капитально и надолго.
Бывает так, что автомобилю нужно уделить гораздо больше времени, чем предполагалось изначально. Как говорят в таком случае – машина «зависла». Здесь уже надо и график заново подстраивать, и планы свои менять.
Максим говорит, что летом, как правило, работы больше. Теплый сезон – типичное время для техобслуживания транспорта и для разного рода диагностических процедур. А еще это – время дачников-автомобилистов, которым зачастую нужна техническая помощь. Кстати, есть уже у Жукова и постоянные клиенты: тут свою роль играют положительные отзывы и хорошая репутация автомеханика.
Сам Максим – водитель со стажем. Были в его «попечении» и «Москвич-2141», и «ВАЗ-2109», и «Запорожец», и «Хёндэ», и «Рено». Общий пробег уже и не сосчитать.
Жуков признается, что он не «деревянщик», но при необходимости и при желании сам может сделать что угодно – баню построить, детскую площадку соорудить или вентиляцию наладить. А всё, что вызывает вопросы и сложности, – можно изучить в интернете. Благо, сейчас много видеоуроков и форумов, где можно и опытом обменяться с такими же умельцами, и саморазвитием заняться.
Свободное время, выходные и праздники наш герой старается проводить с семьей. С женой Еленой Максим в браке уже 25 лет. У супругов трое детей: старшей дочери 23 года, младшим — дочери и сыну — 10 и 7 лет.
Кстати, сын Максима в свои почти восемь лет уже проявляет живой инженерный интерес: любит конструкторы, интересуется техникой. Но в гараж его пока не пускают – всё-таки место небезопасное. Пойдет ли он по стопам отца – покажет время.
— Я придерживаюсь принципа, что у ребенка всегда должен быть свободный выбор, — говорит Максим. — Захочет развиваться в этом направлении – я научу, помогу, передам весь свой опыт. Если же решит заняться чем-то другим – опять же, подскажем, направим, в любом случае — поддержим. Как решит сам – так пусть и будет.
Жуковы много путешествуют на своем автомобиле, часто берут с собой палатки. Так, они совершили немало поездок на юг нашей страны – на Селигер и Волгу, в Крым и Краснодарский край. Объездила медынская семья и всю Калужскую область.
В планах у автомеханика – обзавестись новым диагностическим оборудованием: машины становятся всё современнее и сложнее, а значит и аппаратура для них требуется самая передовая. Любой автосервис должен развиваться и эволюционировать параллельно с автопромом.
Максим Владимирович признается, что теперь нашел своё призвание и пора уже остановить поиски и просто развиваться в выбранном направлении. Ну и, конечно, важен факт, что медынскому механику действительно нравится его работа. В этом ведь и есть успех любого начинания и любой деятельности – любить своё дело, относиться к нему ответственно, постоянно развиваться и стремиться только к лучшему результату.
Виталий РОСТ.
Фото автора

***
Первый автомобиль, работающий на бензине, был сделан в 1885 году немецким инженером Карлом Бенцем. Это был двухместный экипаж на трех колесах со спицами. Четырехтактный мотор первого авто функционировал на бензине (а не на мускульной или паровой тяге, как раньше) и имел водное охлаждение. Мощность же его составляла 0,9 лошадиных сил. Зажигание в машине Бенца уже было электрическим – от гальванических батарей.
Испытания самоходного чуда конструктор проводил долго, а запатентовал его 29 января 1886 года. Через два года жена Бенца, Берта, совершила первое длительное автопутешествие, проехав 180 км по Германии: от Мангейма до Пфорцхайма и обратно. Интересно, что современники немецкого изобретателя восприняли новинку холодно и со скепсисом: «Это не будет востребовано или популярно». К 1893 году было выпущено всего лишь 15 автомобилей Benz Patent-Motorwagen.