Газета Заря

Главная Образование Приоритеты образовательной политики Медынского района в контексте общенациональных ориентиров

Приоритеты образовательной политики Медынского района в контексте общенациональных ориентиров

Автор admin

Доклад заведующей отделом образования МР «Медынский район» Е.В.Дударевой на августовском форуме
педагогических работников, который состоится 26 августа.

Деятельность системы образования района в 2021-2022 учебном году была направлена на реализацию национальных проектов «Образование», решение задач повышения качества образования, развития инновационного потенциала школ, внедрения современных технологий воспитания и обучения, создания условий для обеспечения реализации права на образование граждан с ограниченными возможностями здоровья, развития новых форм работы с одаренными детьми.
Главным событием года станет открытие новой школы, строительство которой осуществляется в рамках реализации мероприятий проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Красивое, комфортное здание с большими окнами и просторными коридорами, оснащенное современнейшим оборудованием, встретит наших школьников и учителей. Для обучающихся это будет не только образовательная площадка, но и огромный центр для занятий научно-практической деятельностью, творчеством, спортом. В распоряжении учителей и учеников будут специализированные кабинеты для уроков информатики, музыки, технологии (слесарная, столярная, швейная и кулинарная мастерские), физики, биологии и химии с лабораториями для проведения практических занятий. В каждом классе установлен интерактивный комплекс, оборудованное компьютером и принтером рабочее место учителя. Сформирован просторный информационно-библиотечный центр, где выделены зона для самостоятельной работы, оборудованная компьютерами, зона для проведения лекториев. Все это позволит перевести учебный процесс на современный, практикоориентированный уровень.
В школе есть все необходимое для развития спортивных способностей и достижений: три спортивных зала, два бассейна, большое спортивное ядро, которое включает: стадион, баскетбольную и волейбольную площадки, хоккейную коробку, скейт-парк.
Отдохнуть на перемене можно за игрой в шахматы и шашки, посидеть пообщаться на удобных диванчиках.
Горячее питание медынские школьники будут получать в очень красивой, дизайнерски оформленной столовой.
Современным детям интересно учиться в новых пространствах, оснащенных высокотехнологичным оборудованием. А когда учиться интересно, то и успех достигается проще.
В этом году на базе Романовской школы открывается Центр образования «Точка Роста» естественно-научной и технологической направленностей. Это будет пятый Центр образования, открытый за последние три года в нашем районе.
Для открытия центра образования «Точка роста» в Романовской школе выполнен ремонт учебных кабинетов. Центр образования «Точка роста» станет частью образовательной среды школы, на базе которого будет осуществляться преподавание химии, биологии, физики, а также осуществляться дополнительное образование по программам естественно-научной и технической направленностей, проводиться различные внеклассные мероприятия.
Одним из приоритетных направлений деятельности муниципальной системы образования является приведение существующих зданий образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями. Таким мероприятием традиционно является подготовка образовательных учреждений к началу нового учебного года. Безусловно, это работа не одного дня, а результат совместных усилий коллективов образовательных учреждений и администрации района в части обеспечения комфортных и безопасных условий для всех участников образовательного процесса. В летний период все образовательные организации провели косметические ремонты школьных кабинетов, коридоров. Проделаны необходимые работы по подготовке к отопительному сезону. Большая работа ежегодно проводится по благоустройству пришкольных территорий. Все образовательные организации готовы к началу 2022-2023 учебного года.

Дошкольное образование
В социальной сфере нашего района одно из ключевых мест занимает дошкольное образование. Сеть образовательных организаций, осуществляющих дошкольное образование, представлена семью организациями, из них:
— 4 дошкольные образовательные организации (д/с «Звездочка», д/с «Колокольчик», д/с «Солнышко», д/с «Пчелка»), предоставляющие услуги дошкольного образования в режиме полного дня и группы кратковременного пребывания;
— 3 общеобразовательные организации (МКОУ «Медынская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Кременская средняя общеобразовательная школа» и МКОУ «Передельская средняя общеобразовательная школа»), предоставляющие услуги в режиме неполного (сокращенного) дня и группы кратковременного пребывания.
Общая численность посещающих дошкольные образовательные организации в 2021-2022 учебном году составила 482 ребенка, что несколько ниже по сравнению с предыдущими годами. На протяжении ряда лет 100% нуждающихся обеспечены местами в детских садах.
В дошкольных учреждениях района созданы необходимые условия для гармоничного, разностороннего развития физической, личностной, интеллектуально-познавательной и эмоциональной сфер личности ребенка. Дошкольные организации уделяют большое внимание качеству дошкольного образования, оценке его эффективности, инновационным подходам в обучении и воспитании, созданию системы оздоровительной и коррекционно-развивающей деятельности для детей, проблемам преемственности дошкольного и начального общего образования.
В дошкольных организациях работает 40 педагогов, из которых: с высшей квалификационной категорией – 6 (15%), с первой квалификационной категорией – 13 (38 %).
В 2021/2022 учебном году на базе дошкольных образовательных организаций функционировало 6 инновационных площадок. Приказом Федерального института развития образования детскому саду «Колокольчик», Медынскому Дому творчества и Романовской школе присвоен статус сетевой экспериментальной площадки по теме «Организационно-методическое обеспечение процесса формирования метапредметных результатов обучающихся на уроках предметной области «Математика, физика и информатика». Работа данной инновационной площадки успешно идет уже на протяжении двух лет.
С 2020 г. детский сад «Колокольчик» является инновационной площадкой Национального института качества образования по теме «Развитие качества дошкольного образования.
В текущем учебном году из дошкольного учреждения выпустилась вторая группа детей, обучающихся по программе «Вдохновение».
В 2021 г. детскому саду «Колокольчик» Международной педагогической академией присвоен статус инновационной проектной площадки по реализации инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы». В 2022 г. детскому саду «Колокольчик» Федеральным институтом современного образования АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» присвоен статус инновационной площадки по реализации инновационного проекта «Раскрытие воспитательного потенциала STEM-образования».
В 2021 г. детскому саду «Солнышко» присвоен статус инновационной площадки ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по апробации внедрения рабочей программы воспитания.
Детскому саду «Пчелка» присвоен статус экспериментальной площадки по теме «Апробация дидактического комплекта познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста». Работа данной инновационной площадки успешно идет уже на протяжении двух лет.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения — важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
На протяжении 2021/2022 учебного года педагоги и воспитанники дошкольных образовательных организаций принимали активное участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.

Общее образование
Систему общего образования района представляют 9 общеобразовательных учреждений. В прошедшем учебном году в школах района обучалось 1353 школьника, из них в сельских школах — 385 детей. Деятельность организаций направлена на модернизацию системы общего образования, цель которой — повышение качества и доступности образования.
Итоговый контроль уровня освоения образовательных стандартов и качества учебных достижений обучающихся осуществляется в форме государственной итоговой аттестации.
Объективность процедуры проведения ЕГЭ показала максимальную прозрачность и информационную безопасность: во всех аудиториях пунктов проведения экзамена (ППЭ) велось видеонаблюдение в режиме реального времени – он-лайн, присутствовали общественные наблюдатели, использовался металлоискатель. Апелляций и замечаний по процедуре проведения экзаменов не поступало.
ЕГЭ по русскому языку сдавали 63 выпускника. Средний балл по русскому языку по району составил — 63 (2020/2021 учебный год – 72). Наибольшее количество баллов (91) набрали выпускники Медынской школы Абрамова Виктория, Лапин Евгений, Яковлева Ксения.
Экзамен по математике в текущем году выпускники сдавали на базовом уровне или на профильном. Качество знаний по базовой математике составило – 57,4% (66,7% в прошлом году). Средний балл по математике профильного уровня – 56 (2021 год – 56). Все обучающиеся преодолели минимальный порог и справились с профильным уровнем по математике. Наибольшее количество баллов у выпускницы Медынской школы Протасовой Виктории (76).
Выше, чем в прошлом году, средний бал по предметам по выбору: обществознанию — 60 (56), английскому языку — 78 (72), истории 65 (57), биологии — 54 (48), химии -72 (70).
Аттестат о среднем общем образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении» получили 10 обучающихся Медынской средней школы (Абрамова Виктория, Евтеева Виолетта, Лапин Евгений, Матряшина Ангелина, Мосина Елизавета, Романова Кристина, Сахарова Мария, Селиверстова Диана, Сингатуллин Иван, Яковлева Ксения).
В государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования приняли участие 143 выпускника 9 классов. В общеобразовательных учреждениях района в 9 классах обучалось 143 человека. До экзаменов были допущены все. Качество знаний по русскому языку (ОГЭ) — 43,2% (33,9% в прошлом году). Качество знаний по математике — 16,4 % (31,4% в прошлом году.)
Аттестаты об основном общем образовании с отличием получили 6 учащихся Медынской средней школы (Бричева Виктория, Галкина Ярослава, Галкин Константин, Малахова Ксения, Осипова Ангелина, Пушнова Арина).
Государственная итоговая аттестация показала необходимость перестройки системы подготовки обучающихся к экзаменам, постоянную и конкретную работу с родителями (законными представителями), работу по повышению мотивации обучающихся. Но начинать эту работу нужно с начальных классов. Именно здесь закладываются основы для успешного обучения. Чтобы управлять качеством образования, нужно понимать ситуацию не только на выпуске из образовательной организации, но и видеть, анализировать результаты на протяжении всего периода обучения в школе.
Ключевой фигурой в образовательном процессе является учитель, поэтому политика обеспечения качества образования начинается с формирования учительского корпуса.
Отрадно отметить, что в этом году в школы района пришло 6 молодых педагогов. В Медынскую школу по программе «Земский учитель» переехал из Башкирии учитель физической культуры, который будет проводить уроки плавания и заниматься дополнительным образованием.
Рост профессионализма педагогов и качество образования неразрывно связаны между собой. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников образования в 2021/2022 учебном году планировались в соответствии с изучением потребностей педагогических кадров. Все педагоги района прошли курсовую подготовку в соответствии с ФГОС, в том числе и с ФГОС среднего общего образования. Всего за учебный год повысили свою квалификацию 46 человек.
Одно из средств повышения профессиональной компетентности — конкурсы педагогического мастерства и мероприятия по повышению профессионального уровня педагогических работников.
В муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства «Я в педагогике нашел свое призвание…» приняли участие 6 педагогов. Абсолютным победителем конкурса и победителем в номинации «Учитель года» стал А.С.Власов — учитель физической культуры МКОУ «Адуевская ООШ», лауреатами в номинации «Учитель года» — Богданова Наталья Витальевна, учитель МКОУ «Медынская СОШ» и Ильина Елена Евгеньевна, учитель математики МКОУ «Михеевская ООШ», лауреатом в номинации «Молодой учитель года» стал Жилкин Артем Андреевич, учитель физической культуры МКОУ «Романовская ООШ», участником конкурса в номинации «Молодой учитель» стал учитель русского языка и литературы МКОУ «Кременская СОШ» Кузьмина Вера Николаевна, лауреатом в номинации «Воспитатель года» стала Никишина Зоя Николаевна, воспитатель МКДОУ «Звёздочка». Победители муниципального этапа приняли участие в областном этапе конкурса.
Директор Медынской средней школы Прокшина Рена Клавдиевна стала победителем ежегодного регионального конкурса на присуждение областных премий имени народного учителя РФ Александра Федоровича Иванова.
В международном конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок» победителем стала Н.Г.Мартышева, учитель начальных классов МКОУ «Медынская СОШ».
В областном конкурсе на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2022 г. приняли участие Е.Е.Ильина, учитель математики МКОУ «Михеевская ООШ», и Л.А.Кулюкина, учитель технологии МКОУ «Медынская СОШ».
Важнейшим направлением работы по повышению качества образования является работа с одаренными детьми и их подготовка к участию во всероссийской олимпиаде школьников. В муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам учащимся предоставлялась возможность принять участие в олимпиадах по 21 предмету. Впервые в этом году школьный этап олимпиады по шести предметам — математике, физике, информатике, астрономии, химии и биологии — проводился на платформе Сириус. В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняло участие более 1000 обучающихся. На данном этапе выявлено 656 победителей и призеров (с учетом того, что некоторые ученики принимали участие в олимпиадах по нескольким предметам).
На муниципальный этап олимпиады были допущены обучающиеся 7-11 классов, занявшие призовые места на школьном этапе. Всего в муниципальном этапе участвовало 284 школьника, что на 86 человек меньше, чем в прошлом учебном году. Некоторые из учащихся принимали участие в олимпиадах по нескольким предметам. Результаты муниципального этапа: призеров — 73, из них 52 — обучающиеся Медынской, Романовской и Кременской школ; победителей — 21, из них 20 человек – обучающиеся Медынской школы, 1 –Романовской школы.
В прошедшем учебном году впервые обучающиеся Медынского района принимали участие в региональном (отборочном) этапе российской психолого-педагогической олимпиады школьников им. К.Д. Ушинского. Призёрами олимпиады стали 2 ученицы Медынской школы Дударева Юлия и Коршикова Анна.
Ежегодно наши ребята показывают хорошие результаты на региональном этапе всероссийской олимпиады. 23 победителя и призера муниципального этапа олимпиады приняли участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по 11 предметам. По русскому языку призёром региональной олимпиады стала Сахарова Мария, по литературе Мосина Елизавета, призёром по обществознанию и географии — Щербаков Михаил. Все они — обучающиеся Медынской школы.
Ежегодно в нашем районе проводится муниципальная олимпиада для младших школьников (четвероклассников). Олимпиада проводилась по двум основным предметам — русскому языку и математике, в ней приняли участие 46 школьников. В олимпиаде по математике приняли участие 24 человека, что на 8 человек больше, чем в 2020/21 учебном году. Победителем олимпиады стал Комиссаров Степан, ученик 4 «В» класса МКОУ «Медынская СОШ». Призёрами олимпиады по математике стали 2 обучающихся из Медынской школы (Пучков Константин — 4А, Волков Елисей — 4Б и 1 обучающийся из Передельской школы (Бабыкин Николай).
В олимпиаде по русскому языку приняли участие 24 школьника, это на 6 человек больше, чем в 2020/21 учебном году. По результатам олимпиады выявлен 1 победитель – Комиссаров Степан, ученик 4 «В» класса Медынской школы и 3 призёра – все из Медынской школы (Мамедова Милана — 4В, Гордеева Ангелина — 4В, Калянова Анастасия — 4Б.
Большое внимание в школах района уделяется исследовательской деятельности учащихся. Ежегодно проводятся районные чтения членов научных обществ учащихся. В этом году на чтения было представлено 11 работ из 6 школ района. 3 работы стали победителями, 5 призерами. Жюри отметило высокий уровень представленных работ.
Все работы были направлены для участия на ежегодную областную научно-практическую конференцию «Молодость – науке» памяти А.Л.Чижевского. По результатам региональной конференции Титова Карина (Адуевская ОШ) стала победителем и 3 исследовательских работы Мосиной Елизаветы, Евтеевой Виолетты (Медынская СШ), Кузьминой Ксении (Кременская СШ) призёрами.
Сегодня особое внимание уделено воспитательной стороне образовательного процесса. Наставничество, шефство, сетевое взаимодействие выходят на первый план как формы сопровождения несовершеннолетних и находят свое отражение в мероприятиях национального проекта «Образование».
Воспитательная работа в образовательных учреждениях была направлена на реализацию с 1 сентября 2021 года рабочих программ воспитания и организовывалась в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию, формированию уважительного отношения к символике страны. С конца прошлого учебного года на регулярной основе в начале учебной недели в каждой школе Медынского района проходит торжественная процедура — поднятие флага Российской Федерации и исполнение гимна Российской Федерации.
На регулярной и систематической основе в наших учреждениях выстроена профориентационная работа. В соответствии с комплексным планом внедрения Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся муниципального района на 2021-2025 годы в образовательных организациях района регулярно проводятся различные профориентационные мероприятия, акции, конкурсы. В течение прошлого учебного года в них приняли участие 99,8% обучающихся.
Новый учебный год станет годом важных изменений в целом в организации воспитательной работы, в структуре деятельности классного руководителя. С 1 сентября в Медынской, Кременской, Романовской, Михеевской и Адуевской школах вводится должность советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями. Для введения этой должности в школах района наши педагоги участвовали в программе «Навигаторы детства» и стали победителями — это О.П.Карпова — МКОУ «Медынская СОШ, Н.Н.Поплева — Романовская школа, Н.А.Мокина — Адуевская школа, В.Н.Кузьмина — Кременская школа, Е.Е.Ильина — Михеевская школа.
Красной нитью воспитательного процесса 2022-2023 учебного года становится системное проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном», которые будут проходить во всех школах района с начала учебного года еженедельно. Целью этого проекта является формирование у учеников ценностных установок, таких как созидание, патриотизм, стремление к межнациональному единству, знакомство учеников с общественно-политической жизнью страны и событиями региона, достижениями, связанными с экономическими и научными прорывами.
Важной частью воспитательной работы является организация отдыха и оздоровления детей, которая включает следующие направления работы: обеспечение детей школьного возраста путёвками в загородные и санаторные оздоровительные организации на протяжении всего учебного года, организация летней оздоровительной кампании, включая организацию летних оздоровительных лагерей дневного пребывания детей и малых форм досуга. При организации отдыха особое внимание уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Так, в загородные оздоровительные и профильные лагеря Калужской области за 2021-2022 учебный год было выделено 70 путёвок.
На базе образовательных организаций было организовано 9 летних оздоровительных лагерей дневного пребывания детей, в которых отдохнуло 303 ребёнка, что на 12 детей больше, чем в прошлом году. При формировании списков приоритетным являлось обеспечение путевками детей из социально незащищенных категорий семей: многодетных и неполных, малообеспеченных, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Продолжительность смен составила 21 день. Общий объём финансирования — 1 224 241,20 рублей. Средства были направлены на организацию питания, стоимость одного дня составила 192,4 рубля.
Стало хорошей традицией, что программы школьных лагерей становятся победителями региональных конкурсов. В конкурсе программ и методических кейсов в номинации «Программы лагерей, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время», программа «Сокровища литературы» заняла I место — автор Н.В.Радикова, учитель русского языка и литературы МКОУ «Медынская СОШ», программа «Добрая дорога детства-перезагрузка» заняла II место — автор Е.Н.Яковлева, учитель начального образования МКОУ «Медынская СОШ».
Совместно с ГКУ КО «Центр занятости населения «Медынского района» в летний период организуется временное трудоустройство несовершеннолетних граждан. Так, на базе Медынской и Кременской школ в летний период работали трудовые бригады. Всего было трудоустроено 17 несовершеннолетних. На оплату труда подростков муниципальным бюджетом предусмотрено 200 ,0 тыс. руб.

Дополнительное образование
Объединяющим звеном всех уровней образования является дополнительное образование. Сегодня со стороны государства ему уделяется особое внимание. Наша задача — организовать предоставление качественного и доступного дополнительного образования, ведь оно является неотъемлемой частью процесса воспитания, помогает раскрыть личность ребенка с новой стороны, вне учебного процесса, играет важную роль в процессе профилактики правонарушений и безнадзорности.
В этом году школы и учреждение дополнительного образования «Медынский Дом творчества» активизировали работу по охвату детей программами дополнительного образования. Нам удалось выполнить установленный показатель: доля детей, охваченных дополнительным образованием, составляет 78% от общего количества детей в возрасте от 5 до 17 лет (925 чел.).
В Доме творчества существует и активно развивается 20 объединений по 4 основным направлениям, в которых обучается 194 человека.
Техническое – это «Радиоспорт», «Робототехника», «Медиа-студия», «Технология 2.0».
Социально-гуманитарное — «НВП», «Школа Королевы Геры», «Юнармия», «Дорожная безопасность», «Супермалыш», «Развитие речи», «Занимательная информатика».
Художественное — «Амигуруми», «Айрис фолдинг», «Юный дизайнер», «Магия холодного фарфора», «Радуга красок», «Студия креативной графики ZenArt», «Танцы».
Физкультурно-спортивное — «ОФП», «Шахматы».
Одним из востребованных по-прежнему остается объединение «Радиоспорт». Ребята из объединения участвовали более чем в 80 соревнованиях федерального и международного уровней. За прошедший учебный год 6 воспитанников сдали норматив КМС.
Набирает популярность военно-патриотическое движение «ЮНАРМИЯ» — юнармейский отряд «Салют» Дома творчества. Отряд «Салют» даёт воспитанникам разностороннее дополнительное образование, включающее в себя общую физическую подготовку, начальную военную подготовку (традиционные российские понятия о патриотизме, защите Отечества, мужестве и героизме воинов в борьбе за свободу и независимость своего народа), тактическую, медицинскую, туристическую подготовку и водную греблю. Ребята принимают участие во многих военно-патриотических акциях, конкурсах и занимают призовые места.
Самыми востребованными направлениями дополнительного образования в школах района являются: техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная.

В новом учебном году в сфере образования продолжится работа по реализации национальных проектов «Образование», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по направлениям, обеспечивающим совершенствование образовательной инфраструктуры, повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров системы образования и развитие содержания образования.
С 1 сентября 2022 г. в системе образования планируется активная реализация ряда ключевых решений, которые приняты правительством РФ, министерством Просвещения РФ.
Систему образования ждут кардинальные изменения – вступят в силу новые ФГОСы, появятся новые уроки и новые традиции. Основным принципом новых нормативных документов является «признание особого статуса педагогических работников», «понимание роли педагога как ключевой фигуры для обеспечения качества образования».
Принята новая «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 г.», которая нацелена на развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности.
2023 год объявлен Годом педагога и наставника.
На пороге 1 сентября. Для каждого педагога это один из самых значимых дней в году, когда он снова, а может быть и впервые, встретится со своими учениками и воспитанниками.
Выражаю огромную благодарность всему педагогическому сообществу нашего района за ту большую и самоотверженную работу, которая позволила нам в прошедшем году достичь значимых результатов в развитии и совершенствовании образования. В этом успехе есть частица труда каждого работника образовательной системы.
Поздравляю вас с началом 2022-2023 учебного года. Желаю вам профессиональных достижений, оптимизма, уважения учеников, понимания родителей, пусть ваш благородный труд приносит истинное удовлетворение. Успехов в новом учебном году!
Е.В.Дударева, заведующая отделом образования МР «Медынский район»