Газета Заря

Главная Культура РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ХОЛСТЕ

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ХОЛСТЕ

Автор editor

С октября новым директором Медынского музейно-выставочного центра стала художница Мария Чекмазова – человек достаточно давно известный и в Калужской области, и за ее пределами. Смелые штрихи, яркие контрасты, необычные композиционные решения, социальный подтекст полотен – художественный стиль Чекмазовой узнаваем и нетривиален. Мы побеседовали с Марией о планах по развитию МВЦ, о творчестве и о связи искусства, науки и духовности.

Место, где видно небо

— Мария, вы ведь родились в Москве, но уже долгое время проживаете в Медынском районе. Можете ли уже назвать себя коренной жительницей медового края?
— Конечно. Здесь я живу 14 лет, здесь родилась моя старшая дочь. На мой взгляд, Медынский район идеально подходит для жизни – он маленький, уютный, душевный, здесь можно жить «без беготни». В Медыни можно смотреть в небо, причем даже не фигурально, а буквально! В той же Москве для того, чтобы взглянуть на огромный свободный небосвод, нет ни времени, ни пространства. А еще говорят, что где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Все мои сокровища: мой дом, трое детей, всё тут – в Медыни.
— Когда вы решили заняться искусством?
— С ранних лет воспринимала себя именно как художницу, хотя и была у меня всегда мечта стать ученым. Я ведь училась в аспирантуре на биохимическом факультете и планировала развиваться в науке. Но так сложилось, что сначала я перенесла все свое внимание на семью, а потом уже погрузилась в творчество. Ну а дальше уже – постоянное саморазвитие, учеба у наставников и т.д.
— Помимо творчества вам сразу пришлось заниматься и административными вопросами?
— Я быстро поняла, что нужно совмещать деятельность художника с работой арт-директора, решая организационные моменты. Все это позже через самосовершенствование переросло в социальное проектирование. А эта отрасль сейчас очень бурно развивается. Она требует много разных знаний, при этом дает возможность делать то, что ты сам считаешь важным. Например, организационно-правовая форма моей профессии преобразовалась в некоммерческое автономное общество «Центр творческих инициатив».

Внутреннего света краски

— Художник – это призвание, профессия или хобби?
— Я считаю, что художник — творец в широком понимании этого слова. Пишет ли он красками, ставит балет или сочиняет музыку – это человек, ответственный перед обществом. У него есть определенные социальные задачи, которые он обязан решать. Художник берет всю свою жизнь, кладет ее на холст и несет людям. Это даже не работа, а настоящее служение социуму, сродни деятельности священнослужителей, военных и т.д. Нужно быть благодарным мирозданию, что у тебя есть силы, время, знания и возможность решать эти задачи.
— Вы определяете жанр своих работ как гранж и контемпорари. Расскажите, что включают эти понятия?
— Гранж – разнонаправленный жанр искусства, акцентирующий внимание на внутреннем содержании, а не на внешнем. Гранж – это о духовности среди деструкции. То есть если происходят какие-то разрушительные процессы, мы должны обращаться к внутреннему свету. Также гранж включает в себя специальный инструментарий и визуальное воплощение. Это и определенная цветовая палитра, и использование фактурных красок и необычных материалов-носителей. Контемпорари же – это философия, в которой мы позволяем себе много размышлений и динамики, не ограничивая себя строгими формами. Художники иногда так и говорят о своих работах: «Это мое размышление на такую-то тему; это язык, на котором я хочу говорить, как творец».
Кстати, как художник, я отношусь с большим пониманием к факту, что не все одобряют то, что я пишу. Это нормально, ведь у людей должны быть разные, но искренние эмоции. Любое мнение человека – это его внутреннее состояние. Оно не мое, пока я добровольно его себе не присвою.

Тропа к Третьяковке

– Вы стали директором Медынского МВЦ совсем недавно. Было ли сложно или страшно вступать в новую должность?
— Страшно не было, так как у меня все-таки уже есть опыт подобной организационной и административной работы. Воспринимаю это как поставленную задачу, которую обязательно нужно и можно решить через системный подход. Я сразу приняла решение, что мы будем несколько менять концепцию работы МВЦ: определим несколько важных тем, в направлении которых будем дальше развиваться.
— Какие изменения затронут музейно-выставочный центр?
— В первую очередь, мы уделим больше внимания теме краеведения и свяжем ее с локальной идентичностью. Медынь – один из прекраснейших городов мира, старинный, уютный, со своей потрясающей уникальностью. Вот ее и нужно показать людям — не только гостям города, но и самим себе. Тут важно иметь время на созерцание той красоты, что вокруг нас. Например, остановиться, наклониться, замереть, чтобы увидеть, как пчелка собирает золотую пыльцу, мед. Кстати, один из главных инструментов формирования локальной идентичности, с которым мы будем работать, – взаимодействие с местными художниками.
Другая важная тема для нас – православные традиции и семейные ценности. У нас уже налажено взаимодействие с благочинием. Также мы будем расширять работу с воскресными школами региона, экспонировать их работы. На самом деле, это одно из самых востребованных направлений современного искусства в России. Это общий духовный запрос людей.
— Что насчет молодых художников, тех, кто только решил связать себя с творчеством?
— Будем привлекать к выставкам студентов, учащихся. Именно с таких малых локаций, как наш МВЦ, начинается важный путь к Третьяковке и другим крупным площадкам. По сути, нам выпадает честь открывать двери в искусство молодым, давать дорогу будущим большим художникам. Также мы выделим в музейно-выставочном центре специальное место под мастерскую. Среди медынцев очень популярны разные мастер-классы. Поэтому-то здесь и нужно отдельное пространство, где люди не только смогут себя попробовать в живописи, но и ознакомятся с «внутренней кухней» художника. А еще мы планируем расширять лекционную работу (в виде бесед, игр, детских квестов) и проводить много выездных выставок, в том числе по отдаленным нашим селениям.

Кисть для защитников

— В этом году вы стали одним из номинантов на премию «Человек Z». Чем для вас стала такая номинация?
— С первых дней СВО я поняла, что, по сути, тоже «призвана на фронт», как художник. И я должна отдавать все свои силы этому служению, сосредоточившись на тех, кто сейчас на передовой, должна помогать им, чем могу. Мы с коллегами организовали выставки-ярмарки в Москве, вырученные средства с которых полностью уходили на помощь фронту. Когда была продана первая моя картина на такой ярмарке, я была счастлива от факта, что мне дана возможность таким путем помочь нашим бойцам. Для меня это было сродни чуду: пишешь предмет на холсте, а он вдруг материализуется в нечто осязаемое, что может стать поддержкой твоей Родины. Может быть, ради таких моментов я и стала художником. И я продолжу работать в направлении помощи нашим солдатам, пока это будет необходимо.

Палитра под микроскопом

— Калужская область в целом – регион творческий?
— Калуга достаточно близка к Москве, а потому с выставочной точки зрения похожа на столицу. Однако регион умеет привлекать к себе внимание и любовь. Здесь столько талантливых и самобытных художников-творцов. А какие имена у нас представлены на местных фестивалях! Эти люди на самом деле могли бы покорять мировые площадки.
— А сохранили ли вы интерес к наукам?
— Я до сих пор не оставляю мечту стать ученым, поработать в лаборатории с пробирками, с микроскопами. Уверена, что любому художнику полезно в своей жизни пройти через матанализ, через изучение коллоидной химии и т.д. Когда ты знаешь науку, ты не только зарисовываешь то, что вокруг, но и искренне восхищаешься, насколько многогранен и прекрасен этот мир. Именно из такого восхищения рождается искусство.
— Получается, картина – это сочетание мастерстви кисти и науки?
— А еще душа. Любой холст – это отчасти портрет, это внутренние качества и свойства живописца. Если художник не вложил часть себя в полотно, то зритель это сразу поймет. Каким бы высоким мастерством ты ни обладал, наблюдатель почувствует, если ты в своих работах неискренен. Зрителя обмануть невозможно!
— Спасибо за интересную беседу!

Беседу вел Виталий Рост.
Фото из личного архива Марии Чекмазовой