Газета Заря

Главная Образование Результаты и перспективы развития муниципальной системы образования МР «Медынский район»: новые потребности, равные возможности, личная ответственность, качество для каждого

Результаты и перспективы развития муниципальной системы образования МР «Медынский район»: новые потребности, равные возможности, личная ответственность, качество для каждого

Автор editor

Августовские мероприятия приближают один из самых значимых дней в году – праздник, с которого начинается для каждого следующего поколения дорога в Мир Знаний. Сегодня мы, как и всегда, подведем итоги прошедшего учебного года и обсудим проблемы и перспективы развития системы образования района.
Система образования активно включена в реализацию мероприятий национального проекта «Образование». На сегодняшний день в районе успешно функционирует три Центра образования цифрового и гуманитарного профилей обучения «Точка роста»: в Медынской, Кременской и Передельской средних школах. Появившиеся на базе этих школ центры «Точки Роста» имеют современное учебное оборудование, что позволило реализовать программы технической направленности, в том числе такие как «Робототехника», «Компьютерный дизайн». В этом году на базе Михеевской школы 1 сентября будет открыт Центр образования «Точка Роста» естественно-научного и технологического профилей.
Продолжается создание современной и безопасной цифровой образовательной среды (ЦОС), обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. В рамках проекта ЦОС Романовская и Медынская школа получили современное оборудование: интерактивные панели, ноутбуки, IP камеры.
Создание современной образовательной среды преследует главную цель нацпроекта – повышение качества образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Задача повышения качества образования стоит перед каждой образовательной организацией, начиная с дошкольного уровня образования. Муниципальную систему дошкольного образования представляют:
— 4 дошкольные образовательные организации (д/с «Звездочка», д/с «Колокольчик», д/с «Солнышко», д/с «Пчелка»);
— дошкольные группы на базе Кременской и Передельской средних школ;
— 2 группы кратковременного пребывания детей на базе Медынской средней и Романовской основной школ.
В районе на протяжении нескольких лет нет очереди на получение места в дошкольной организации. Доля детей от 3 до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, составляет 100% от общего числа детей в районе в возрасте от 3 до 7 лет, желающих получать услуги дошкольного образования. Данный показатель также остается стабильным на протяжении ряда лет.
Общее количество детей, получающих услуги дошкольного образования в 2020/2021 учебном году, 464 человека. К сожалению, приходится констатировать, что количество детей, получающих дошкольное образование, снижается.
Детские сады совершенствуют свою инфраструктуру, повышают качество предоставляемых услуг, обновляют методическую базу.
В дошкольном образовании продолжается системная работа на основе федеральных государственных образовательных стандартов: разрабатывается модель внутренней системы оценки качества образования, проводится мониторинг освоения основной образовательной программы, решаются проблемы аттестации и повышения квалификации педагогических кадров, особое внимание уделяется созданию развивающей среды, которая обеспечивает благоприятное эмоционально-психологическое состояние ребенка, формируется система дополнительного образования.
Во всех детских садах созданы условия для полноценного развития детей, но отдельные детские сады надо особо отметить. Не побоюсь назвать флагманом дошкольного образования детский сад «Колокольчик». Детский сад участник 3 федеральных и 1 региональной инновационных площадок, на его базе реализуется аграрный проект «От игрушки до зверушки». В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания методической, консультативной и др. видов помощи родителям (законным представителям), дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения, поддержки всестороннего развития личности детей на базе детского сада «Колокольчик» открыт консультативный пункт, услугами которого активно пользуются родители.
Важным инструментом конкурентоспособности дошкольного образования является содержание образовательного процесса, потому что не «количество», а «качество» образования имеет решающее значение в формировании личности ребенка. В дошкольных учреждениях педагоги выстраивают системную работу, которая заключается не в передаче набора знаний, навыков и умений ребенку, а в приобретении им ключевых компетенций, которые в дальнейшем помогут в качественном овладении школьной программой и социализации.
Одной из главных задач деятельности дошкольных организаций является развитие у педагогов способностей к инновационной деятельности. В прошедшем учебном году два детских сада получили статус инновационных площадок федерального уровня:
— детский сад «Колокольчик» получил статус инновационной проектной площадки Международной педагогической академии дошкольного образования по апробации инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы»;
— детский сад «Солнышко» — инновационной площадки ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по апробации рабочей программы воспитания.
Для профессионального роста педагога немаловажное значение имеет обобщение и распространение своего опыта. Педагоги активно делятся опытом работы на разных площадках, в том числе публикуются в профессиональных журналах. Статья Куманцовой О.Я. «Русские традиции: чаепитие из самовара» была опубликована в журнале «Современное дошкольное образование».
В рамках сетевого взаимодействия с Дзержинским районом на базе детских садов «Колокольчик» и «Пчелка» прошли два практико-ориентированных семинара по реализации программы «Школа королевы Геры».
Педагоги детского сада «Колокольчик» являются участниками и экспертами вебинаров, организованных Международной педагогической академией дошкольного образования.
Заведующие детских садов Сухова В.И. и Куманцова О.Я. — постоянные эксперты по оценке занятий в рамках регионального этапа конкурса профессионального мастерства «Я в педагогике нашел свое призвание…».
Дошкольные организации всегда активно участвуют в мероприятиях как муниципального, так и регионального уровней. Традиционными остаются фестивали детского творчества среди воспитанников дошкольных организаций. В этом году прошли два онлайн-фестиваля «Рождество с Единой Россией» и «Маленькие дети — большие таланты». Данные фестивали приобрели областной уровень: в них приняли участие дошкольные организации г.Калуги, Обнинска и 9 районов области.
Подводя итог развития системы дошкольного образования, необходимо отметить, что дошкольные организации достаточно успешно справляются с поставленными перед ними задачами, проявляя инициативу, добиваются высоких результатов деятельности.
Одним из главных проявлений качества образования являются образовательные результаты, достижение которых — итог совместных усилий ребенка, семьи, педагогов и системы образования в целом. Ежегодно с целью получения объективной информации о состоянии качества образования, для принятия обоснованных управленческих решений проводится мониторинг качества образования. Анализ результатов прошедшего учебного года показал, что процент успеваемости в школах района составил 98,2%, что ниже уровня прошлого года (99,15%). И только в Адуевской школе 100% успеваемость.
Снизился в этом году и показатель качества обучения, процент обучающихся на «4» и «5» составил 48,8% (в прошлом году 52,9%). Самое высокое качество обучения в Медынской, Радюкинской и Романовской школах, самое низкое — в Михеевской школе. Закончили 2020/2021 учебный год на «отлично» 143 человека. И в то же время 51,2% обучающихся – это дети, имеющие отметку «удовлетворительно» по одному, нескольким или даже всем предметам учебного плана. И именно отсутствие системной работы с немотивированными, не очень успешными в обучении детьми дает нам тот процент низких результатов, который приводит большинство наших школ к низким показателям. Образовательным организациям необходимо усилить работу с данной категорией обучающихся.
Главной оценочной процедурой, определяющей уровень качества образования, является государственная итоговая аттестация выпускников.
Результаты ЕГЭ в 2021 г. в районе в целом можно назвать успешными. Аттестат о среднем общем образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении» получили 14 выпускников Медынской школы и 1 обучающаяся Кременской школы, что составляет 18 % от общего количества выпускников. Медалисты подтвердили свои знания высокими балами, полученными на экзамене. Так, впервые за историю сдачи экзамена в форме ЕГЭ 100 баллов по русскому языку получила медалистка Медынской школы, 6 выпускников получили более 90 баллов. Порадовали в этом году результаты и по другим предметам, так выпускники Медынской школы получили 90 баллов на профильной математике, 97 баллов по обществознанию, 96 баллов по истории, 91 балл по английскому языку, более 80 баллов на химии, биологии, информатике.
По выбору предметов традиционно наиболее востребованными в 2021 году стали обществознание, история и математика профильного уровня. Менее востребованными по-прежнему остаются география и литература.
К сожалению, на информатике, математике профильной, английском языке, обществознании и биологии были выпускники, не преодолевшие минимальный порог.
Современным индикатором комфортности образовательной среды является показатель удовлетворенности детей и их родителей (законных представителей) качеством условий образовательной деятельности. Это предмет независимой оценки качества образования, которая проводится во всех регионах. В 2020/2021 учебном году независимая оценка проведена в отношении трех школ — Адуевской, Кременской и Михеевской — и Дома творчества. Все образовательные учреждения получили оценку «отлично».
Перед современной школой стоит основная задача — создания условий для максимального развития способностей каждого ребёнка, выявление творчески одарённых детей и вовлечение их в научно-исследовательскую деятельность. С целью их решения в районе проводятся предметные олимпиады, конкурсы, конференции.
В прошедшем учебном году в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по 20 предметам приняли участие 370 обучающихся, некоторые учащиеся принимали участие в интеллектуальных состязаниях по нескольким дисциплинам. В этом году увеличилось как количество участников предметной олимпиады, так и количество призёров. Всего призеров 170, из которых 42 победителя — это в основном учащиеся МКОУ «Медынская СОШ», 2 школьника из Кременской школы.
В региональном этапе олимпиады наши школьники участвовали по 16 предметам. Хорошие результаты показали учащиеся Медынской школы. На олимпиаде по технологии Кулюкина У. стала победителем. Призерами региональной олимпиады стали: Евтеева В. — по литературе, Яковлева К. — по обществознанию, Щербаков М. — по географии, Домахин Р. — по физкультуре. Стабильно высокий уровень подготовки школьников к олимпиадам из года в год показывает учитель технологии Кулюкина Л. А. Ученицы Медынской школы 3 года подряд становились призерами, а в этом году победителями регионального этапа всероссийской олимпиады по технологии. А также ученики Журбы Е. Н., учителя русского языка и литературы Медынской школы, регулярно занимают призовые места в области по литературе.
В течение учебного года наши ребята принимали участие в творческих и интеллектуальных конкурсах различного уровня. Лауреатами ХVI районных чтений членов научных обществ стали 14 учащихся из Медынской и Романовской школ. Работы лауреатов были направлены на участие в региональных научно-практических конференциях, конкурсах.
В XХVI областных краеведческих чтениях памяти А.Д.Юдина Крык Д. (Адуевская ОШ) занял 2 место.
На XXXI областной научно-практической конференции «Молодость – науке» памяти А.Л.Чижевского победителем стал Крык Д. (Адуевская ОШ), Абрамова В., Селивёрстова Д. (Медынская СШ) — призёры.
Участие педагогов в конкурсе – это один из способов повышения педагогического мастерства. В муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Я в педагогике нашел свое призвание…» абсолютным победителем и победителем в номинации «Учитель года» стала Константинова Н.А., учитель Радюкинской школы. Лауреатом в номинации «Педагог-психолог года» стал Паршин Я.А., педагог-психолог Медынской школы. Лауреатом в номинации «Воспитатель года» — Черкасова Г.М., воспитатель детского сада «Солнышко». Лауреатом в номинации «Учитель года» — Фокина В.Ю., учитель Романовской школы.
В региональном конкурсе «За нравственный подвиг учителя» педагог Романовской школы Еськова Ю.Б. стала победителем.
В ежегодном конкурсном отборе лучших общеобразовательных организаций приняли участие все школы нашего района. Эффективность деятельности общеобразовательных организаций оценивалась по нескольким направлениям: качество обучения, учет внеучебных достижений учащихся, уровень социализации учащихся, создание в общеобразовательной организации условий для сохранения и укрепления здоровья и др. Адуевская, Гусевская, Михеевская, Радюкинская и Романовская основные школы вошли в группу «Кандидаты на лидерство». Медынская и Кременская школы — в группу «Делающие шаги к успеху», Передельская школа вошла в группу «Имеющие потенциал для развития».
Развитие и внедрение инноваций – фактор, влияющий на качество образования. Именно работа Медынской школы по продвижению читательской грамотности как ключевого фактора обучения в рамках федеральной площадки Русской ассоциации чтения позволила добиться результатов в обучении.

Приоритетным направлением деятельности работы образовательной системы является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Во всех школах созданы условия для организации горячего питания детей. С 1 сентября по инициативе Президента РФ все обучающиеся 1-4 классов получают бесплатное горячее питание. Также обеспечены бесплатным питанием льготные категории обучающихся: учащиеся 5-11 классов из малообеспеченных и многодетных малообеспеченных семей.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, имеющие статус учащихся с ограниченными возможностями здоровья, получают бесплатное двухразовое питание.
Учащимся с ограниченными возможностями здоровья, детям–инвалидам, имеющим статус учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому предоставляется бесплатное питание в виде продуктового набора.
В период летней оздоровительной кампании с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе, рекомендаций Роспотребнадзора, органов здравоохранения на базе 8 общеобразовательных организаций в июне работали 9 лагерей с дневным пребыванием детей, в которых отдохнул 291 школьник (21,5% от общего количества детей в возрасте 7-17 лет). Продолжительность работы каждой смены в лагере — 21 рабочий день. Образовательные организации активно использовали свои ресурсы для содержательного отдыха и досуга детей в соответствии с разработанными программами, а также сотрудничали с Музейно-выставочным центром, Домом культуры и библиотеками, Домом творчества и детско-юношеской спортивной школой.
В летний период 35 учащихся отдохнули в загородных лагерях области.
Важной составляющей образовательного пространства района является дополнительное образование детей, сочетающее в себе функции воспитания, обучения, социализации, поддержки и развития талантливых и одаренных детей. Школы и учреждения дополнительного образования активизируют работу по охвату детей дополнительным образованием, но пока мы не выполняем установленных показателей. С учетом возрастающего интереса детей к современным достижениям в области компьютерных технологий в центре внимания находится работа по развитию технического творчества, в том числе робототехники. Эти объединения особенно популярны у современных детей. В Доме творчества кружок «Робототехника» открылся с 1 сентября, и уже есть результаты — дети собирают свои модели роботов с заданными функциями.
Одним из основных механизмов достижения качества образования является создание современной инфраструктуры в образовательных организациях.
В Медыни полным ходом идет строительство новой современной школы на 1000 мест, в которой будут созданы комфортные условия для обучения и воспитания обучающихся, ориентированные на раскрытие их интеллектуального, творческого и физического потенциала. В школе будут функционировать наполненные современным оборудованием учебные классы, специализированные кабинеты физики, химии, биологии с лабораториями для практических занятий, три спортивных зала, два бассейна, просторный актовый зал, библиотека с медиатекой и читальным залом, современная школьная столовая, киностудия, кабинеты робототехники. С 1 сентября 2022 г. школа откроет двери своим ученикам.
При подготовке образовательных учреждений к новому учебному году из муниципального бюджета выделено около 4,5 млн. рублей, которые направлены на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, обеспечение безопасности и на ремонты школьных помещений.
Для открытия центра образования «Точка роста» в Михеевской школе проведены большие ремонтные работы в двух помещениях школы.
В д/с «Солнышко» отремонтирован фасад здания. Все учреждения провели необходимые косметические ремонты помещений.
В этом году особое внимание уделялось выполнению мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений, а именно установке во всех образовательных организациях систем оповещения и управления эвакуацией.
Проведены мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности: замена автоматической пожарной сигнализации (АПС), пропитка кровли, замер сопротивления проводки, заправка огнетушителей и т.д.
Результатом проведенной работы стала приемка всех образовательных организаций комиссией по приемке к новому учебному году без замечаний.
Какие новшества нас ждут в этом учебном году?
С 1 сентября 2020 года вступили в силу поправки в Закон об образовании в части вопросов воспитания обучающихся. Впервые понятие «воспитание» закреплено законодательно. Согласно документу воспитательная работа станет одной из составных частей образовательной программы. Образовательные организации, взяв за основу содержание примерной программы, разработали программы воспитания, приемлемые для своей школы, основанные на школьных традициях. Этот документ задает новую стратегию воспитательной деятельности на длительную перспективу и порождает новую реальность. Безусловно, программа не является инструментом воспитания: ребенка воспитывает не документ, а педагог – своими действиями, словами, отношением. Педагогические коллективы сталкиваются сегодня с необходимостью не просто пересматривать сложившуюся у них годами систему работы, но и самостоятельно находить пути практической реализации новых требований
Сегодня задача воспитания — дать первичный и успешный опыт жизни. Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в школе является освоение педагогами, классными руководителями продуктивных педагогических идей. Использование воспитательных технологий позволит наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием и обогатить профессиональное сознание классного руководителя.
С нового учебного года все образовательные организации будут иметь возможность пользоваться новой информационно-коммуникационной платформой «Сферум». Она даст педагогам широкий набор инструментов для общения с учениками, родителями и проведения уроков. В случае необходимости учителя смогут организовывать онлайн-уроки для всего класса или подключать к занятиям отдельных учеников. Создавать чаты, в которых можно будет делиться необходимыми учебными материалами или просто общаться. Делать закрытые онлайн-группы для школ, что упростит коммуникацию между руководством, педагогами, учащимися и их родителями. Появится возможность проводить масштабные онлайн-мероприятия, к которым одновременно смогут подключаться более тысячи человек.
Подводя итог, хочу подчеркнуть, что основным посылом национального проекта «Образование» является всестороннее развитие человеческого капитала как системообразующего элемента новой экономики.
Ключевую роль в этом процессе будут играть цифровые технологии, проектный подход, сетевое взаимодействие. И чтобы наши дети могли реализовать себя в этой жизни, мы должны научить их работать в команде, стремиться к саморазвитию, творчеству, взаимному обучению и образованию по личной траектории.
Дорогие коллеги! Совсем скоро начнется новый учебный год!
Я поздравляю вас с этим замечательным событием! Желаю, чтобы ваши проекты и планы воплотились в жизнь, чтобы новые технологии облегчили ваш ударный труд. Творческих достижений и радости от полученных результатов! Берегите себя, вы очень нужны образованию Медынского района! Успехов и заслуженного признания вам в новом учебном году!
Желаю успехов в учебе нашим воспитанникам, здоровья, счастья и благополучия всем. С наступающим новым учебным годом!
С Днём знаний!

Е.В.Дударева, заведующая
отделом образования
МР «Медынский район»