Газета Заря

Главная Образование Учитель с большой буквы

Учитель с большой буквы

Автор admin

Учитель – одна из самых главных профессий на земле. Замечательные строки об учителях написали поэты А.Дементьев и Р.Рождественский, М.Цветаева и А.Ахматова, В.Тушнова и Ю.Ким… Запоминающиеся образы наставников нарисовали в прозе В.Распутин, В.Астафьев, Г.Щербакова, В.Каверин, Ф.Искандер.

Учитель… Какие эпитеты мы можем подобрать к этому слову? Разные: и возвышенные, и, может, даже не очень приятные. Всё зависит от того, какие учителя встретились нам на нашем жизненном пути. Счастлив тот человек, у которого был настоящий учитель, учитель – мастер, учитель – наставник.
Мне повезло. У меня такой учитель есть – это Шманкевич Наталья Юльевна. Педагог в пятом поколении, воспитанию и образованию детей она посвятила тридцать восемь лет. Своим главным учителем она считает свою маму, Татьяну Дмитриевну Муретову, коренную ленинградку, в своё время окончившую Ленинградский историко-лингвистический институт и работавшую в Эрмитаже. По обстоятельствам «кировского дела» в 1934 году её вместе с мужем выслали в Среднюю Азию, где и родились Наталья и два её брата. Всю оставшуюся жизнь Татьяна Дмитриевна Муретова проработала в школе. Именно мама была для Натальи Юльевны примером в восприятии мира, уровня знаний, культуры, воспитала в ней ответственность, пунктуальность, постоянную потребность учиться.
Следуя примеру мамы, Наталья Юльевна тоже поехала получать высшее образование в Ленинград. В Ленинградском университете у неё преподавали учёные с мировым именем, ставшие авторами многих школьных учебников: Г.П.Макогоненко, Е.М.Наумов, Г.А.Бялый, П.Н.Берков, В.Я.Пропп. Потом всю жизнь она училась у своих коллег – учителей Медынской средней школы.
Стройная, всегда подтянутая, интеллигентная, красивая, она была (и остаётся сейчас) для многих её учеников идеалом. Широта её кругозора, энциклопедические знания поражали и поражают до сих пор. Мнение учителя для нас было свято, похвала приятна. Её голос, который она никогда не повышала, приятно радовал слух, нам было интересно слушать каждое её слово. Уроки Натальи Юльевны её ученики помнят до сих пор: насыщенные интересной информацией, чётко спланированные, с правильно подобранными методами обучения, эмоционально воздействующие – в общем, современные, если их оценивать с позиций сегодняшнего дня. На уроках русского языка обязательно использовались схемы, таблицы – так проще и быстрее запоминается любое трудное правило. Уроки литературы всегда разные, интересные, нестандартные.
Наталья Юльевна прекрасно знала свой предмет и пыталась заинтересовать нас в изучении языка, привить любовь к чтению. Она часто дарила своим ученикам книги (у меня до сих пор хранятся книги с дарственными надписями). Её домашняя библиотека всегда была в нашем распоряжении. Я помню, как учительница познакомила нас с М.Булгаковым, принесла роман «Мастер и Маргарита», набранный на машинке (его тогда невозможно было купить), и мы читали по очереди, а потом делились впечатлениями. Наталья Юльевна учила нас размышлять над прочитанным, прививала внимание к слову, учила не бояться «чистого листа». Она развивала нас как личности, воспитывала нашу нравственность.
Наталья Юльевна была и нашим классным руководителем с 5 по 10 класс. Вспоминаются поездки в Москву в театр, походы с ночёвкой, беседы у костра, комсомольские собрания, классные часы, обсуждения характеристик, которые мы писали друг на друга. Часто мы приходили в гости к своей учительнице (стараемся навещать и сейчас, но, к сожалению, нечасто).
Н.Ю.Шманкевич давно ушла на заслуженный отдых, но продолжает следить за тем, чем живёт и дышит школа. Звонит, интересуется школьными делами, радуется, когда её ученики добиваются успехов. Наталья Юльевна пронесла любовь к книге через всю жизнь и до сих пор является одним из самых активных читателей Медынской городской библиотеки. Она старается следить за всеми новинками художественной и публицистической литературы, много книг покупает сама — её домашняя библиотека открыта для всех друзей и знакомых.
Наталья Юльевна считает себя очень счастливой, потому что «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Войну и мир» перечитала несколько раз — с каждым выпуском заново. Краткое изложение художественного произведения не принимает, считая, что таким образом детей лишают знакомства с настоящей литературой. В кратких вариантах не раскрываются во всей полноте характеры героев, вся прелесть языка.
Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель живёт в мыслях и поступках людей, в учениках. Пять человек из нашего выпуска стали учителями, трое из них – учителями русского языка и литературы (я в их числе). Но самое главное – мы стали личностями, состоявшимися людьми, и в этом несомненная заслуга нашего учителя. Тридцать пять лет назад я вернулась в свою родную Медынскую школу уже в другом качестве – в качестве учителя русского языка и литературы. Моим главным наставником, конечно же, стала моя любимая учительница. Она посещала мои уроки, подсказывала, давала советы, поддерживала. Я продолжала учиться у неё, посещая её уроки.
Я благодарна судьбе за то, что на моем пути встретился такой человек высокой культуры, мастер своего дела, Заслуженный учитель, Учитель с большой буквы.
Журба Елена Николаевна,
учитель русского языка
и литературы
Медынской школы