Школа… Еще пару десятилетий назад она ассоциировалась с учительской указкой и исписанной мелом доской, с вывешенным в холле расписанием уроков, составленным строгим завучем и нарушаемым исключительно в редких случаях. Сегодня школа другая: сюда пришли новые технологии и новые методы обучения, жизнь здесь настолько динамична, что даже во время перемен педагоги и ученики продолжают взаимодействовать, обсуждая планы исследовательских проектов, сценарии тематических мероприятий и детали участия в различных акциях. Работать в таком ритме отнюдь не просто, и способен на это только человек, искренне любящий свою профессию и детей. Именно к таким педагогам относится учитель начальных классов Романовской основной школы Надежда Николаевна Поплева.
Профессия учителя – по наследству
Надежда родилась и выросла в семье учителей, а потому другой профессии для себя просто не представляла. В добрых воспоминаниях ее детства остался сосредоточенный взгляд мамы, Валентины Федоровны, когда она дома своим быстрым почерком заполняла планы. Мама была учителем начальных классов с огромным педагогическим стажем. Отец, Николай Степанович, очень талантливый и разносторонне развитый человек — тоже учитель, которого уважали и любили все его ученики.
А если сложить годы работы всех членов педагогической династии, то получится без малого 800 лет! Основательницей династии стала бабушка Надежды — Александра Александровна Кидяева. Начала она педагогическую деятельность в 1924 году и всю свою жизнь проработала учителем начальных классов в Дракинской средней школе Торбеевского района Республики Мордовия. У неё не было своих детей, она не выходила замуж. Свою жизнь Александра Александровна полностью посвятила учительству и выпустила в жизнь огромное количество учеников.
Есть в профессиональной династии учителя математики, физики, иностранного языка, химии, русского языка и даже профессор. Но самое главное, что отличает этих людей – это преданность своему делу, которую они передают по наследству своим детям из поколения в поколение.
Примером для подражания для Надежды были и ее школьные учителя: ей они представлялись всезнающими людьми, которые могут ответить на любой вопрос, и ей хотелось научиться держаться так же уверенно, непринужденно и достойно. Но когда после окончания института начала работать сама, поняла, что главное в этой профессии – быть самой собой. Дети, особенно в начальной школе, очень быстро улавливают фальш и доверяют только человеку, относящемуся к ним с пониманием и искренней заботой. Учитель для бывших дошколят – вторая мама.
В ногу со временем
С первых дней в школе Надежда Николаевна старалась выбрать свой стиль преподавания, который позволит создать на уроке атмосферу поиска и успеха. Очень хорошо она помнит свой зачетный урок по первой педагогической практике, которую проходила в школе №9 города Саранска. На открытом занятии присутствовало много опытных учителей, и она, конечно же, волновалась. Но все прошло хорошо. Это был урок-диспут на экологическую тему. Она предложила ребятам порассуждать над картиной знаменитого французского художника XVIII века Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» Полотно, которое до сих пор вызывает массу разночтений и споров, — и шестой класс… Но разговор получился, шестиклассники не боялись высказывать свою точку зрения, и ей поставили зачетную «пятерку». Еще тогда, будучи студенткой, для себя она поняла: чтобы урок получился, надо сделать так, чтобы детям на нем было интересно. Если сказанное учителем ребенка эмоционально не затронуло, то он ничего из занятия не вынесет.
И современный урок – это прежде всего проблемный урок. На занятиях Надежды Николаевны даже самый застенчивый и неуверенный в себе ученик не боится высказывать свое мнение – всех она готова внимательно выслушать. «Когда я наблюдаю, как мои малыши рассуждают над прочитанным, как они — пускай пока совсем по-детски — дают характеристику поступков героев, я получаю массу положительных эмоций и энергии», – говорит учитель об уроках литературы.
«Не ошибается тот, кто ничего не делает!» — в классе часто звучит эта пословица. Одних она заставляет задуматься, работает ли он на уроке или отсиживается, а другим придает уверенность в том, что, если он и допустил ошибку, это не страшно, гораздо страшнее бездействие. К каждому своему ученику педагог относится, как к своему ребенку — требовательно, но с добром. Она убеждена: любой ученик должен иметь успех, ведь маленький успех в школе порождает большой успех в жизни, а неудача не является стимулом для развития.
Волшебное слово «вместе»!
Дать ребенку знания — непросто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием Человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к Родине. С 2022 года Надежда Николаевна Поплева, одна из первых в Медынском районе, начала работу как советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими объединениями. Под её руководством в школе открылось первичное отделение детей и молодёжи «Движение Первых», прошло посвящение учащихся начальных классов в «Орлята России». Благодаря помощи и поддержке советника ученики принимают активное участие во многих конкурсах и акциях. Только в прошлом учебном году педагогическим коллективом проведено 175 различных мероприятий. Романовская школа все чаще заявляет о себе, занимая призовые места в конкурсах районного, регионального и всероссийского уровней.
С особым трепетом Надежда Николаевна рассказывает о работе школьного телевидения, созданного по ее инициативе и действующего под ее руководством. В выпусках «Школьного объектива» ребята делятся новостями, рассказывают об успехах учеников, о любимых учителях. Кроме того, в школе проводится кинофестиваль: короткометражные фильмы, созданные под кураторством Надежды Николаевны, известны далеко за пределами нашего района.
Главная задача советника, по мнению Н.Н.Поплевой, через взаимодействие с детьми помочь, по возможности, каждому ребёнку реализоваться в каком-то проекте, творчестве, в общественно-полезном деле. Если уже в школьном возрасте он почувствует себя полноценной личностью, то ему будет легче социализироваться во взрослой жизни.
Счастье – это когда тебя понимают
Надежда Поплева — не только учитель, но и счастливая мама троих детей, Ивана, Алексея и Василисы. На вопрос, какие качества стремится в них воспитать, она отвечает: «Те же, что мои родители старались заложить во мне. Это трудолюбие, честность, доброта, уважение к старшим. А еще я их учу быть самостоятельными и не бояться трудностей. Уверена: любые проблемы решаемы, если приложить старание и терпение.» К сожалению, из-за напряженного графика работы учителя (а он продолжает работать и дома!) не всегда есть возможность уделить близким достаточно внимания, но родные относятся к этому с пониманием. Когда появляется свободное время, Поплевы любят собраться вместе за семейным столом и побеседовать на разные темы. Иногда их «заносит» очень далеко — от исторических тем до популярной музыки. А если случаются какие-либо семейные торжества, то все получают огромное удовольствие от совместного пения под гитару. Незыблемая традиция семьи — на летних каникулах навестить бабушку и дедушку, для Поплевых такой отдых лучше всякого заграничного курорта.
Еще одна составляющая счастья – это коллектив, в котором все друг друга понимают и поддерживают. По словам Надежды Николаевны, в Романовской основной школе царит атмосфера творческого поиска и уважения друг к другу, а потому каждое утро она открывает ее двери с радостью – здесь для нее второй дом. В канун праздника она желает своим коллегам и всем учителям района быть максимально честными с собой и с детьми. Если учительская работа выполняется честно — она всегда приносит хороший результат. Ну и, конечно же, здоровья, благополучия в семьях, мирного неба над головой.
Елена Шкумат