Уже несколько месяцев Адуевским сельским фельдшерско-акушерским пунктом заведует Дарья Александровна Шитикова. Несмотря на то, что общий профессиональный стаж молодого специалиста, приехавшего к нам из Мещовска, пока еще не такой большой, Шитикова уже успела поработать на скорой помощи, принимала активное участие в искоренении ковида в регионе и побывала в качестве волонтера в зоне СВО. В преддверии Дня медицинского работника мы побеседовали с Дарьей о том, каким же должен быть современный специалист, связанный клятвой Гиппократа.
Латынь вместо баскетбола
– Дарья, когда вы решили посвятить себя медицине?
– На самом деле, в детстве я планировала пойти в спорт – продолжить семейную династию баскетболистов. Восемь лет своей жизни я посвятила этой игре, входила в состав сборной района, когда была еще школьницей. После окончания школы в Мещовске даже успела подать заявление в Смоленскую госакадемию физкультуры. Но судьба распорядилась иначе: мои бабушка и дедушка, Валентина Ивановна и Юрий Иванович, убедили меня попробовать себя именно в медицинской сфере. Бабушка всегда говорила, что видит мою доброту, стремление помогать людям и работать с ними. Так я поступила на учебу в Калужский базовый медицинский колледж и стала первым медиком в своей семье спортсменов и учителей.
– Трудно ли было осваивать азы профессии?
– На втором курсе, когда начались профильные предметы, я уже сама абсолютно прониклась этой профессией – сложной, но такой важной. С тех пор ни дня не пожалела, что пришла в медицину. Позже я проходила практику в бригаде скорой помощи в Мещовской центральной больнице. Я очень благодарна моему наставнику, фельдшеру Борису Михайловичу Ильину, специалисту с большой буквы, который ни на минуту меня не бросал, всегда во всем помогал. Кроме того, водитель нашей команды, Игорь Филин, тоже всегда был хорошей опорой и поддержкой. Работала я наравне со «старшими», всегда была уверена в их помощи; от них я перенимала не только профессионализм, но и какие-то житейские мудрости. Через три года я пришла в скорую помощь уже как дипломированный специалист. Почти шесть лет я проработала там, а по совместительству трудилась медсестрой в Мещовской школе-интернате для детей с нарушениями зрения.
– А на селе у вас прежде был опыт работы?
– Да, так сложилось, что из Мещовска я переехала в Бабынинский район, где стала фельдшером в сельском Акуловском ФАПе. Там я работала год, набиралась опыта. Правду говорят, что фельдшер на селе – это и врач широкого профиля, и участковый, и нянька, и друг. Поначалу местные жители ко мне присматривались, относились настороженно, как к новому человеку. А в итоге мы так со многими сдружились, что до сих пор хорошо общаемся.
Медового края просторы
– А как судьба связала вас с Медынью?
– Корни одной из моих бабушек из Медынского района. Я даже знаю, что с моим дедом она познакомилась в кафе «Пчелка». Давно была наслышана об этом уютном благодатном крае, а потому было интересно, как живет Медынь сейчас. А может быть и корни звали меня сюда. Мы приехали в Медынь вместе с моим коллегой Виктором Андреевичем, обратились к главврачу районной больницы П.Н.Андрееву и поняли, что район действительно заинтересован в молодых специалистах – настолько тепло и радушно нас тут встретили. Николай Васильевич Козлов сказал, что «медики не должны думать, где им жить и что надеть, они должны думать о населении, как помочь». Мне очень понравился такой подход, я убедилась, что тут действительно есть простор для развития и работы, при этом с прекрасной поддержкой. Хочу также выразить благодарность сельской администрации Адуева: ее сотрудники помогают мне ежедневно добираться из Медыни в Адуево и обратно, довозят, если надо добраться до других поселений, всегда и во всем помогают и поддерживают.
– Что сейчас входит в сферу обслуживания Адуевского ФАПа?
– Наш ФАП обслуживает четыре деревни. Я ежедневно провожу обход поселений, чтобы посетить одиноких и пожилых людей, либо страдающих хроническими заболеваниями, проконтролировать их состояние, напоминаю о выполнении моих назначений. В самом фельдшерско-акушерском пункте сейчас много возможностей, чтобы проверить свое здоровье или обратиться за экстренной помощью. Тут можно пройти вакцинацию, сделать нужные инъекции, сдать анализы, провести ЭКГ. Здесь есть гинекологическое кресло. Кроме того, в ФАПе оборудован кабинет здорового ребенка для профилактического осмотра. Я помогу записаться к специалисту-врачу узкого профиля либо сама могу проследить динамику заболевания человека. Еще на базе пункта можно пройти диспансеризацию. Я считаю это действительно важным, ведь диспансеризация реально помогает выявить опасные болезни (сахарный диабет, аритмию и т.д.).
Там, где горят рассветы
– Я знаю, что, когда начался ковид, вы сами вызвались помогать региону справляться с инфекцией.
– Моя вторая бабушка, Любовь Егоровна, всегда рассказывала мне, что такое справедливость, как поступать по совести. Она же приучила меня к мысли, что нельзя оставаться в стороне и проявлять равнодушие. Именно с этой точкой зрения весной 2020 года, в первую волну пандемии, я пошла работать в Калужскую клиническую больницу №2 «Сосновая роща». Дежурила в «красной зоне», помогала коллегам, полгода дома не была. Когда меня спрашивали, зачем мне все эти сложности и опасности, я отвечала: я медик, это моя работа; там, в реанимации, люди борются за свою жизнь, а медицинских сотрудников не хватает. Я просто обязана помочь!
– По этой же причине вы оказались в зоне специальной военной операции?
– Мне долгое время не давала покоя мысль, могу ли я быть полезной там, на СВО. Кроме того, я общалась со знакомыми ребятами, которые уже сражались. В итоге, в 2023 году в качестве волонтера я отправилась в Луганскую Народную Республику (хотя мама моя, конечно, была против). Люди, которые увидели меня впервые там на пункте, так поразились моей серьезности, что до сих пор шутят: «Дарьюшка, у нас тут до сих пор солнце не светит, с тех пор как ты тогда зашла в помещение». Я со всеми сдружилась и сразу же окунулась в реалии военного времени. Первые «прилеты» – громко, страшно, этот звук уже никогда не забуду. Первое время я ощущала себя, будто бы в другой мир попала. Вспоминаю эти разрушенные здания, города в руинах, этих солдат, в чьих глазах сила и мудрость не по годам. А как меня поразили местные: дети без настоящего детства, их родители, верящие в правду и пытающиеся выжить всеми силами, покалеченные животные на улицах… Там никто никогда не говорит, что устал, там всегда живут в ожидании, там грустят или радуются всегда, будто в последний раз.
– Что поменялось в вашей жизни после той поездки?
– Там я пробыла около двух месяцев, но и этого хватило, чтобы я кардинально переоценила мою жизнь, расставила ориентиры. Побывав там, четко понимаешь, что все твои прежние проблемы – это и не проблемы вовсе. Я стала более спокойной, перестала принимать к сердцу какие-то несущественные жизненные ситуации и моменты. Ведь если я жива, руки-ноги на месте, могу спокойно выйти на улицу, если стены моего дома целы, а рядом ничего не «бахает» постоянно – это уже счастье. Я никогда не жалела, что побывала в зоне СВО. До сих пор вспоминаю, какие там были рассветы – я таких нигде и никогда больше не видела. Вероятно, это связано с восприятием ситуации и обстановки. Рассветы яркие и настолько красивые, что это давало глоток энергии – вставать, что-то делать, жить!
Оставить волнение за порогом
– Какой, по-вашему, он – грамотный современный медицинский работник?
– Современный медик прежде всего всегда находится в процессе самообучения, в постоянном поиске и фильтрации получаемой информации. Специалист должен уметь отключать эмоции на работе, но правильно их анализировать позже. Также он просто обязан уметь наладить общий язык с каждым, искать пути подхода к человеку вне зависимости от его статуса, социального положения и т.д. Пациент в первую очередь – это человек, кому мы обязаны помочь!
– А чем плохи эмоции в работе?
– Порой они могут привести к профессиональным ошибкам. Конечно, мы тоже люди и тоже подвержены спонтанным чувствам. Самое опасное из них – паника; она парализует работу, затуманивает. А ведь медработник – ориентир для людей, ему ни в коем случае нельзя показывать свое волнение окружающим, особенно пациентам. Вообще, в нашей работе неприемлемо проявление отрицательных эмоций. Даже если ты устал, зол, нервничаешь – все это надо отключать, оставлять за порогом. А вот сочувствие, милосердие, внимательность и такт – это самые главные помощники в нашем труде.
– То есть медработник обязан обладать хорошей психологической подготовкой?
– Без сомнения. Даже если изначально ты не имеешь представления о психологии людей, со временем начинаешь сам разбираться: кто нервничает, кто нуждается в поддержке, кому и что надо сказать. Иногда даже просто хорошая беседа и слова ободрения очень воодушевляют и вдохновляют пациента. Людям в современном мире глобальной цифровизации порой не хватает простого человеческого общения. Я всегда говорю пациентам: чтобы моя работа была эффективна, вы должны мне помогать, а именно: не молчать, не бояться. Всегда нужно налаживать контакт, ведь если человек не доверяет медику, то пользы от такого лечения не будет.
Знания – двигатель прогресса
– Изменила ли ваша профессия вас как личность?
– Сейчас, по прошествии достаточного времени, я, наверное, чувствую себя гораздо увереннее. Продолжаю самосовершенствоваться и самообучаться. В настоящее время, к примеру, я преподаю дисциплину «Терапия» в Калужском медколледже (езжу несколько раз в неделю, когда есть группа). Я делюсь знаниями со студентами, но и сама с ними как бы учусь. Параллельно с этим получаю высшее юридическое образование: сегодня так важно знать законы и уметь защитить себя. Также я постоянно на связи с коллегами – спросить, уточнить, что-то новое узнать, в том числе по узким специальностям. Считаю очень важным всегда прислушиваться к мнению старших коллег: они, как правило, благодаря своему опыту зрят в корень.
– Работа в медицинской сфере непроста, в том числе и морально. Как вы справляетесь с «выгоранием» на работе?
– Интересно, что тут у меня появилось время на себя, на свои хобби. Это и помогает отвлечься душой и разумом. Тут, в Медыни, я вспомнила, что есть книги, которые я давно хотела прочитать. Вообще, я люблю активный отдых: обожаю плавать, пробовала себя в разных видах спорта, до сих пор интересуюсь конной ездой. А еще мне нравится путешествовать. Я посетила много интересных мест нашей страны: Калининград, юг России, весь Крым, горный Кавказ, где осталась часть моего сердца.
– Что для вас самое главное в вашей работе?
– Для меня самая главная награда, когда люди благодарят меня, благодарят искренне и честно. Когда ты видишь, что всё не зря, что твоя работа действительно нужна и важна. Человек даже может и не говорить «Спасибо», но, когда я вижу, что он уходит от меня совсем в другом настроении, это уже большой плюс и радость. Значит, я не зря прожила этот день, смогла оказать кому-то помощь, принести и сохранить что-то хорошее и важное в этом мире.
Виталий Рост. Фото из архива Д.А.Шитиковой