Газета Заря

Главная Общество Медынский аэродром. Из истории 1-го Московского городского аэроклуба РОСТО

Медынский аэродром. Из истории 1-го Московского городского аэроклуба РОСТО

Автор editor

В Медынском филиале музея истории УМВД России по Калужской области имеется экспозиция, посвященная авиации и космонавтике, в которой размещены редкие экспонаты. Среди них — летный шлемофон дважды Героя Советского Союза космонавта Валерия Федоровича Быковского. Космонавт первого «гагаринского набора» №5. Совершил три космических полета. Когда учился в средней школе Москвы, одновременно окончил Московский аэроклуб (50-е годы). Летную практику проходил в Медыни. Летный шлем Быковского подарен музею командиром спортивного авиоотряда летчиком-инструктором Юрием Дмитриевичем Арбининым, который лично знал Валерия Павловича.

 

Вся жизнь Романа Физрахмановича Старкова связана с авиацией. Небом Старков заболел еще в детстве, когда, как и все мальчишки, засматривался на самолеты в голубой вышине. Благо рядом с его родной деревней Адуево Медынского района базировалась авиационная часть. Мечта стать военным летчиком стала осуществляться, когда Роман стал заниматься в аэроклубе. Среднюю школу Старков окончил в Москве. Потом с «красным дипломом» — высшее военно-морское минно-торпедное авиационное училище. Дальнейшую службу Роман Физрахманович проходил в авиации Балтийского флота. На 25 лет привычной декорацией во время полетов на «Яках», «Илах», «Туполевых» стали для него свинцовые волны Балтики.

Сегодня я расскажу о Первом Московском городском аэроклубе РОСТО (ДОСААФ), основная база которого находилась в Медыни. МГАК ДОСААФ России, ранее Московский городской объединенный аэроклуб (МГОАК) РОСТО, является правопреемником третьего Московского городского аэроклуба ДОСААФ ССР. Создан наряду с другими аэроклубами Московкого городского комитета ДОСААФ СССР Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 6 апреля 1947 года.
Сначала в Медыни готовили самолетчиков и планеристов. С 1972 года — самолетчиков и вертолетчиков, а затем, вплоть до прекращения его существования (2000–е годы), – только вертолетчиков. Аэроклуб являлся одним из ведущих вертолетных клубов России. Здесь готовили спортсменов высочайшей квалификации и курсантов для училищ ВВС, а также велось обучение иностранных граждан-любителей.
В Медыни обучались летному делу дважды Герой Советского Союза Валерий Федорович Быковский, дважды Герой Советского Союза Светлана Евгеньевна Савицкая, а также многие чемпионы мира. В частности, обучалась летному мастерству будущий советский военный летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР, 102-кратный рекордсмен мира, полковник, инженер, доктор технических наук, профессор, член союза писателей России Попович (Васильева Марина Лаврентьевна).
Как рассказывают ветераны аэроклуба, летному делу на нашем аэродроме обучался внук Н.С. Хрущева — Юрий Хрущев. Парень оказался способный и не робкого десятка. Научился летать не только на винтомоторных, но и на реактивных самолетах.
В 90-е годы в Медыни учились летному делу французы, финны, арабы, американцы, непальцы и представители других стран.
С 1982 года аэроклубом руководил полковник в отставке Роман Физрахманович Старков. Старков и сам не упускал случая подняться в небо: в совершенстве овладел вертолетом Ми-2 и обучал летному мастерству курсантов.
За заслуги в военно-патриотическом воспитании молодежи, успешную подготовку летного состава для службы в Вооруженных Силах, а также учитывая предыдущую службу в морской авиации, Указом Президента РФ от 27 января 1997 года полковнику авиации Роману Физрахмановичу Старкову присвоено почетное звание «Заслуженный пилот Российской Федерации». По просьбе руководства отдела внутренних дел Медынского района Калужской области в указанный период при технической поддержке, с использованием авиационной техники Первого Московского аэроклуба РОСТО выполнялись оперативные мероприятия по розыску угнанного автотранспорта, лиц, пропавших без вести, лиц скрывающихся от следствия и суда. Осуществлялась охрана детского спортивно-оздоровительного лагеря «Авиатор». В весеннюю распутицу неоднократно вертолетами аэроклуба доставлялась опергруппа отдела в отдаленные участки района на места происшествий. А в июле 2000 года в г. Кондрово с помощью вертолета МИ-2 был установлен 12-метровый крест на колокольню храма. Систематически вертолеты аэроклуба использовались для обследования электрических линий. Выполнялись и другие работы, где нельзя было обойтись без применения авиации.
В 2000-х годах аэроклуб в Медыни закончил свое существование. В настоящее время на территории аэродрома располагается музей Вадима Задорожного и съемочная площадка киностудии «Военфильм».

После окончания Калужского авиационно–технического училища (КАТУ) в аэроклубе работали авиатехниками наши земляки Пучков Александр, Фокин Александр, Захаров Николай, Максимов Александр, Кузьмин Василий, Лапин Александр, Голубков Андрей, Митрофанов Сергей. Емельянов Валерий и Гаврилов Александр прошли обучение в аэроклубе как курсанты. Долгое время здесь работал прибористом, а затем заместителем начальника Новиков Александр.
Большим уважением и авторитетом среди летного и технического состава пользовался житель Медыни инженер аэроклуба Александр Владимирович Раджапов. Он отлично знал материальную часть вертолетов МИ-1, МИ-2, МИ-4, КА -26, а также винтовых спортивных самолетов ЯК- 18А, Як -12, ЧЕЗЕТ-326 (Чехословакия) и АН-2 («Аннушка»).
А.В.Раджапов окончил в 1966 году Центральную объединенную летно-техническую школу (ЦОЛТШ) ДОСААФ СССР в Грабцеве. Работал там же авиатехником. С сентября 1971 года по 1973 год служил в армии в авиации — в городе Борисоглебск Воронежской области. Лейтенант Раджапов летал борттехником на вертолете МИ-4. В Медынь Александр Владимирович прибыл после увольнения в запас в сентябре 1973 года, поступил на работу в аэроклуб.
Александр Владимирович вспоминает один из эпизодов работы в аэроклубе. В один из дней летчик-инструктор, мастер спорта СССР Виктор Петрович Федосеев после 30-минутного высшего пилотажа приземлился на спортивном самолете ЧЕЗЕТ-326. Нужно было осмотреть и подготовить самолет к следующему полету. Планировалось выполнение фигур высшего обратного пилотажа. (Обратный пилотаж — полет в положении вверх шасси. — Прим.авт.). Перевернутый полет вносит существенные изменения в конструкцию самолета. К обратному пилотажу допускались пилоты, в совершенстве владеющие техникой прямого пилотажа. А.В.Раджапов, подняв капот, обнаружил трещину подмоторной рамы двигателя. Самолет тут же был отстранен от эксплуатации и вскоре был списан. Так была предотвращена возможная катастрофа. За весь период работы Александра Владимировича в аэроклубе вынужденных посадок по техническим причинам самолетов и вертолетов не было.

В. Н. Жеребцов