Газета Заря

Главная Общество Обнимая небо

Обнимая небо

Автор editor

16 августа Россия отмечает День Воздушного флота

Памяти Александра Ивановича его дочь, Варвара Александровна Фирсова, написала очерк «Главное в моей жизни слово…». Приведу некоторые выдержки из очерка:
«…Его родители, Анна Егоровна Савоськина и Иван Филиппович Фирсов, – уроженцы Калужской области. Семья была хоть и небольшая, но небогатая. Как-то я спросила, почему папа решил стать именно летчиком. Он мне рассказал, что вообще-то мечтал стать моряком дальнего плавания, но потом маленький спал на печке и свалился с нее во сне. Упал, ударился, заплакал, а мой дед, его отец, говорит: «Ничего, сынок, не плачь. Будешь летчик».
Во время войны мой папа был мальчишкой 7-8 лет, когда немцы сожгли его родной дом. «Одна ветла осталась. Видишь», — показывал мне папа это место. И мое детское сердце разрывалось от любви и жалости к папе. Старый дом стоял в нашей деревне, а нынешний наш дом папа с моим дедом построили сами, на новом месте от начала до конца своими руками. Папе тогда было 10 лет…
В деревне была церковь на старом кладбище, а около нее колодец. Во время войны немцы повесили в церкви всех русских солдат, которых нашли в окрестностях деревни. Папа вспоминал, что ходили за водой. А вдоль дороги трупы лежат окоченевшие, осень была. Страшно было, а шли за водой. Куда деваться.
А потом немцы и вовсе разрушили церковь. Русские солдаты освободили деревню. Стали разбирать завалы церкви, мальчишки им помогали. Папа вспомнил, что солдат сказал ему тогда: «Обязательно восстанови эту церковь, малец».
Папа мечтал восстановить часовню в деревне. Обратился с просьбой к администрации района. Они папу выслушали. Тогда бывший мэр Москвы Ю.М.Лужков в нашем районе развернул хозяйство и производство молочной продукции. Но вместо часовни в нашей деревне он проспонсировал строительство огромного храма в соседнем Романово. Папа тогда переживал очень. Не выполнил наказ русского солдата – освободителя родной земли…
Поступать в летное училище отец отправился с рублем, который ему дала мать – моя бабушка. Ехал в поезде, а рубль провалился из кармана брюк в сапог, и папа думал, что его потерял. Плакал на станции, пришлось обратно возвращаться
«зайцем» без билета, а домой шел пешком (от станции 10 км до деревни), а рубль-то в сапоге! В первый год не получилось поступить в летное училище. Поехал во второй раз — и денежки уже припрятал в потайной кармашек, чтобы не потерять.
Вообще при всех своих заслугах удивительной скромности был человек. Удивительной скромности и удивительной порядочности. Не терпел лицемерия в людях, это качество я взяла от него тоже. Критику принимал удивительно хорошо. Сильный духом был человек. Сильный был и физически…
Отец очень любил всех нас – свою семью. Маму любил больше жизни. Они познакомились на деревенском «пятачке» — так они называли место у реки, где собиралась деревенская молодежь. Поженились 2 января 1958 года в Москве. Маме было 20 лет, папе 21. И вместе по жизни прошли бок о бок 57 лет…
Я родилась, когда маме было уже 42, а папе 43. До этого у мамы случилась трагедия – в 26 лет она потеряла двух мальчиков-близнецов. Они родились мертвыми, а мама сама чуть не погибла. Случилось это, когда папа служил в гарнизоне под Оренбургом. Маму тогда папины солдаты-подчиненные по бездорожью в больницу в дождь несли на плащ-палатке. Успели донести. Смогли…
Поэтому, когда я родилась 22 апреля 1979 года, в той самой больнице, где через 36 лет папа скончается в ожоговом центре после ДТП, вся моя семья отпраздновала мое появление на свет…
На пенсию папа ушел, как он выражался, «несписанным» летчиком в 1995 году. Очень гордился тем, что ушел сам, что его не списали. Профессию свою обожал, гордился своей причастностью к сообществу авиаторов.
В 1998 году мы все переехали из Жуковского в Москву, потому что я поступила учиться. В этом же году мама тяжело заболела, она полностью потеряла зрение. И все эти долгие и мучительные для мамы 17 лет папа преданно ухаживал за ней. Не оставлял ни на минуту. Почти не отходил от нее, никуда не ездил, хотя я знаю, что ему хотелось и встретиться с однополчанами, мечтал еще и поработать, преподавать. Мог бы это делать превосходно и выучить еще не одно поколение летчиков…
Основная его жизнь проходила рядом с мамой. Он говорил всегда: «Я ее не брошу, не оставлю ни на кого. Она без меня не сможет. Никому ее не доверю». И не оставил, исполнил свое обещание – ушел вслед за мамой 8 июля 2015 года — в День семьи, любви и верности… И последние его слова были о маме: «Вытащите супругу из машины», — просил отец, уже теряя сознание от боли. Вот такой она была, их любовь.»
Впечатляет, как тепло, искренне, с болью огромной утраты написан очерк Варварой Александровной Фирсовой о своем отце. В настоящее время она проживает в Москве, работает в детском клубе «Академики» инструктором. Воспитывает дочь Веру.
Похоронен А.И.Фирсов вместе с супругой Лидией на кладбище Пятница-Городня близ д.Михальчуково Медынского района.
Подготовил
В.Жеребцов

Александр Иванович родился 16 сентября 1936 года в деревне Михальчуково Медынского района Калужской области.

В 1954 году окончил Липецкую специальную школу ВВС. В рядах Вооруженных Сил СССР с 1954 года. В 1955 году окончил 10-ю ВАШПОЛ (г.Кременчуг), в 1957 – Кировабадское ВАУЛ, до 1960 года служил в нем летчиком-инструктором. В ноябре 1965 года уволился в запас.

После увольнения в запас в 1967 году окончил Школу летчиков-испытателей.

С ноября 1967 г. по сентябрь 1974 г. – летчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. Участвовал в испытаниях самолетов Ту-134, Ту-54 и их модификаций.

С сентября 1974 г. по май 1995 года – летчик-испытатель Летно-исследовательского института (в 1991-1993 гг.. – начальник летно-испытательного комплекса).

Провел испытания комплекса дальней космической навигации на Ил-62; испытания опытных двигателей; ряд испытательных работ на Ан-12, Ан-24, Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ту-154, Як-40, Як-42.

Долгое время проживал в г.Жуковский Московской области, позже — в Москве.

Награжден орденом «Трудового Красного Знамени», многими медалями.

8 июля 2015 года умер от ожогов, полученных при ДТП.