Газета Заря

Главная Образование Создать ситуацию успеха для каждого ученика

Создать ситуацию успеха для каждого ученика

Автор editor

Педагоги и родители все чаще задаются вопросом: почему дети не хотят учиться? Первоклассники просто рвутся в школу: глаза горят, эмоций — «вагон», интереса к учебе — «воз и маленькая тележка». Но проходит год-два — и этот интерес пропадает. К пятому классу уже становится трудно заставить ребенка делать уроки. А в 11-ом услышать от ученика, что в школе интересно и здорово, — вообще нонсенс.
«Повысить мотивацию к получению новых знаний и приобретению полезных навыков и умений  можно, создав для каждого ребенка ситуацию успеха», — считают учителя Кременской средней школы. Именно эта идея была заложена в основу программы перехода общеобразовательного учреждения в эффективный режим работы, ставшую победителем регионального конкурса.
Выйдя в лидеры среди 35 школ-участников, кременские педагоги получили право открыть серию обучающих семинаров для руководителей и заместителей руководителей школ, направленных на повышение качества образования. Участие в работе первого семинара приняли директор Калужского института развития образования М.В.Чеченкова, заместитель директора С.Н.Распопова, заведующая районным отделом образования Е.В.Дударева, а также делегации из Калуги и Обнинска, коллеги из Бабынинского, Барятинского и Износковского районов.
— У нашей школы есть все условия для устойчивого роста результатов образовательной деятельности: профессиональный и заинтересованный коллектив, сложившиеся традиции воспитательной и учебной деятельности и, наконец, современное здание и инфраструктура, — приветствовал гостей  директор Владимир Алексеевич Грищенко.
Проводя экскурсию по школе, руководитель рассказал, что после полномасштабной реконструкции, проведенной по региональной программе развития сельских территорий, здание школы преобразилось, стало намного уютнее и функциональнее. Кроме просторных учебных классов, оснащенных современным компьютерным оборудованием, сегодня здесь есть красивый актовый зал с музыкальной и световой аппаратурой, просторный спортивный зал, библиотека, столовая и обеденный зал, современная спортивная площадка, а также большой музей, некоторым экспонатам которого могут позавидовать многие музеи всероссийского значения.
За последний год в школе наметились перспективные точки роста: появились значимые результаты в исследовательской деятельности учащихся, складываются новые формы воспитательной работы и социальных практик. Но эти достижения, отметил Владимир Алексеевич, носят разовый и локальный характер. Нет тенденции к устойчивому росту качества знаний, нет стабильности в успеваемости учащихся.
Надо сказать, что подобная ситуация сегодня сложилась во многих образовательных организациях как нашей области, так и страны в целом. А потому проблемы, за решение которых взялись кременские учителя, — проблемы общие.
Так как же сделать так, чтобы дети шли в школу с желанием, чтобы они почувствовали себя в ней не гостями, а хозяевами? Чтобы в перспективе они выросли успешными людьми? Выстроить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы ребенок поверил в себя! Понятно, что для каждого ученика «точка успеха» будет разной, но без этой самой точки невозможно движение вперед.
Проанализировав плюсы и минусы имеющейся в школе образовательно-воспитательной системы, педагоги поставили перед собой ряд задач. Среди главных – повышение компетентности учителя и модернизация внутришкольного контроля, широкое внедрение проектного метода – как в урочную, так и внеурочную деятельность, выстраивание действенной системы ученического самоуправления, поддержка имеющихся и создание новых детских объединений. Реализация задуманных планов, резюмировал руководитель педагогического коллектива, не требует привлечения дополнительных финансовых средств. Основной ресурс – готовность и желание работать по-новому.
А они есть! В этом участники семинара смогли убедиться, побывав на  открытых занятиях. На уроке русского вместе с учителем М.Н.Кошелевой семиклассники изучали особенности языка рекламы и сами составляли рекламные тексты. На физике под руководством М.В.Алехина учащиеся 8-го класса делали лабораторную работу по расчету количества теплоты. Живой интерес – как у детей, так и у взрослых — вызвало внеурочное занятие по биологии в 6-ом классе: с учителем Э.С.Хамидовой моделировали клетку из пластилина. А внеурочное занятие «Осенний калейдоскоп» во 2-4 классах, которое провела Л.В.Дидусенко, показало, как можно сочетать познавательную и творческую деятельность.
В заключение своим инновационным опытом с коллегами поделился учитель школы Э.А.Краснов. Член Всероссийской ассоциации учителей географии, этот педагог постоянно находится в поиске, находя в огромном количестве современных методик и подходов именно те, которые смогут сделать урок результативным, а школьный предмет понятным и увлекательным для детей.
У мудрого Сократа есть удивительные слова: «Кто хочет — ищет способы, кто не хочет — причины». Кременские учителя теперь точно знают, в каком направлении им идти, чтобы добиться желаемого результата. Пожелаем им успехов на этом нелегком пути!

Елена Шкумат.