Вдохновляемся сами, вдохновляем других
Вдохновляемся сами, вдохновляем других

Ребенок, родившийся в XXI веке, практически с пеленок
знающий, что такое планшет и компьютер, совсем не такой, какими были дети, скажем, 30-40 лет тому назад, а потому и воспитывать его старыми методами неприемлемо. Понимая это, педагоги детского сада «Колокольчик» смело включаются в эксперименты по апробации инновационных программ. Пробуют, анализируют, делают выводы и охотно делятся своими открытиями не только с воспитателями и учителями Медынского района, но и с коллегами
из других районов.
Первой программой, которую апробировали в этом дошкольном учреждении, была программа дополнительного математического образования «Школа королевы Геры». Ставшая начальной ступенькой в формировании математических представлений, она также способствовала развитию у детей логики, мышления, внимания, памяти, речи. Ребята, занимавшиеся по ней, вышли из стен детского сада год назад, но работа не остановилась — инновационная площадка переместилась в Дом детского творчества. Сегодня воспитатели «Колокольчика», сопровождая своих преемников, продолжают наблюдать за юными математиками и радуются их успехам.
С внедрением ФГОС дошкольного образования появилась еще одна инновационная программа — программа «Вдохновение», и детский сад «Колокольчик», единственный в Калужской области, был выбран для ее реализации.
Для того чтобы понять суть этой программы, вспомним, как до недавнего времени строился образовательный процесс в дошкольном учреждении. Ребенка «сажали за парту» и говорили ему, что сейчас, например, мы будем заниматься математикой, а чуть позже — развитием речи. Превратив его в будущего школьника, ему предоставляли готовый для изучения продукт — шаблон, по которому он должен действовать.
Никаких шаблонов, сказали разработчики новой программы, пусть инициатива исходит от ребенка, а не от взрослого! Для общества сегодня важно, чтобы дошкольник в первую очередь умел не читать и писать, а  умел ставить перед собой цели и искать пути их достижения. То есть он должен быть способен добывать знания самостоятельно.
Как этому научить?! Задавшись столь непростым вопросом, в «Колокольчике» внимательно изучили положения программы и поняли, что надо перестраиваться. Перепланировали группу, поменяли расположение мебели, образовательную среду и, главное, пересмотрели свои взгляды, используемые педагогические и методические приемы. Было нелегко, но все получилось! И теперь, спустя полтора года, коллектив готов делиться полученным методом проб и ошибок опытом.
Так, участники одного из последних семинаров, проходившего на базе дошкольного учреждения и собравшего коллег из Дзержинского и Козельского районов, смогли увидеть, что  утро детей в экспериментальных группах начинается с детского совета, где они вместе с воспитателем планируют, чем сегодня будут заниматься. Педагог ежедневно готовит центры детской активности, которые наполняются интересным, развивающим и познавательным для ребенка содержанием. Время познавательной деятельности не регламентируется. По ее итогам все встречаются в детском круге и рассказывают о том, что узнали нового, проводят параллели из своей жизни, делятся впечатлениями. Большое внимание отводится проектной деятельности, в которой активное участие принимают родители
воспитанников.
Что в результате? «Уже сегодня можно говорить о том, что ребята, занимающиеся по программе «Вдохновение», стали более активными, открытыми, самостоятельными, — рассказывает заведующая детским садом О.Я.Куманцова. — Они высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями, не боятся задавать вопросы, они готовы
к любым переменам».
А перемены — не за горами. Уже в сентябре детям нынешней старшей группы предстоит переступить порог школы, и очень бы хотелось, чтобы заложенные в них навыки и умения не растерялись, а только приумножались.
Ну а коллектив детского сада и дальше будет реализовывать данную программу. И не только эту. Уже сегодня, войдя в число участников региональной инновационной площадки «Сетевое сообщество муниципальных
координаторов преподавания курса «Основы православной культуры» как новая модель методического взаимодействия», он разрабатывает проект по возрождению традиций семейного воспитания. Пожелаем «Колокольчику» удачи!

 

Из первых уст
Валентина Семеновна Матвеева, методист ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования»:
— Я бы хотела высказать слова похвалы и благодарности Медынскому району, в частности, детским садам «Колокольчик» и «Пчелка», которые становятся у меня первыми ласточками. Как только появляется новая программа для дошкольников и есть возможность ее апробировать, они готовы к экспериментам.
«Вдохновение» — это уникальная и совершенно новая программа. Она дарит педагогам чувство собственной профессиональной компетентности, профессиональную свободу, создает плодотворную почву для детского развития.
На семинаре мы увидели, как воспитатели гибко выстраивают педагогический процесс — в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями ребенка, добиваясь прекрасных образовательных результатов каждого.

Педагоги Козельского района:
— Материал, представленный коллективом, заставляет думать, анализировать работу, ставить новые цели для дальнейшего профессионального роста. Мы по-новому посмотрели на реализацию ФГОС дошкольного образования.
Обращает на себя внимание профессионализм воспитателей, вдохновение,
искренняя увлеченность делом и желание делиться своим опытом с коллегами
из других детских садов.

Елена Шкумат
 Фото В.Хозяиновой
и с сайта д/с «Колокольчик»