Газета Заря

Главная С Первомаем, дорогие медынцы!

С Первомаем, дорогие медынцы!

Автор editor

В трудовой книжке всего одна запись

Человек удивительной судьбы и уникального опыта, генеральный директор Союза «Метроспецстрой» Алексей Гаврилович Лёвин удостоен множества государственных, отраслевых, общественных наград и званий: он — Герой Социалистического Труда, заслуженный строитель России, кандидат технических наук, лауреат Правительственных премий, председатель Центрального правления Всероссийской общественной организации «Трудовая доблесть России», вице-президент Российского общества инженеров строительства… Перечисление можно продолжить. Об этой стороне жизни Алексей Гаврилович говорит так: «Никогда не гнался за чинами и наградами».
Родился Алексей Гаврилович Лёвин 8 мая 1936 года в городе Медынь в семье Гавриила Осиповича и Марины Ивановны Лёвиных.  С 1952 года работал в Управлении «Союзметроспецстрой». Прошёл путь от мраморщика, каменотёса, плиточника, столяра до строительного мастера, производителя работ, начальника участка, заместителя начальника Управления. С 1973 года генеральный директор, а затем президент Союза «Союзметроспецстрой».
У Алексея Гавриловича в трудовой книжке — одна запись о месте работы. Пришёл в коллектив, который тогда назывался специальный строительный поезд №901, 16-летним мальчишкой. Работать начал в раннем возрасте. Во время школьных каникул его взяли подсобным рабочим на реставрацию Богоявленского кафедрального собора в Елохове. Под чутким руководством наставников учился обрабатывать гранит и мрамор. «Ничего не умел делать. Меня учили, и я учился. Помню, что сильно уставал, как ныли по ночам руки, и в то же время какую радость испытывал, выполняя доверенное мне дело, где ценились не только качество и надежность, но и красота труда! Столярное дело знал от отца, постепенно освоил несколько строительных специальностей — мог работать по мрамору естественному и искусственному, плитке, граниту, мозаике, лепнине».
Сам Алексей Гаврилович считает, что ему просто повезло в жизни на хороших людей. Называет немало фамилий, а первой — Валерия Яковлевича Гончарова,  великолепного специалиста-отделочника. Именно он стал первым бригадиром, да и наставником юноши на многие годы. Видимо, приглянулся Алексей этому человеку, он вскоре взял его с собой на отделку Дома правительства в Тбилиси.
Это была первая командировка в его жизни. А потом принимал участие в строительстве и реконструкции большого количества объектов (в том числе уникальных) на территории СССР и России: вокзалов в Баку, Тбилиси, Красноярске, Москве (Ярославский, Курский, Казанский, Ленинградский, Рижский, Савеловский, Павелецкий, Белорусский), аэропорта Домодедово, аэропортов в городах Минеральные Воды, Киеве, Тбилиси, Таллине, станций метро во многих городах России, Бульварного кольца, Андреевского, Бородинского, Краснокалужского и Крымского мостов, морских вокзалов, спортивных сооружений. Участвовал в строительстве ВАЗа, КАМАЗа, БАМа, руководил оформлением первых концертных залов в Киеве и Ташкенте, объектов здравоохранения, санаториев (в том числе в Ялте и в Подмосковье), мемориальных комплексов (на Поклонной Горе, Манежной Площади), руководил реконструкцией резиденции Президента РФ в Кремле.
Ни в одной из командировок Лёвин не расставался с учебниками. Окончил школу рабочей молодежи, учился постоянно, защитил кандидатскую диссертацию. Говорит по этому поводу так: «Крепкий я. Если что задумал, добьюсь обязательно». Так было во всём. Мечтал стать первоклассным мастером — и стал.
В трудовой биографии Лёвина было много станций метрополитена. Как в песне поётся: «От Сокольников до Парка на метро», так и у Лёвина с каждой станцией связана какая-нибудь история. На «Кропоткинской» его бригада меняла мраморные плиты на путевых стенах и капители на колоннах. Работали по ночам, ведь в пять утра метро «просыпается». «Начинали только после прохода последнего поезда, когда закрывался вход на станцию. Примерно в два часа ночи диспетчер линии давал распоряжение о снятии напряжения с контактного рельса. После этого в тоннелях включалось полное освещение и разрешалось начало работ. И нужен бешеный ритм, чтобы за неполные три часа сделать как можно больше и качественней. Мне много лет довелось возглавлять бригаду, и к моменту отключения напряжения у нас было наготове всё необходимое для работы, так что не теряли ни минуты».
Происходила смена вождей, и со стен станций стирали имена, убирали статуи и изречения, а некоторые фрески и мозаики «подправляли». Во время кампании Хрущёва по «борьбе с архитектурными излишествами» из проектов архитекторов беспощадно вымарывались арки и колоннады, барельефы и мозаичные панно. Так появились станции, которые люди окрестили «метрохрущёбами». С середины 60-х скульпторов и художников вообще перестали привлекать к оформлению станций метро. Их штамповали быстро и однотипно с одной целью — догнать убегающие границы Москвы, поэтому большинство станций, возникших тогда, похожи, как братья-близнецы, и одинаково безлики. Их прозвали «сороконожками» — два ряда колонн и кафельная облицовка стен. Алексей Гаврилович отметил, что в те годы, когда речь шла об использовании на станции мрамора и гранита, приходилось получать разрешение у министра! Бетонные стены оставляли голыми и только красили масляной краской — белой или бежевой, а нижнюю часть стен, чтобы не пачкалась, покрывали простеньким кафелем.
С приходом к власти Леонида Брежнева в метро снова появились скульптуры и другие украшения. Время изменилось, и, возможно, современному молодому поколению, живущему в совершенно ином мире, ближе хай-тек — стекло, металл, причудливое освещение. Но традиция строить подземные дворцы не исчезла, и станция «Парк Победы», открытая в 2003 году, это подтверждает. Здесь в полной мере использован мрамор разных оттенков, гранит, другие камни.
В последние годы «Союзметроспецстрой» получает самые различные заказы, и мастера каменных работ справляются с ними с честью. Качественно и с душой поработали при отделке величественного храма Христа Спасителя — гордости столичных зодчих. Мастера сотворили в главном кафедральном соборе России внешнюю и внутреннюю отделку храма, алтарь и гранитные именные памятные доски, провели облицовку мрамором и гранитом фасада Зала Соборов, Надвратной звонницы и смотровых площадок, Верхнего Храма, уложили плиты мощения у Верхнего Храма со стороны улицы Волхонка. В первоначальном виде ими восстановлен мраморный иконостас.
Алексей Лёвин по этому поводу говорит: «Когда всматриваюсь в многообразие белоснежно-голубоватых оттенков храма Христа Спасителя, облицовку Крымского и Бородинского мостов, любуюсь янтарным бадахшанским мрамором станций метро «Китай-город» или «Кузнецкий мост», то невольно задаю вопрос: «Неужели всё это сделали мы?»
Да, это сделали мастера каменных работ. А ещё одели в белоснежную каменную вязь Манежную площадь и площадь Европы. По соседству с Красной площадью реконструировали Гостиный Двор, и сделанные специалистами каменные кружева вызывают восхищение. Нарядами от них «щеголяют» здания Новой Оперы и Счётной палаты, благородно-строгие пешеходные мосты — Киевский и Андреевский, а ещё — станции монорельсовой дороги, Лефортовский тоннель… Список этот внушителен, а природный камень здесь — не символ помпезности, а современный модный дизайн.
Были и другие важные объекты: реконструкция знаменитой станции «Воробьевы горы», единственной в мире, расположенной над рекой; реконструкция и реставрация станции метро «Маяковская»; уникальная по сложности работ отделка комплекса в пассажирском авиатерминале аэропорта  «Внуково».
«У нас работают лишь россияне, более 200 человек, а труд гастарбайтеров мы не используем, потому что высоки требования и к уровню квалификации, и, одновременно, к физической выносливости: средства механизации в работе применить трудно, каждое изделие массой до сотни килограммов и более, нужно очень точно позиционировать. Если что-то сделано не так, то, не дожидаясь замечаний от заказчика, переделываем работу сами».
По словам Лёвина, какими бы разными ни были объекты, к каждому из них мастера-отделочники подходят со всей ответственностью и любовью.
Алексей Гаврилович стал последним из строителей, кому за выдающиеся производственные достижения и новаторскую деятельность была вручена высокая награда — звезда Героя Социалистического Труда. И сегодня он рад, что Указом Президента РФ  В.В.Путина от 29 марта 2013 года №294 установлено звание Героя Труда Российской Федерации. Всероссийская организация Героев, кавалеров государственных наград и лауреатов государственных премий «Трудовая доблесть России», которую ему доверено возглавлять, выступает за активную пропаганду человека труда, чтобы труд в России опять стал делом чести, доблести и геройства, как это всегда было в нашей стране. «Без возрождения значимости труда в обществе, без поддержки человека труда невозможен кардинальный прорыв экономики России!»
Алексей Гаврилович Лёвин живёт и работает в городе-герое Москве, но связи с Медынью, городом своего детства, не порывает. Он часто бывает в Медыни, его интересует, как развиваются район и город, чем живут медынцы, по возможности помогает. Весной 2013 года Центральное правление ВОО «Трудовая доблесть России», которое возглавляет наш земляк, приняло решение о создании в Медыни монумента «Человеку доблестного труда», символизирующего славные трудовые традиции прошлого. Этот памятник был установлен рядом с районной Доской почета 19 сентября 2013 года.
Алексей Гаврилович Лёвин — это пример счастливого человека, который добился в  жизни всего своим трудом,  целеустремленностью и ответственностью, человека, преданного любимому делу.

В.В.Чугаева, библиограф Медынской городской
библиотеки