О ПОМЫСЛАХ ДОБРЫХ И ЗЛЫХ

Мысль имеет в жизни человека очень большое значение. Мысль формирует поведение человека, его отношение ко всему окружающему, к самому себе, к ближним. Мысль добрая создает в душе человека добрую атмосферу, и напротив, мысль злая наполняет душу злом.

Кто-нибудь скажет, а какая разница, о чем я думаю? Как это влияет на меня? Оказывается, мысль напрямую влияет на человека. В большинстве случаев человек сначала подумал, а потом приступил к действию. Никакой преступник и насильник не совершил преступление сразу (кроме тех случаев, когда преступление совершено непреднамеренно). Прежде он помногу раз продумывал его, согласился и решился в конце концов на совершение преступления.

Святые отцы указывают нам на последовательность действия помысла на человека и на последовательность порабощения человека помыслу. Как говорят святые Отцы, первым приходит к человеку прилог, действие которого обнаруживается или в виде картинки (мечтания), или в словесной форме. Прилог — это начальная ступень помысла. Человек может отстраниться от этой мысли, молитвой прогнать его от себя, и в таком случае греха не произойдет. Или же (с чего начинается вторая ступень) можно начать рассматривать эту мысль и вступать с ней в беседу.  В этом случае уже начинается грех, потому что человек входит в контакт с этой мыслью. Если на этом этапе не прогнать от себя грешную мысль, то под  действием впечатления в душе происходит услаждение ею, что еще можно обозначить как «сочетание», «соединение» с этой мыслью. Это 3-я ступень.

Вслед за этим следует решимость человека на претворение мысли в жизнь, на реализацию действия, уже содеянного в мыслях. Теперь мы можем понять следующее: грех сначала происходит через мысли в душе человека и затем уже совершается на деле.

Святитель Игнатий Брянчанинов уподобляет мысль рулю огромного корабля. Руль всего лишь маленькая дощечка, но от того, куда он повернет, зависит судьба всего корабля.

Так и мысль: добрая мысль может возродить человека, укрепить и помочь ему во время испытания, злая — напротив, ввести в греховное, погибельное состояние.

Откуда же появляются помыслы в человеке? Многие думают, что и добрые, и злые мысли появляются в них самих, и сам человек является источником возникновения тех и других. Чаще всего именно по этой причине при возникновении греховных мыслей человек не спешит с ними бороться. Однако источником злых, греховных помыслов является дьявол, который незаметно для человека  подсовывает ему то одни, то другие греховные мысли, сам оставаясь как бы в стороне, незаметным. Такова его тактика — губить человека, оставаясь незаметным.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о том, что греховный помысел нужно отвергать тут же, как только он пришел. Ни в коем случае нельзя вступать с ним в беседу! Особенно это правило касается борьбы с блудными помыслами, борьба с которыми порою идет очень тяжело. Блудной страстью дьявол наиболее пытается уловить и погубить человека и прежде всего  через мысли, ибо мысли приводят человека уже к действию.

Когда идет борьба с блудными мыслями, очень важно не вступать с ними в беседу, хотя бы целью беседы было противоречить и осуждать нечистые мысли.

Преподобный Исаак Сирский говорит по этому поводу: «Ты выходишь на поединок с борцами, укрепленными шеститысячелетнею опытностью! Твое собеседование с ними доставит им возможность обдуманно нанести тебе поражение, превышающее меры премудрости и разума твоих. Если б ты и победил их, то ум твой остается оскверненным скверною помыслов, принесенных ими…» (по Игнатию Бр. Т.5, с.303).  Преподобный Иоанн Лествичник говорит следующее: «Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие и убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества». (Лествица, ст.15, с.206).

Боримому блудными помыслами следует бороться усиленно с ними. Свт. Игнатий Брянчанинов дает два оружия. Первое — частая исповедь с сокрушением, смирением и надеждой. Второе — искренняя, теплейшая молитва к Богу.

Частая исповедь очень помогает человеку в этой борьбе. Когда человек чаще исповедуется, то через это он смиряется, видит свое бессилие своими силами без Бога победить в этой брани. Через частую исповедь сила воли укрепляется к добру. Вот как об этом говорит свт. Игнатий Брянчанинов: «Такое исповедание, уничтожая двоедушие, или колебание между любовью к Богу и любовью ко греху, дает благому произволению (т.е. благому направлению нашей воли) необыкновенную силу. (т.5, с. 302). Вспомним еще и то, что исповедь — это не просто беседа, а таинство (от слова тайна), в котором Сам Господь принимает раскаяние и прощает грехи, а также и укрепляет человека, подавая ему духовные силы на преодоление греха.

Очень важно бороться с блудными помыслами с помощью молитвы. Когда человек борется с блудными помыслами молитвой, не должно быть нерешительности и неопределенности, но молитва должна быть подкреплена твердым намерением не принимать мыслей и бороться с ними до конца. Нужно помнить, что Господь невидимо находится с нами рядом во время брани и сразу не освобождает нас от борьбы потому, что ждет от нас свободного выбора: к чему мы устремимся — к Богу или ко греху. Тем самым давая нам возможность сделать свой выбор, давая увидеть его.

 Священник Александр Земцов