Газета Заря

Главная Культура А если дерева коснуться — Волшебной силой напоит…

А если дерева коснуться — Волшебной силой напоит…

Автор editor

Искусство — многогранно, и фантазия человеческая не знает предела. Мы восхищаемся живописными полотнами художников, монументальностью или изысканностью скульптур из камня, нас увлекает фотография и удивляют абстрактные композиции из подручных материалов.  
Дерево же, как материал, посредством которого художник воплощает свою творческую идею, занимает особое место. Ведь оно красиво во всех своих проявлениях.

В Медынском музейно-выставочном центре выставлены работы сразу двух мастеров, работающих с деревом, двух Евгениев — Евгения Сонина и Евгения Кондратюка.
Недавно мастера встретились с проживающими Дома-интерната «Двуречье» и рассказали им о своем творчестве.
Сонин Евгений Александрович родился в 1939 году. Он врач-психиатр Медынского психоневрологического интерната. Его медицинский стаж около 55 лет, из которых 10 работал фельдшером и медбратом, 45 — врачом. Ветеран труда, почетный донор СССР. Награжден почетными грамотами министров здравоохранения России и Калужской области. Более 20 лет назад увлекся корнепластикой, участвовал во многих выставках. Сделал более 70 работ.
— Свою творческую деятельность, — рассказывает Евгений Александрович, — я начал случайно. Моя мама живет в Туапсе, и мы с женой к ней часто приезжали. Там на пляжах, особенно весной, очень много бурелома приносит с моря, также деревья падают со скал. Так мы увидели несколько чудных корней. Я подумал, что они напоминают фигуры, и если их обработать, то может получиться что-то интересное. Дерево, долгое время обласканное морем, становится очень прочным материалом, и его выделка — процесс трудоемкий. Но при этом и сносу таким скульптурам нет — сделанные из горных сосен, граба, бука, они имеют плотную древесину и могут простоять тысячи лет.
На вопрос, как же из простого сучка получается скульптура, мастер рассказал, что сначала появляется видение  — то есть понимание того, что этот кусочек дерева напоминает какую-то фигурку. Затем при помощи разных пилок, стамесок и других инструментов дерево обрабатывается. Для завершения образа используется и подручный материал, такой, например, как отшлифованные морем камешки и стекло. Готовая скульптура покрывается лаком и становится украшением чьего-то дома. Ведь художник большую часть своих скульптур дарит родным и друзьям.
Евгений Александрович заметил, что это увлечение очень помогает ему в жизни, ведь работа врача-психиатра все-таки тяжелая. Еще доктор Сонин поделился и своими творческими планами, он рассказал, что в прошлом году нашел кусок дерева, по виду напоминающий динозавра, и сейчас работает над скульптурой, которая в будущем будет стоять в музее.
***
Кондратюк Евгений Тимофеевич родился в 1943 году в семье колхозников в Юхновском районе. В 1960 году окончил среднюю школу и поступил в строительное училище №1 г.Калуга, где получил специальность плотника. После армии пришел на деревообрабатывающий комбинат №9 в Москве, где и проработал в общей сложности 40 лет. Много лет возглавлял бригаду отделочников-краснодеревщиков. Является кавалером многих наград, носит высокое звание Лауреата Государственной Премии СССР, почетный член Российского общества охотников.
— Свои работы я называю просто поделками. Я никакой не профессионал и не художник, — сказал Евгений Тимофеевич в начале своего рассказа. — А интерес к дереву у меня, наверное, с детства. Причем с течением времени обозначилось несколько любимых тем. Особое место среди них занимают лошади — я вырос с ними и очень люблю этих благородных животных. Другая тема — православие, хоть я коммунист и из партии не выходил, но считаю, что неверующих людей не бывает. Также близка мне тема охоты — отец был охотником, да и я тоже до сих пор этим  увлекаюсь. И еще люблю делать портреты. Однако я не портретист, но, бывает, встречаешь такое лицо, которое почему-то хочется передать в дереве… Еще одна тема, которая мне интересна — репродукции картин великих художников.
Евгений Тимофеевич рассказал, что техника, в которой он работает, называется маркетри. Что это трудоемкий процесс создания произведения, при котором пластинки разных пород дерева врезаются в массив дерева. Что в его коллекции порядка 30 с лишним пород древесины, среди которых есть редкие и экзотические — например, чинара, французский клен, канадский клен, корейская береза. Сказать, что эта техника очень сложная, трудоемкая — это ничего не сказать, пояснил мастер и рассказал о хитростях своего искусства.
На выставке представлена лишь пятая часть работ мастера. Хотя на каждую нужно время. Иная картина получается за три-четыре дня, а другая не складывается годами. Так, например, репродукцию картины художника Перова «Охотники на привале» краснодеревщик делал 19 лет.
— Иногда у меня спрашивают, — сказал Евгений Александрович, — почему у вас нет ученика? Дело в том, что несовершеннолетнему этим заниматься нельзя, так как производство вредное — лаки, растворители, опасные режущие инструменты, и детей, конечно же, к этому допускать нельзя. А взрослого человека чтобы учить, нужно, чтобы он этим «горел».
Сейчас в задумках мастера — сделать портреты медынских Героев Советского Союза.
Встреча получилась просто незабываемая. Проживающие Дома-интерната с удовольствием слушали мастеров, задавали им вопросы, с интересом рассматривали картины и скульптуры, а желающие могли получить автограф на фотографии с изображением картин Е.Т.Кондратюка. От лица заведующей отделом культуры районной администрации Л.А.Ларичевой Е.А.Сонину и Е.Т.Кондратюку были вручены Благодарности. А всех гостей ждал радушно накрытый стол.
В заключение встречи Евгений Тимофеевич подарил Дому-интернату «Двуречье» сделанную его руками икону Божией Матери Калужской с памятной надписью. Администрация Дома-интерната выразила глубокую благодарность организаторам выставки, лично директору Медынского МВЦ А.В.Акининой и мастерам-самородкам за чудесную выставку. Отдельную благодарность директор «Двуречья» Т.П.Комиссарова высказала Евгению Тимофеевичу за такой бесценный подарок.

Виктория Хозяинова