Газета Заря

Главная Образование Главное — выбрать дело по душе

Главное — выбрать дело по душе

Автор editor

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать свой жизненный путь. Любому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать: не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.
В целях профессиональной ориентации старшеклассников в Медынской средней школе организуются встречи с бывшими выпускниками. Одна из таких встреч — с уникальнейшим человеком, Александром Алексеевичем Сидоровым, состоялась на прошлой неделе в читальном зале школы.

Золотой медалист Александр Сидоров окончил школу в 1960 году. В то время юноше едва исполнилось семнадцать. Однако ни возраст, ни то, что он проходил обучение в обычной провинциальной школе, не помешали ему преодолеть большой конкурс и поступить на физический факультет одного из самых престижных вузов Советского Союза — в Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.
И по сей день, уже будучи состоявшимся ученым, Александр Алексеевич с большой благодарностью вспоминает своих школьных учителей, прививших ему тягу к знаниям, воспитавших трудолюбие и терпение. Без этих качеств, говорит он, нельзя добиться каких-либо успехов в любой сфере деятельности.
Учеба в МГУ, особенно на первых курсах, когда по окончании каждого семестра в группе недосчитывались нескольких человек, давалась нелегко. Тем не менее, за пять с половиной лет обучения Александр Сидоров получил всего лишь две тройки. Учиться, по его словам,  было безумно интересно — и не только потому, что в МГУ преподавали высококвалифицированные педагоги, но и потому, что теория постоянно сопровождалась практикой. На 4-ом и 5-ом курсах занятия студентов физического факультета проходили в филиале МГУ в городе Дубна, где был открыт первый в нашей стране Объединенный институт ядерных исследований, в котором работали ученые из разных социалистических стран.
Наверное, именно это обстоятельство стало решающим фактором в определении дальнейшего жизненного пути Александра Алексеевича Сидорова. По окончании университета по распределению он уехал работать в Томский научно-исследовательский институт ядерной физики, которому посвятил без малого 45 лет.
Профессия ученого предполагает постоянный поиск новых идей, новых решений, постоянное самосовершенствование.
— С годами, — обратился к ребятам Александр Алексеевич, — я научился учиться. И в качестве напутствия рассказал им вот такую притчу.
Однажды на урок учитель пришел с пустой трёхлитровой банкой.
— Эта банка совершенно пуста, правда? — обратился он к ученикам.
— Да, — закивали те в ответ.
Тогда учитель взял камешки, около трёх сантиметров в диаметре, и засыпал их в банку.
— Как, по-вашему, теперь банка полная? — снова спросил он.
— Да, теперь полная, — с недоумением ответили дети.
Тогда учитель взял камни помельче и стал снова засыпать их в банку, потряхивая её так, чтобы они заполнили пустые места.
— Как вы думаете, теперь эта банка полная? — снова спросил учитель.
— Да, конечно, — хором ответили учащиеся.
Учитель достал из стола ещё одну коробку. На этот раз в ней был песок. Он аккуратно стал засыпать его в банку. Мелкие песчинки заполнили все оставшиеся просветы и всё закрыли.
И снова профессор спросил:
— Полна ли сейчас банка?
— Теперь она точно полна! — уверенно отвечали школьники.
— Я хочу вам сказать, — подытожил встречу Александр Алексеевич, — что банка — это ваша жизнь. Крупные камни — то, что вы узнали в школе. Камни помельче — проявление ваших способностей. Песок — ваше стремление к самосовершенствованию. Не ленитесь, не тратьте свою энергию попусту, стремитесь каждый день, каждый час узнавать как можно больше, ведь человеческий мозг устроен так, что может вместить и обработать гораздо больше информации, чем самый современный компьютер. И тогда ваша жизнь будет интересной и полной открытий!
Думается, этот урок — урок целеустремленности, любви к однажды выбранному делу — для старшеклассников был очень полезным, и они запомнят его на всю жизнь.

Елена Шкумат

***

О том, как выстроена система профориентационной работы в Медынской средней школе, рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Сергеевна Чугаева:

— Известно, что человек добивается наибольших результатов, когда делает то, что он хочет, и к чему имеет больше способностей. Решить эти проблемы во многом помогает профессиональная ориентация учащихся. В нашей школе разработана социально-педагогическая программа по профессиональному самоопределению учащихся, которая реализуется в несколько этапов.
В 1-4 классах классные руководители работают над формированием у младших школьников ценностного отношения к труду, пониманием его роли в жизни человека и общества в целом; развивают интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
В 5-6 классах педагоги развивают у школьников личностный смысл в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.
В 8-9 классах уточняется образовательный запрос в ходе факультативных занятий и курсов по выбору. Организуется групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.
В 10-11 классах проходит коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. Проводится тестирование учащихся. Осуществляются индивидуальные и групповые консультации. К профориентационной работе активно привлекаются родители, с помощью которых, в частности, организуются встречи с представителями различных профессий.
Хочется отметить разнообразную практико-ориентированную работу учителей в рамках экскурсионной деятельности на различные предприятия. В текущем учебном году это шоколадная фабрика «Фруже», располагающаяся недалеко от города Обнинск, ПЧ-15, музей истории милиции, Музейно-выставочный центр — в Медыни. В Музейно-выставочном центре ребята, приняв участие в различных мастер-классах, познакомились с интересными творческими профессиями.
Нельзя не сказать и о посещении  учащимися 9-ых и 10-ых классов Медынского лесничества и охотохозяйства «Озёрное», в ходе которых старшеклассники пообщались с представителями таких интересных и нужных профессий, как охотовед, егерь, лесничий.
Профориентационная работа проводится и через учебную деятельность. Такие предметы, как «Изобразительное  искусство», «Технология», «Окружающий мир», помогают учащимся приобрести практические и творческие навыки. Многие учащиеся начального и среднего звена посещают кружки, спрофилированные на  художественно-эстетическое, в том числе и вокальное, театральное  и другие направления: «Роспись по дереву», «Юный художник», «Учимся играть в театр», «Домисолька». Результатом данной деятельности стало участие детей в различных творческих выставках, фестивалях и конкурсах.
Профориентационная деятельность второй и третьей ступени является базовой и определяющей в школе, потому что именно в этот период — с 5 по 9 классы — учащиеся должны сделать свой выбор, связанный с дальнейшим направлением обучения в нашем учебном заведении или в другом, непосредственно связанном с будущей профессией. В этом учебном году среди школьников данной возрастной категории велась постоянная информационно-просветительская работа с участием классных руководителей, учителей-предметников,  школьного психолога. С девятиклассниками также встречались специалисты Центра занятости, представители Детчинского колледжа.
Старшеклассники принимали участие в Днях открытых дверей, проводимых теми или иными вузами. Несколько встреч — с представителями вузов, колледжей, сотрудниками ФСИН, прокуратуры, пожарной части — прошло непосредственно в стенах школы.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что профориентационная работа в нашей школе носит системный характер. И результат этой работы налицо: из 53 выпускников 2015 года с выбором будущей профессии определились 52. Большинство ребят планирует поступать в вузы Калужской области, более десяти при этом думают использовать целевое направление.